Положение женщин Руси IX - XV в. историками изучалось выборочно, или же освещались только представительницы привилегированных сословий. В этой статье будет проанализирован правовой статус женщины через нормативно-правовые акты древнерусского общества.
Имущественные и личные права русской женщины законодательно защищались государством
Основными источниками формирования личного капитала женщины являлось: приданое, выкуп за невесту женихом, дарения, продукты ее собственного труда, переданный от супруга капитал ("часть", в случае его смерти). Женщина могла распоряжаться личными средствами по собственному усмотрению, в том числе участвовать в торговле.
Исходя из ст. 5 Русской Правды, супруги находились в полной личной и имущественной зависимости, т.к. жена и дети обвиненного в разбое подлежали потоку и разграблению. Позже произошли изменения во взглядах на отношения супругов, подтверждением чему служит договор Новгорода с немцами 1270 г., по которому жена несла ответственность за долги мужа только в том случае, если она за него ручалась.
Новгородская берестяная грамота №9 содержит в себе положение, где жена могла требовать свое имущество из незаконного владения мужа.
После смерти мужа женщина считалась такой же правоспособной и заменяла мужа, становясь главой семейства. При этом, в Русской Правде говорилось, что мать не является ответственной за имущество перед детьми😁. Только при вступлении во второй брак мать должна была возместить те имущественные потери, которые понесли дети во время ее опекунства (опекуны пользовали всеми доходами, получаемыми с земли и имения).
Судебное разбирательство
Процессуальные права женщин закреплялись в Уставе князя Владимира и Судных Грамотах Новгорода и Пскова. Женщинам, помимо участия в процессах, предоставлялся ряд привилегий. Так, в Псковской Судной Грамоте говорится о возможности судебного представительства, наряду с малолетними, монахами, стариками и глухими (увечными). В Новгородской республике женщина присягала не в суде, а у себя дома. В Новгородской судной грамоте приводятся примеры целования креста мужем за жену и сыном за мать, и С.М. Шпилевский сравнивает это с правом господ присылать слуг вместо себя.🤗
Процессуальная дееспособность была не только у женщин из привилегированного сословия, но и из числа зависимого населения.
Женщины могли выступать в качестве свидетеля, что было недопустимо в европейских странах.
Новгород и Псков знал случаи, когда женщины могли выступать в качестве свидетеля при заключении гражданско-правовых сделок.
Не предусматривались запреты касаемо осуществления судебных полномочий. Нередко княгини были в качестве суда высшей инстанции.
В ст. 88 Русской Правды сказано, что убийство жены каралось «тем же судом», что и мужа. «Пошибание» (изнасилование) приравнивалось к ее убийству. Размер наказания был в зависимости от социального статуса женщины, а не социального статуса преступника. Денежную компенсацию получали пострадавшие, а не их мужья или родственники, как было в европейских государствах. Преступник был ответственный не только перед женщиной, но и церковью, князем и своей семьей.
Также была ответственность за увечье, оскорбление, срывание головного убора, загрязнение одежды женщины и др.
Наказывались такие преступления значительными штрафами, что опосредованно говорит о достойном месте женщины в жизни древнерусского общества.
В Наследственном праве
До XV в. дочери не наследовали имущества отца, им выделялось приданое, что, по сути, и составляло их собственность. Братья были обязаны содержать их до замужества и обеспечивать приданным до вступления в брак. При отсутствии сыновей все имущество поступало в княжескую казну. В соответствии со ст. 91 Пространной правды, только имущество бояр, не имевших сыновей, переходило по наследству к дочерям.
Судебник 1497 г. (ст.60) уравнял права получения наследства и сыновьями, и дочерями.
Женщина распределяла свое имущество между наследниками на случай смерти. В 93 ст. Русской Правды говорится о праве матери делать завещательное распоряжение и избирать наследника среди всех сыновей или даже дочерей. Распоряжения такого типа мог делать только глава семьи – отец. Далее. 106 ст. наделяла женщин правом, в отличие от своего мужа, выбирать, кому из детей передать свое наследство. Предпочтение отдавалось тому, кто проявил больше внимания к матери.
