Вот многие часто критикуют первичное звено здравоохранения, в частности врачей за халатность, за безответственность, за профессиональные качества, но не все задумываются об истинных причинах происходящего, в том числе о том, что упадок в медицине носит системный характер, поскольку рыба гниет с головы.
Граждане считают, что проблема .в системе здравоохранения сосредоточена только в их регионе или только в их поликлинике, но стоит им отъехать за сотни миль от своего города, то в соседнем населенном пункте они столкнутся с такими же огромными очередями, с теми же трудностями при записи на прием к врачу при обращении за медицинской помощью, а также с некомпетентностью врачей, которая обусловлена слабой практической и теоретической подготовкой студентов в медицинских ВУЗах, бесконечными реформами в образовательной сфере ( в том числе в школах) и т.д.
И нужно понимать, что проблемы в сфере здравоохранения возникли не сегодня и не вчера, а зарождались еще с времен существования СССР (подробнее напишу в следующих статьях).
Конечно, какие-то недочеты удается устранить на местном уровне, когда на должность руководителя медицинского учреждения ставят талантливого менеджера, способного рационально использовать внутренний бюджет медорганизации, организовать рабочий процесс так, чтобы минимизировать кадровую текучку и финансовые издержки, умеющего доводить потребности учреждения до вышестоящей инстанции и т.д.
Ну, предположим одной медицинской организации повезет с "хозяйственником" во главе, другой же повезет меньше, поэтому на оздоровление системы в целом это особо не повлияет.
А теперь анализируем ступень выше- уровень регионального министерства здравоохранения.
Вот некоторые проблемы, которые, по -моему мнению, могут возникать на этом уровне:
1. Постоянная смена руководства минздрава ( меняется административной аппарат в регионе, который избирает других лиц на должность министра в органе исполнительной власти, а когда приступает к должности новый министр, начинаются кадровые перестановки: меняются заместители министра, его помощники или начальники отделов т.д.)
А чтобы разобраться как организован рабочий процесс в региональном министерстве, нужен опыт и годы работы. В итоге, со стороны неопытного министра и его помощников проводятся неграмотные управленческие решения, ошибки в делегировании заданий из-за недопонимания во внутренних механизмах министерства: какие отделы органа власти за что отвечают (что может привести к оттоку ценных сотрудников).
2. Кадровая текучка ( в связи с нездоровой политикой внутри отделов, из-за несоответствия размера оплаты труда существующим нагрузкам и т.д.).
Опытные сотрудники вместо того, чтобы улучшать показатели работы в министерстве увольняются, дилетанты остаются, совершая массу ошибок.
3. Кумовство (на руководящую должность ставят чаще тех, кто имеет определенные связи, и неважно, что эти люди могут быть некомпетентными, "запарывать" предписанный фронт работы, не уживаться с подчиненными и т.д.)
4. Отсутствие слаженной работы между отделами министерства при выполнении задач.
Приведу Вам пример из моей практики. В структуре нашего государственного учреждения имеется много разных отделов, которые между собой мало взаимодействуют (так исторически сложилось). В ходе работы с обращениями граждан мне необходимо обращаться за разъяснением тех или иных вопросов к сотрудникам из других отделов, а чтобы получить нужную информацию, приходится приложить немало усилий, опросить не одного чиновника: потому что никто ничего не знает и ни за что не отвечает.
5. Формальный подход к выполнению задач. Работа "для галочки".
6. Проблема с "Тайм-менеджментом". Отсутствие со стороны сотрудника контроля за временем работы, за планированием целей и задач, за расставлением приоритетов, за режимом труда и отдыха и т.д.
7. Коррумпированность чиновников.
8. Экономия на фонде оплаты труда. Когда вместо, предположим, 10 ставок в отделе министерства выделяется всего 5, потому что 10 душам надо из чего-то платить, а это губительно для госказны. И 5 физических лиц, трудоустроенных на текущие ставки, выполняют объем работы, предназначенных на 10 государственных служащих.
Эффективность и качество работы снижается, сотрудники перерабатывают и приобретают профвыгорание, частый уход на листок нетрудоспособности по болезни.
Этот список можно продолжать до бесконечности.
Вот какой может быть порядок в региональном здравоохранении, если внутри самого министерства много нерешенных проблем, хаос, отток ценных кадров, нездоровая коммуникация между сотрудниками, недочеты в управлении и т.д.?
Поднимаемся на ступень выше- на уровень Минздрава РФ.
Недостаточное взаимодействие с нижестоящими региональными министерствами, неосведомленность в обстановке, сложившейся в сфере здравоохранения в субъектах РФ, принятие нерациональных и не всегда целесообразных приказов и иных нормативных документов, кадровая текучка, ошибки в принятии управленческих решений и т.д.
А теперь на уровне Правительства РФ. Самая важная проблема-это недофинансирование системы здравоохранения в субъектах РФ. Вот отсюда и оптимизация, закрытие койко-мест, стационаров, массовое увольнение врачей из первичного звена здравоохранения и т.д.
Так спрашивать-то с кого надо за разруху в сфере медицины? Но почему-то отвечает всегда тот, кто имеет меньше всех регалий, в нашем случае- медицинская организация.