Обязательным условием является выполнение упражнений перед зеркалом.
Желательно, сидя за столом, чтобы ноги не мешали (ноги должны стоять в опоре на полу, если не достают, то на подставке). Руки на коленях, либо на подлокотниках. Спина опирается на спинку стула, чтобы ребенку было удобно. Высота стула должна соответствовать росту ребенка. Высота стола тоже соответствует росту ребенка.
Зеркало на стене, либо на столе, чтобы все внимание ребенка было на себя, на свое лицо, губы, зубы, язык. Здесь формируются учебные навыки, концентрация внимания (зрительная, слуховая, тактильная). И совместная работа мама-ребенок.
На начальных этапах делаем не 5, а 3 упражнения. Должна быть четкая короткая инструкция побудительного действия. Выполнил. Рот закрой. Слюну проглоти
Рекомендации
Заниматься нужно по 10-20 минут ежедневно
Каждое упражнение делать несколько раз (5-10 раз)
Все упражнения стараться выполнять естественно, без напряжения. Если почувствуете, что ребенок устал делать артикуляционную гимнастику, нужно дать ему отдохнуть
Перед началом артикуляционной гимнастики всегда расслабляем язычок
"Лопатка"
Улыбнуться, широкий язык положить на нижнюю губу, слегка пошлепывая губами по языку, произносить "пя-пя-пя"
"Покусаем язычок"
Улыбнуться, широкий язык положить на нижнюю губу, слегка покусывая зубами по языку, произносить "та-та-та"
"Причешем язычок"
Улыбнуться, широкий язык протаскивать между зубами вперед/назад
Еще раз делаем упражнение "Пошлепаем губами по языку"
И заканчиваем расслабление упражнением "Лопатка"
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков "С" и "З"
1. "Улыбка – трубочка"
Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3-5 секунд. Вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3-5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5-7 раз
2. "Качели"
Улыбнуться, открыть рот, широкий кончик языка поднимать вверх-вниз
3. "Чистим зубки"
Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы, затем «почистить» зубы с внешней стороны
4. "Горка"
Рот открыт. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается
5."Катушка"
Рот открыт. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Широкая средняя часть языка выкатывается вперед, а затем убирается обратно
6."Бантик"
Рот открыт. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Когда широкая средняя часть языка выкатывается вперед, прикусить ее зубами.
Нельзя забывать о необходимости выполнения упражнений, способствующих развитию речевого выдоха. А также о развитии мелкой моторики пальцев рук, так как движение пальцев способствует более быстрому усвоению отрабатываемого звука и введению его в речь. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Если у вас появились вопросы, приходите на бесплатную консультацию.
Подпишитесь, если хотите узнать полезные рекомендации первыми