2K подписчиков

Смазка карданного вала

795 прочитали

Смазка — важный этап обслуживания карданного вала. Она обеспечивает плавную работу шарнира и крестовины, узловых деталей, принимающих на себя основную нагрузку. Часто смазку кардана называют шприцеванием, так как для её проведения, помимо специально подобранного состава, требуется рычажно-плунжерный шприц.

Кардан Баланс. Заводской ремонт карданных валов.
Кардан Баланс. Заводской ремонт карданных валов.

Как часто нужно проводить процедуру, от чего это зависит?

Стандартом считается шприцевание кардана легкового автомобиля каждые 15 000 километров. Если транспортное средство эксплуатируется в условиях бездорожья, то закладывание смазки в деталь нужно проводить гораздо чаще.

Некоторые автомобили оснащены безмаслёнковыми необслуживаемыми крестовинами. Производитель изначально заложил в их конструкцию определённое количество смазочного материала, рассчитанное на конкретный километраж. Дополнительно шприцевать такую крестовину невозможно. Полная выработка состава является сигналом для замены детали на новую.

Признаки дефицита смазки кардана

Недостаток смазки между деталями кардана проявляется:

  • скрежетом или хрустом металла, доносящимся из крестовины;
  • свистом, щелчками и характерным гулом от крестовины во время начала движения;
  • ощутимой вибрацией при разгоне выше 60 км/ч.

Подобные «симптомы» должны натолкнуть вас на мысль о необходимости оперативного осмотра и последующего обслуживания вала.

Какими характеристиками должна обладать смазка?

Ассортимент составов для шприцевания кардана огромен. Выбор конкретного средства зависит от марки автомобиля, условий и интенсивности его эксплуатации, состояния трансмиссии. Кроме того, очень важно, чтобы смазка была наделена следующими техническими параметрами:

  • способностью эффективно работать при резких скачках температуры и давления;
  • способностью защищать детали от коррозии;
  • повышенной водостойкостью;
  • повышенной липкостью, чтобы не слетать с поверхности соприкасающихся деталей даже при их быстром вращении или вибрации;
  • коллоидной, химической и механической стабильностью. Т.е. при хранении и эксплуатации она не должна выделять масло, менять свой состав, окисляться, растворяться. Сразу после выхода из зоны контакта взаимодействующих деталей смазка должна восстанавливать свою структуру;
  • способностью сохранять необходимую вязкость и густоту даже при резком снижении температуры воздуха;
  • хорошей совместимостью с литиевыми минеральными смазками, часто применяемых для обработки других узлов трансмиссии автомобиля.

Приобретаемый вами состав должен быть полностью безопасен для здоровья человека. Впрочем, допускать его попадания на кожу не стоит. В случае возникновения подобной ситуации нужно смыть средство большим количеством воды. При попадании вещества в ротовую полость или глаза следует незамедлительно обратиться к врачу.

Примеры используемых смазок

Зачастую производители автомобилей указывают рекомендованную смазку для крестовины или шарнира (в зависимости от типа кардана). Если данная техническая информация отсутствует, то есть смысл приобрести средство с универсальным составом.

Мы познакомим вас лишь с несколькими наиболее популярными и востребованными средствами, разными по своим свойствам.

Liqui Moly Mehrzweckfett

Служит для обработки крестовин и подшипников, функционирующих при адекватных нагрузках. Цвет у неё жёлто-коричневый, основой выступает литиевое мыло с загустителем Li-12 Оксистеарат. Работает в диапазоне от -30℃ до +125℃. Класс вязкости по классификации NLGI – 2. Применяется во всех видах автомобилей и в промышленной технике.

Liqui Moly Mehrzweck-feet
Liqui Moly Mehrzweck-feet

158

Состав «158» популярен у российских автолюбителей с советских времён. Сегодня его производит множество предприятий СНГ. Причиной становится универсальность средства: отлично подходит она для разных марок легковых автомобилей, а также для грузовиков, тракторной и военной техники. Литиево-калиевую смазку закладывают в крестовину транспорта, долгое время пребывающего на консервации. Используют её и для обслуживания игольчатых подшипников. За счёт фталоцианина меди цвет состава синий. Класс NLGI – ½. Эффективно справляется с задачами при температурах от -40℃ до +120℃. Каплепадение с поверхностей начинается при +132℃. Аналогом средства, подходящим для обслуживания ШРУС, выступает ФИОЛ-2У.

