Найти в Дзене
Вместе сильнее

Симеон Бекбултович Часть 2

Краткая справка. Строго говоря слово, «земщина» употреблялась задолго до составления Судебника 1550 года. И являлось, чем-то вроде «происходящее от земли», этакое «все не государственное». Но сейчас под этим подразумевают часть Русского царства, отделенного от «опричнины» - личного владения Ивана Грозного. В 1550 году был составлен Судебник – свод законов, который законодательно оформил земское начало на Руси. Ранее в городах и волостях государевы кормленщики (за службу они получали от населения кормы – натуральные или денежные повинности), поставленные сверху, постепенно заменялись выборными «лутчими людьми», которые были «добры и прямы и всем крестьянам любы». В 1556 году кормления были вовсе отменены, и воеводы стали разделять власть на местах с губными и земскими старостами. Старосты занимались разбором уголовных дел, раскладкой податей, ведали городским хозяйством, разверсткой земли, то есть основными нуждами посадских и уездных людей. Черносошные крестьяне, посадские, служилые л

Краткая справка. Строго говоря слово, «земщина» употреблялась задолго до составления Судебника 1550 года. И являлось, чем-то вроде «происходящее от земли», этакое «все не государственное». Но сейчас под этим подразумевают часть Русского царства, отделенного от «опричнины» - личного владения Ивана Грозного.

В 1550 году был составлен Судебник – свод законов, который законодательно оформил земское начало на Руси. Ранее в городах и волостях государевы кормленщики (за службу они получали от населения кормы – натуральные или денежные повинности), поставленные сверху, постепенно заменялись выборными «лутчими людьми», которые были «добры и прямы и всем крестьянам любы».

В 1556 году кормления были вовсе отменены, и воеводы стали разделять власть на местах с губными и земскими старостами. Старосты занимались разбором уголовных дел, раскладкой податей, ведали городским хозяйством, разверсткой земли, то есть основными нуждами посадских и уездных людей. Черносошные крестьяне, посадские, служилые люди, словом, земщина, выбирали целовальников (то есть присяжных заседателей в судах, которые давали присягу на честность, целовали крест), без которых не мог состояться ни один суд.

Администрация не имела права арестовать человека, не получив на то согласия старост и целовальников, в противном случае те могли взыскать с воеводы за бесчестье и освободить арестованного. Кроме того, земщина имела далеко не формальное право жаловаться государю на управителей.

Так же не верно, что принцип земщины был полностью упразднен в 1572 году. Земские Соборы не спроста назывались – Земскими. А ведь они навсегда остались этакими народными страницами в истории России.

Итак список городов входивших в Земщину (следует помнить что опричнина существовала сравнительно долго и список видоизменялся): Великие Луки, Владимир, Вятская земля, Городец, Дмитров, Печорский край с Пустозерьем, Пермь, Нижний Новгород, Стародуб Ряполовский (Стародуб-на-Клязьме), Муром, Коломна, Пронск, Рязань, Тула, Серпухов, Оболенск, Одоев, Новосиль, Брянск, Смоленск, Тверь, Торжок, Кашин, Углич, Водская, Шелонская и Деревская пятины Новгородской земли, Софийская сторона города Новгорода, Псков, Изборск, Ивангород, Копорье.

Административным центром земщины являлась Москва, но отдельные особые ее районы были включены в опричнину.

Нельзя не остановиться на причинах сей поразительной реформы. На этот счет существует два мнения:

1) Иван Васильевич Грозный был сумасшедшим и «мятежником в собственном государстве»;

2) Данный политический акт не был чем-то из ряда вон и назначенный «Государем всея Руси» Симеон Бекбулатович (не первый глава земщины напомним) являлся всего на всего, чем-то вроде визиря или государственного канцлера.

Реальность скорее всего лежала в иной плоскости. Иван IV впервые короновался, в его время титулатура правителя Русского царства (и его полное название в связи с присоединением отсоединением территорий) не была усеявшейся. Он мог позволить себе, то, что впоследствии (и то не столь радикально) разве Петр первый – эксперименты с государственной атрибутикой.

Таков был, как сейчас говорят «бэкграунд» вопроса, на момент подключения к нему героя нашего небольшого повествования.