На нашем канале ещё не было обзоров на рэп альбомы. Хип-хоп редко вызывает в нас какой-то интерес. Творчество артистов этого жанра мы бы вряд ли разбирали, если бы не один выпуск на канале @ИСТОРИИ РУССКОЙ ПОПСЫ. Он был посвящен Богдану Титомиру. Его хип-хоп не похож на то, что делали и делают остальные.
Чтобы выбраться окончательно из подполья жанру «хип-хоп» понадобилось примерно полтора десятилетия. Несмотря на то, что успех уже был у таких коллективов, как RUN DMC и Beastie Boys, однозначного хита в жанре не было. Только в начале 1990 года вышла известная песня «U Can’t Touch This» от рэпера MC Hammer. Этот попсовый хип-хоп наделал много шума по всему миру. Услышал песню, в том числе экс-участник группы «Кар-Мен» Богдан Титомир.
Вдохновлённый стилем MC Hammer, музыкант решил сделать свой первый сольный альбом именно таким. Подтолкнул Титомира к хип-хопу его знакомый поэт Герман Витке. Вместе с ним и с Кириллом Крастошесвским. Титомир написал слова к песням с альбома «Высокая энергия».
Название альбома отсылает к концепции самого Богдана Титомира. «Высокая энергия» - это позитивный идеал, который должен был направлять молодёжь на здоровый образ жизни. Поскольку комсомола уже не было, а религия ещё не так была популярна, вакуум должна была заполнить эта «высокая энергия». Звучало всё это, конечно, красиво. Наверно, кто-то из читателей вспомнит про существование стиля «Hi-energy». Говоря простым языком, это что-то среднее между диско и евродэнсом. Конкретно «Hi-energy» Титомир не имел ввиду, хотя ряд песен из «Высокой энергии» может подойти под его описание. По этой причине нельзя сказать, что Титомир в девяностые выпускал чистый рэп. У него была смесь разных жанров. Да и его вдохновитель MC Hammer тоже не был «тру рэпером».
Кстати, о разных стилях. Именно разногласия по поводу стиля развалила группу «Кар-Мэн». Богдан Титомир ушёл из коллектива с желанием делать хип-хоп и рэп. Сергей Лемох же хотел продолжать выпускать евродэнс. На том и порешали. В итоге у Титомира на «Высокой энергии» всё же можно услышать какие-то мотивы, отдалённо напоминающие творчество «Кар-Мэн».
Примечателен тот факт, что в альбоме нет песен с матом. Это редкое явление для рэпа. Особенно для нынешнего.
В девяностых годах не было единого порядка песен на альбоме. Порядок песен зависел от того, на каком носителе и в какой звукозаписывающей студии издавалась «Высокая энергия». На некоторых изданиях альбома «Высокая энергия» песня «Секс-машина» называлась «Будь мужчиной». Также в некоторых изданиях альбома отсутствовала песни "Сила" и "Багдадский вор". В этой статье я буду разбирать песни в том порядке, в котором они представлены на стриминговых платформах.
Самый главный хит Богдана Титомира только содержит элементы хип-хопа. «Делай как я» - больше танцевальный хит, чем хит жанра «хип-хоп». Да, Титомир читает томным голосом рэп в куплетах. Остальное же – это именно ровный хаус ритм, который в принципе неплох. Под него можно хорошо подвигаться, что и предлагает Богдан в самой песне. Сочетание стилей довольно странное, конечно. «Hi-energy» вызывает какие-то двоякие чувства. Это уже не диско, но ещё не хаус.
К сожалению, многие запомнили только слова припева, а, между прочим, в куплетах можно обнаружить вот такие строчки:
Забудь обиды, не надо подвохов
Будь нежен с подругой, держись за друзей
После «Делай как я» идёт маленькая инструментальная композиция. Какие-то космические синтезаторы, эксперименты с электронным звуком. В качестве перехода вполне хорошо звучит.
В песне «Секс-машина» Титомир немного заходит на территорию популярного в те же годы «Мальчишника». Уровень пошлости и откровенности, конечно, здесь несравнимо ниже, чем у скандальной группы, но тематика похожая. В целом, это своеобразный гид по завоеванию женского внимания. Ну, или же просто мотивирующая песня. Это уже кому как. Что касается музыки, можно сказать, что песня звучит не как хит 90-х, а скорее как хит из нулевых. Титомир предсказал тренд?