Agrinol №158
Agrinol №158

ABRO Super Red

Очень пластичная литиевая красная смазка. Имеет второй класс по NLGI. Активно применяется для шприцевания карданов на автомобильной, промышленной технике и даже водном транспорте. Средство, имеющее в своём составе нефтяное масло и литиевое мыло, считается идеальным для смазывания деталей подвески, шаровых соединений, подшипников. Эффективно борется со скрипом и заклиниваниями механизмов.

Если же говорить о том, чем ни в коем случае нельзя смазывать подвижные детали кардана, то стоит упомянуть состав WD-40 и его аналоги. Благодаря своей способности идеально обезжиривать обрабатываемую поверхность, средство, попадая на подшипники, разжижает уже имеющуюся на них смазку. Результатом становится заметный износ деталей и скорый выход всего узла из строя.

ABRO Heavy-Duty Super Red
ABRO Heavy-Duty Super Red

Этапы процесса, его особенности

Самостоятельно смазать получится только крестовину карданного вала. В идеале деталь для этого стоит демонтировать. Однако, как показывает практика, организовать шприцевание кардана можно и на обычной эстакаде или яме. Насколько качественно будет выполнена процедура — уже другой вопрос.

Находящиеся в агрессивной среде крестовины подчас имеют очень сильные внешние загрязнения. Перед началом шприцевания все подвижные части кардана нужно обязательно очистить.

Смазка крестовины проводится не напрямую, а через пресс-маслёнки, расположенные в нескольких точках детали. Заряженный смазкой шприц присоединяем к той или иной пресс-маслёнке и качаем рычаг, пока отработанная грязная смазка не начнёт вытекать из сальников наружу. Нужно стремиться к равномерному проникновению состава в механизм, а потому работать шприцом стоит плавно, не торопясь. Всё отработанное средство со временем выйдет, а вслед за ним покажется и новая смазка. Это будет означать, что шприцевание кардана проведено успешно.

Важно помнить, что обслуживание шлицевых соединений вала не требует обильного закладывания смазочного материала. Избыточное шприцевание, напротив, может стать причиной появления вибрации при разгоне. Это происходит потому, что лишняя смазка при сильном нагнетании способна выдавить внутреннюю заглушку соединения и уйти непосредственно в трубу вала. Там она неравномерно распределится по стенкам и вызовет заметный дисбаланс. Насколько серьёзными могут быть последствия разбалансировки, можно прочитать в статье на нашем сайте.

Что же касается подвесного подшипника, то смазать самостоятельно получится только его наружную часть. Иначе попадания внутрь детали пыли и частиц грязи не избежать, а это негативно повлияет на работу всего вала.

Почему смазку нужно доверять профессионалам?

Шприцевание карданного вала собственными силами в большинстве случаев оказывается некачественным. Часто у автовладельцев возникают проблемы с подбором переходника от стандартного шприца непосредственно к маслёнке. В некоторых случаях подтекание смазочного материала в месте соединения наконечника с маслёнкой воспринимается как признак достаточного наполнения детали средством. В реальности же это совершенно не так, но увидеть полную картину без снятия узла технически невозможно. Демонтировать кардан в гараже сложно и небезопасно.

Шприцевание карданов с шарнирами равных угловых скоростей должно осуществляться строго в сервисном центре. В противном случае смазка может стать причиной полного выхода детали из строя. Ведь даже незначительные частицы грязи, попав внутрь механизма, могут вызывать серьёзные проблемы (растачивание канавок, закусывание шарнира). Обратитесь за помощью к специалистам Кардан Баланс, чтобы провести смазку кардана максимально оперативно. Это заметно продлит срок эксплуатации карданного вала и всей трансмиссии вашего авто.

Подписывайтесь на канал «Кардан Баланс», чтобы быть в курсе всех самых свежих автомобильных новостей. Мы пишем только о важном для автомобилистов. Конечно не забываем и про карданы.