Чесание пяток перед сном - это очень доступное и распространенное удовольствие, которое по времени существовало практически в рамках Российской империи.
Оно впервые упоминается в 18 веке, и спрос на него продержался до начала 20 века.
Об этой практике, которая была повсеместно распространена, упоминают и многочисленные русские писатели (причем - как о явлении обыденном), и иностранцы, которые наблюдали местные нравы в указанный период (например, иллюстрация - это гравюра посетившего Россию художника Фредерика Лакруа, который бывал у нас в 40-е годы 19 века).
Пятки чесали всем.
Императрицам (Анна Иоанновна была большой любительницей процедуры, а за право ее выполнять шла настоящая война между фрейлинами).
Помещикам (этим занимались крестьянки с младых лет. Редкая барыня или барин отходили ко сну без чесания пяток. Иной раз приходилось чесать всю ночь, а клиент все не засыпал...)
Крестьянам (пятки чесали их дети). Мыли крестьяне ноги редко, а чесали пятки - регулярно))
Это была такая поголовная национальная традиция, о которой мы сегодня вспоминаем, к сожалению, только в одном ряду с ужасами крепостного права. Более того, с ужасами крепостного права эту традицию ассоциировали и передовые русские мыслители в 19 веке.
Вот, например, Салтыков - Щедрин в 1858 году, в одном из своих произведений выводит крепостную девку, которая в разрезе чесания пяток рассуждает о возможных переменах:
...Торжественно, в общем собрании всей девичьей, объявила, что скоро она, Феклушка, с барыней за одним столом будет сидеть и что неизвестно еще, кто кому на сон грядущий пятки чесать будет, она ли Прасковье Павловне, или Прасковья Павловна ей...
На самом деле никаких ужасов в самой процедуре не было - обычный массаж стоп. Другое дело, что это был монотонный труд в ночное, в основном, время, когда после трудового дня и девке спать ужасно хотелось - а ее заставляли, иной раз и до рассвета, чесать барские пятки... Часто не мытые.
Вот, к примеру, рассказ как эту простую процедуру барин мог превратить в настоящую пытку, приводится у М. Крестовской (1862 - 1910 гг.), русской писательницы, ныне почти забытой, в романе Женская жизнь:
...Чего, чего он только над народом не придумывал, особливо над нашей сестрой... Бывало, к примеру сказать, позовет он нас, девок, на ночь пятки чесать; он это страсть любил, без того и спать не ложился, беспременно, значит, чтобы две девки стояли, и пока не заснет, не смей отойти — чеши. А сна-то у него, кто его знает с чего, от старости что ли, почитай что и не было - чуть бывало пристанешь, а он уж и глаза открыл. Вот так-то бывало, милые мои, до петухов с ним и маешься, индо в ломоту всю ударит. А уж и дух же у него от ног-то шел, уж на что наш брат мужик на все свычен, а и то с души воротило. Другая-то не выдержит, да и убежит; мол, что хотите со мною, значит, делайте, а этого нет сил снести...
Барин заставлял намазывать такой девке пятки медом и помещать ее в место, где было много мух и пчел. Которые, естественно, за сладкие пятки девку кусали. Страхом такого наказания он заставлял несчастных девушек чесать ему пятки всеми ночами.
...Покричи, говорит, душенька, покричи... а зато... ты и чужие пятки чесать расчудесно научишься, как свои-то почешутся, и от духа, у кого если он от Бога положен, носика своего воротить, значит, не будешь...
Чесание пяток, как я уже сказала, помимо приятности, широко практиковалось как средство от бессонницы. Понятно, что прежде всего в барских домах - вряд ли от бессонницы страдали напахавшиеся за день крестьяне...
Так же, еще одна особенность процедуры часто (при крепостном праве) состояла в том, что она сопровождалась домогательствами со стороны барина. Причем, иной раз, чесание на ночь пяток барину молодой девкой подразумевало совершенно иные действа...
Но все эти злоупотребления и извращения, собственно, к самой процедуре непосредственного отношения не имели, а имели отношение к тому, что бесправные русские крепостные постоянно ходили как по лезвию бритвы, и даже такую, в общем - то безобидную и полезную процедуру их хозяева могли превратить в пытку и издевательство.
Однако, если крепостные, в свое время, чесали пятки бесплатно (а умение делать это хорошо даже особо отмечалось, к примеру, при продаже мастерицы, так же - чесание пяток в барских домах устраивали и гостям, считалось, это и успокаивает и способствует приятному сну), то после отмены крепостного права процедура уже стала платной. И умелицы без куска хлеба не остались.
Была даже такая профессия - чесальщицы пяток, обладатели которой зарабатывали весьма прилично. Например, русский этнограф и писатель Е.П.Иванов (1884 - 1967 гг.) записал рассказ такой профессиональной чесальщицы из Нижнего Новгорода. Женщина осталась вдовой, и, чтобы заработать себе на хлеб с маслом, освоила искусство пяткочесания. В итоге она постоянно работала в богатых домах и банях первого класса. И была там нарасхват.
Вам чудно, а добрые люди очень это уважают!
От пяточки душа щекочется и в блаженный отдых приходит.
У кого зуб, милостивый государь, или какой другой докторский предмет болит, то, под наше пение и приятность, легко уснёт, и во сне вся болезнь стихнет. От неврности, и то хорошо!
Которые счикотки боятся, те более нас уважают. Счикоточные - те ревнивые, говорят. Это им сердце смиряет.
Тельные это очень обожают. Не велико баловство, с него и на исповеди не взыщут. Коли привыкнуть, без того и не соснуть..
Чесальщицы, как правило, приглашались на каждый вечер в один и тот же дом, и чесали пятки его хозяевам. А днем - работали, к примеру, по баням. Но многие состоятельные люди были против того, чтобы их чесальщица работала еще у кого то. Нанимая ее на долговременной постоянной основе только для членов своей семьи.
Ну а сейчас это искусство оказалось утерянным. И мы можем только приблизительно догадываться - в чем оно заключалось.
Последние чесальщицы сошли со сцены после 1917 года. Процедура стала ассоциироваться с проклятым прошлым и просто прервалась цепочка преемственности этого искусства.
А оно было уникальным, отечественным, и поистине народным.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.