В Псковской Судной Грамоте отказ от содержания престарелой матери должен вести к изъятию в ее пользу у недостойного сына всей части наследуемой им собственности, которую нажили совместно отец и мать.
О семейном и религиозном...
После принятия христианства постепенно стал распространяться церковный брак, положение жены стало улучшаться, хотя бы потому что сохранение супружеской верности стало обязательным как для мужа, так и для жены🤦♀️. Конечно, церковь загоняет в определенные социальные стереотипы и создает условия, когда интересы женщины должны защищаться не ей самой, а иными лицами: отцами, братьями, сыновьями, опекунами, церковью. Особенно охранялась личность вдовы (религиозным уважением), т.к. оскорбить вдовицу считалось величайшим грехом. Здесь можно упомянуть о первых русских женских монастырях, которые были в качестве вдовьих домов.
После Куликовской битвы, когда появилось много вдов на Руси, матерью князя Владимира Храброго — княгиней Марией Константиновной в 1386 г. был основан Московский Рождественский монастырь.
Лишение родительского благословения было самым страшным наказанием для детей на Руси.
Князь Дмитрий Донской (XIV в.) в своем завещании писал: «А вы, дети мои, слушайте своее матери во всем, из ее воли не выступайтеся ни в чем. А который сын мой не имет слушати свое матери, а будет не в ее воли, на том не будет моего благословенья» .
Одинаковое право благословлять детей имели и отец, и мать.
В политической жизни...
Политическая деятельность была прерогативой мужчин. И все же, это не означало, что женщины были отстранены от участия в государственных делах. Ярким примером могут служить: княгиня Ольга, дочери Ярослава Мудрого, внучки Владимира Мономаха. Конечно, это женщины привилегированного сословия. И все же, они были полноправные правительницами в своем княжестве/вотчине, обладали личными печатями. Соответственно, такие женщины имели высокий уровень образованности и культуры по тем временам. Благодаря Ольги Русь узнала (и даже признала) деятельность женщины-правительницы. Доказала, что ни в чём не хуже императора Византии, обновила торговый договор и приняла христианство (955 г. или 957 г.).
Анна Всеволодовна (внучка Ярослава Мудрого), основав в Киеве Андреевский монастырь, организовала при нем первую школу для девочек, где не только обучали грамотности, но и осваиванию ремесел. Дочь полоцкого князя Святослава Всеславича Предслава в XII в., постригшись в монахини под именем Евфросиньи, стала писать книги и тоже открыла при Полоцком Софийском соборе школу.
Именно к женщине (неродной матери Владимира Мономаха) народ Киева обращается для восстановления мира между князьями (в случае конфликта между Святополком II и Владимиром Мономахом в 1097 г.).
Заключение
Другой век, другие люди.
Для женщины того времени в приоритете было воспитание детей. Она выступала как заботливая мать, хозяйка дома, перед которой даже взрослые сыновья имели подчиненное положение. Такая женщина-мать пользовалась большим уважением в древнерусском обществе.
Права женщин хоть и были преуменьшены, но не на столько сильно, как многие об этом думают. То общество весьма щадяще относилось к правам женщин любых категорий.
Время было всегда неспокойное, всегда была опасность нападения извне и потому значимость мужчин (защитников) была выше. Русская женщина хоть и находилась в тени мужчины, но это не говорит о том, что она была затворницей. В истории имеются примеры участия женщин в боевых действиях, например, в Куликовской битве. Женщины могли заниматься ремеслом и продавать его результаты, что приветствовалось и поощрялось. Также могли заниматься ростовщичеством, а владея землей, сдавать ее в аренду. Но, естественно, такие примеры не носили многочисленный характер, женщина слишком была занята воспитанием детей, которых было отнюдь не 2 и не 3, а 10!
Неспроста Россию олицетворяет женщина.