"Красные башмачки", или бойтесь своих желаний - они сбываются.

кадр из фильма.
кадр из фильма.

В конце сороковых годов прошлого века в прокат выходит эклектичный,красивейший и крадущий сердце каждого зрителя фильм под названием "Красные Башмачки".

Фильм яркий, со сложной символикой, с красивыми и ооочень талантливыми исполнителями главных ролей. Сегодня, почти век спустя, фильм также затрагивает самую уязвимую часть нашей души. Но обо всем по-порядку.

кадр из фильма.
кадр из фильма.

Итак, о чем же фильм?

Успешный импресарио, Борис Лермонтов, жаден до молодых талантов. В его балетной труппе только самые лучшие и одаренные танцовщики. Он обещает место в своей балетной труппе - а танцевать в балете Лермонтова - это уже большая заслуга и честь. Взамен он просит полную самоотдачу Терпсихоре. Быть балериной в труппе Лермонтова- мечта многих молодых танцовщиц, но только самые талантливые получают его одобрение.

Виктория Пейдж - одна их таких молодых оппортунисток, в хорошем, конечно же, смысле этого слова. Она горит желанием быть великой танцовщицей, - ведь только так она сможет реализовать свой талант, которым, безусловно, одарена. Молодая и подающая большие надежды, Виктория привлекает внимание продюсера Бориса Лермонтова- тот приглашает ее в свою труппу.

 В конце сороковых годов прошлого века в прокат  выходит эклектичный,красивейший и крадущий сердце каждого зрителя фильм под названием "Красные Башмачки".-3

Ключевой момент фильма - встреча Виктории и Лермонтова на светском приеме. Он задает ей провокационный вопрос: "Зачем ты танцуешь?" и получает исчерпывающий ответ: "А зачем вы живете?". Так, разглядев в ней желание, граничащее с маниакальным, поделиться своим танцем с миром, он принимает решение взять ее в труппу.

Во время турне труппу покидает прима-балерина Ирина. Она сообщает эту новость всем на репетиции "Жизели". И тут аналогия с сюжетным ходом "Жизели" - в Виллисы на том свете посвящают только незамужних девушек, эта
мрачная церемония на ночном кладбище также обыграны в балете. Лермонтов взбешен ее поступком и высказывается о ней как об обработанном материале, она ему больше не интересна. Он убежден, что, выйдя замуж и обретя личное счастье, в женщине не останется ничего от примы-балерины. Превращение в квочку-наседку, по уши погруженную в бытовую рутину и заботу о муже убьет в ней талант, острое чувство музыки, образов. Виктория слышит его слова и можно прочесть на ее лице: "Я готова отказаться от всего, что вы у меня попросите, но дайте мне то, что я хочу".

кадр из фильма.
кадр из фильма.

Но так ли на самом деле она готова отказаться от всего ради своей страсти? Символически Виктория подписывает контракт с нечистой силой не читая. Ее самое главное желание исполнено - место примы ее. От чего же ей нужно отказаться? От брака, отношений - все это помешает ей оттачивать свое дарование. Соединить оба противоположных полюса не получится, и балерина принимает эти правила не задумываясь. Но вот только она не учитывает, что женское ВСЕГДА побеждает, а именно: потребность в спутнике жизни, в человеческом тепле, ведь 20 лет бывает один раз в жизни. Но молодая и пылающая Виктория пока этого не знает, она отдает себя сцене и одному из красивейших видов пластического искусства.

Лермонтов с холодным расчетом манипулирует балериной. В одной из сцен, где под солнцем Монте-Карло продюсер предлагает ей роль в новой балетной постановке по мотивам Г. Х. Андерсона "Красные Башмачки", он замечает, что в нее кроме него никто не верит, но он, всемогущий, может устроить так, чтобы эту роль досталась именно Виктории. Зачем он это делает? Очевидно, его цель - подчинить ее волю своей, и снова аналогия с "Лебединым Озером", Ротбар накладывает чары на Одетту, не те ли самые чары, что использует Борис?

Смысл сказки в следующем: девочка получает в подарок красные башмаки, надевает их и...пускается в пляс. Так она пляшет вплоть до своей физической гибели. А умирает она очень быстро, потому что танец вытягивает из нее все жизненные силы.

кадр из фильма.
кадр из фильма.

Постановка "Красных башмачков" имеет ошеломительный успех, Виктория купается в лучах славы, не подозревая, что этот балет для нее - роковой. Она УЖЕ надела красные пуанты, которые ей не суждено снять до самой смерти, кстати, нелепой и от того еще больше трагической. Следовательно, балерина разделяет судьбу своей героини. Искусство становится жизнью, и сильнее жизни.

Фильм о таланте как проклятье, о невозможности выбора между двумя взаимоисключающими вещами - счастьем с другим человеком и счастьем в достижении карьерных высот. Не завидуйте одаренным людям, мораль этой истории. Возможно, что они многое бы отдали, чтобы быть кем-то другим и распрощаться со своим талантом.