Знаменитая повесть о воспитании подростков «Республика ШКИД» была написана в 1926 году выпускниками школы имени Ф.М. Достоевского: Григорием Белых (в книге и фильме упоминается как Григорий Черных) и Л. Пантелеевым (настоящее имя: Алексей Иванович Еремеев; в книге и фильме фигурирует под своим прозвищем-псевдонимом). Экранизация была создана через 40 лет после написания! Г. Белых до неё даже не дожил! (Был осуждён по ложному доносу своего родственника в 1935. Умер от туберкулёза в пересыльной тюрьме в 1938) Одиннадцать режиссёров отказались снимать фильм по данному произведению! Одиннадцать! Сценарий самого Пантелеева был отклонён Госкино. В итоге к работе над фильмом приступил режиссёр Геннадий Полока. Вот с этого момента и начались «проблемы с сюжетом» - воспитанники ШКИДы, посмотрев кино о самих себе, писали письма сценаристу и постановщику. В письмах говорилось, что никто не похож и ничто не похоже.
Один из ляпов, вызвавших «непохожесть» фильма на реальность, я и хочу разобрать.
Посмотревшие фильм,наверняка, помнят «бузу» ШКИДцев по увольнению некоего П. И. Арикова (учителя словесности, который пел про «сосиски» и «медичек»). Так вот вспомните, что за орган власти создали беспризорники для проведения «восстания»? Правильно, они создали Совет Министров, а председателя СМ наделили «диктаторскими полномочиями». При этом всем понятно, что беспризорники имитировали революцию.
Но какой Совет Министров в годы революции? А в СССР?
Этот орган существовал в императорской России и в СССР после 1946 года (Совнарком, существовавший после принятия «Декрета об учреждении Совета Народных Комиссаров» 9 ноября 1917 года, после войны был переименован в Совет Министров).
Так что же за микс получается в фильме?
Первоначально я думал, что Совет Министров в фильме - историческая ошибка, связанная со временем создания фильма: 1966 год, то есть как раз существовал Совет Министров. Однако оказалось всё гораздо хуже.
Ответ на поставленный двумя абзацами выше вопрос дают нам плакаты ШКИДцев и газета «Буревестник», созданная согласно фильму под руководством Григория Черных.
Во-первых, ШКИДцы почему-то создают ИМПЕРИЮ!!! (Это мы видим из «Буревестника»)
И, во-вторых, у «восставших» на транспарантах изображён поднятый сжатый кулак - интернациональный символ-приветствие коммунистов. Этот символ изначально принадлежал немецким коммунистам (Союзу красных фронтовиков, «Рот Фронту»). Затем стал одним из символов коммунистической солидарности и победы Интернационала.
Таким образом Геннадий Полока&Co намутили в «восстание» ШКИДцев и символы империи, и символы коммунизма.
Зачем? Непонятно. Интересно, что в книге описывается только образование некоего «Ядра защиты» со «штабом».
Более того, в книге описываются более примитивные «газеты» и «плакаты»:
Вывод: режиссёрская работа, безусловно, предполагает наличие изменения сюжета и переосмысления смысла оригинального текста. Однако режиссёрам стоит внимательно следить за соблюдением исторической правды. Для этого стоит приглашать профессионалов-историков либо просто следовать повествованию книги (как в рассмотренном случае). Тогда шедевр получится ещё изящнее.
Благодарю читателя за внимание к моей статье. Если она Вам понравилась, то смело делитесь с близкими, друзьями и знакомыми. Комментарии приветствуются;)