Ещё в песне прямая пропаганда ЗОЖа:
Забей на дурные привычки и склонности
Не кури и не пей, остальное догонится
Говоря о песне «Кайф», можно сказать, что это удачная попытка завоевать широкую аудиторию. Приятная мелодичная попса для расслабления. Музыка подойдёт для прослушивания вечером. Здесь достаточно разнообразная аранжировка. Только вот голос Титомира, на мой личный взгляд, немного наводит смущение. Ощущение, как будто Дельфин охрип, но его всё равно решили записать. Возможно, мне подача Богдана не близка. При прослушивании «Кайфа» я вспомнил про песню Дельфина, вышедшую ещё в составе «Мальчишника» под названием «Последний раз».
Кайф, когда вокруг все танцуют.
Приятно, если вдруг вас кто-то целует.
«Девочка в красном» - это тоже скорее поп-песня, чем рэп. Мне здесь нравится аранжировка с саксофоном. Такой небольшой налёт джаза. Припев легкий, он запоминается. Здесь уже от рэпера Титомира не остается почти ничего. Его голос, пожалуй, можно сравнить ещё с голосом Николая Носкова. Особенно это слышно там, где он берёт высокие ноты.
Однако уже на следующем треке Титомир вспоминает, что он записывает рэп-альбом. «Ночь разлуки» - это неплохой лирический хип-хоп из 90-х. Несмотря на то, что это хороший материал, я всё же отдам предпочтение всё той же песне «Последний раз». Настроение у песен похожее. «Ночь разлуки» вполне можно представить в исполнении Дельфина. Речитатив у артистов явно чем-то схож. Насколько я понял, харизма Титомира именно в хрипотце. Может, кому-то это понравится больше.
В песне «Сила» Титомир показывает свою техничность в читке, и это звучит хорошо. Честно, это удивило меня. Единственное, здесь смущает чуть странная аранжировка. Здесь смесь всего сразу. Всё это несколько сумбурно, непривычно. Под такое бы точно сегодня никто не зачитал.
«Ерунда» сильно напоминает «Делай как я». Под песню также можно потанцевать. Грув очень похожий. Я даже сразу не могу сказать, чем она кроме текста отличается от главного хита Титомира.
Следующая песня – гимн «Высокая энергия» («Запорожец») в стиле «hi-energy». Слушается это опять же необычно. Снова здесь мало рэпа. Хорошо это или плохо в этом случае, не знаю.
К концу альбома Титомир начинает заигрывать с этнической музыкой. Получается какая-то адская смесь попсы, этники и хип-хопа. Слушателя сначала ожидает «Чукча», в которой этническая музыка мешается со стилем Титомира, на мой взгляд, странно. Всё это любопытно и интересно, конечно, но мне тяжело представить, как рядовой слушатель такой замес воспринимал. Однако, опять же, в каждой точке зрения есть доля субъективизма.
Песня «Багдадский вор» вышла же куда лучше. Я даже готов её назвать лучшей на всём альбоме. Тут вам и этника, и хороший запоминающийся припев. Речитатива здесь минимум, но есть энергетика жанра, что немаловажно. Сама песня, возможно, это ответ бывшему коллеге Сергею Лемоху.
Так или иначе, Богдан Титомир – один из тех, кто популяризировал хип-хоп и рэп в позднем СССР и России. Менялась страна, менялись и герои. Только вот удержаться на плаву Титомир не смог. После второго альбома интерес к нему начал падать, слава медленно сходить на нет. В его заслуги можно также записать открытие такого хип-хопа артиста, как Баста. Сейчас же Богдана если и вспоминают, то как бывшего участника группы «Кар-Мэн» и как автора «Делай как я». Вот вам история быстрого взлёта и падения.
Про Богдана Титомира можно сказать, что он был настоящим шоуменом. Такие шоу, какие устраивал он, сейчас мало делает. Учитывая, что это начало 90-х, вполне любопытно взглянуть.
Если вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на канал «Уголок тепла». Здесь есть ещё много статей про различные музыкальные альбомы и не только! Будем также рады комментариям! Если у вас есть желание подержать развитие канала материально, то то для этого вам нужно перейти по ссылке и задонатить любую удобную для вас сумму. Это поможет дальнейшему развитию канала.
#рэп #хип-хоп #r'n'b #музыкальные альбомы #90-е