18 подписчиков

Возрастная периодизация развития личности, подходы Пиаже, Выготского, Эльконина, Фрейда, Эриксона.

2,9K прочитали
Возрастная периодизация – это периоды развития человека с момента зачатия (или рождения) и до момента смерти.

Возрастная периодизация – это периоды развития человека с момента зачатия (или рождения) и до момента смерти. Включает в себя соответствующие этапы (периоды) в жизни человека и переходные кризисы между этапами.

Период – определенный промежуток жизни человека, который имеет конкретные характеристики, ситуации развития и новообразования, период отделен от других периодов состояниями перехода в виде кризисов. Для перехода на следующий этап развития необходимо чтобы был реализован предыдущий.

Существуют различные концепции периодизаций, которые разделяют периоды на основе своих взглядов и принципов, в зависимости от того, какой объект оказывается в центре внимания ученого.

Индивидуальное развитие человека происходит по трем осям: биологическое, социальное и психологическое.

Одинаковые по календарному возрасту люди могут существенно отличаться по степени выраженности биологических, социальных и психологических признаков развития и старения. Периоды и кризисы не имеют четких границ, выраженность и срок их протекания зависит от социальной ситуации развития и индивидуальных особенностей индивида.

Возрастная периодизация – это периоды развития человека с момента зачатия (или рождения) и до момента смерти.-2

Периодизация Жана Пиаже

Основана на наблюдении интеллектуального развития.

  • Сенсомоторная стадия (0-2 года) – стадия аутического мышления (подчиненное принципу удовольствия); дети познают мир с помощью сенсорного опыта, манипулируя предметами; узнают, что вещи продолжают существовать и тогда, когда они находятся за пределами чувственного опыта; опосредуют себя от окружающей действительности; понимают что их действия приводят к последствиям; начинают прикреплять слова к предметам;
  • Предоперационный этап (2-7 лет) – стадия эгоцентрического мышления (неспособность понимать не свою точку зрения); думают о вещах в конкретных терминах; появляется речь и понимание символов, но еще сложно выражать словами мысли; могут классифицировать объекты по схожим признакам;
  • Стадия конкретных операций (7-11 лет) – появляется определенная логика в мышлении, но еще является не достаточно гибким, не понимает абстрактных понятий и гипотетичных предположений; уже развит психический процесс представления;
  • Стадия формальных операций (с 12 лет) - стадия социализированного мышления (преследует сознательные цели, подчиняется законам опыта и логики); последняя стадия развития интеллекта, появляется гибкость мышления и понимание причинно-следственных явлений, логичное, связное мышление; мыслит предложениями;
Возрастная периодизация – это периоды развития человека с момента зачатия (или рождения) и до момента смерти.-3

Периодизация Льва Выготского

В качестве критериев психического развития выделял формирование ВПФ (высшие психические функции), изменение смыслового строения сознания, изменение социальной ситуации развития и формирование новообразований. Критериями периодизации являются новообразования периода и динамика развития (чередование стабильных и критических периодов).

  • Кризис новорожденности (до 2 мес) – связанный с переходом из пренатального в постнатальный период. Происходит перестройка физиологических механизмов, воздействие большого количества новых раздражителей. Может сопровождаться потерей веса, при этом последующий набор веса говорит о завершении кризиса, при этом происходит комплекс оживления (эмоционально двигательная реакция, обращенная ко взрослому) и формирования первой потребности общения.
  • Младенческий возраст (до 1 года) – формируется потребность в человеке; появляются ощупывающие движения; появляется ориентировочная реакция на новые раздражители; вся деятельность направлена на эмоциональное общение со взрослым;
  • Кризис 1 года (длительность до полугода) – кризис, связанный с противоречиями между новообразованиями возраста и социальной ситуацией развития. Симптомы кризиса выражаются в повышенной чувствительности – обидчивость, недовольство, агрессия, повышенная капризность, упрямство. Трудновоспитуем и требует повышенного внимания, выполняет попытки самостоятельных действий. Возрастные новообразования – ходьба (или ползанье), автономная речь (Выгодский), мотивирующие представления (аффективно заряженные образы в памяти, Божович), представление о себе (показатель – узнавание себя в зеркале). Ребенок вступает в новую ситуацию развития, когда взрослый выступает не в качестве посредника, а как помощник в решении задач.
  • Раннее детство (1-3 года) – с помощью взрослого постигает свойства вещей которые не очевидны для ребенка; активность по отношению к предметному миру; возникновение языка как необходимого средства взаимодействия со взрослым; к концу периода формируется образование «Я-сам»;
  • Кризис 3-х лет – переход к новому типу общения с окружающими, ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность и проявлять собственную волю. Обострение кризиса может быть связано с авторитарной моделью воспитания или гиперопекой – ограничение самостоятельности и личной инициативы ребенка. Симптомы кризиса – негативизм (ребенок не делает что то, только потому что это предложил определенный человек), упрямство (настаивает на чем то не потому что хочется, а потому что потребовал), строптивость (направлено против норм воспитания в принципе), своеволие (стремление делать все самому, проявление инициативы), протест-бунт (происходит когда ребенок не чувствует что с ним считаются и уважают его мнение), обесценивание (начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей, ломать игрушки) , деспотизм (ребенок заставляет делать все что он требует).
  • Дошкольное детство (3-7 лет) – стремление к самостоятельности; реализация ролевых функций взрослых в ролевых играх; игра – ведущий вид деятельности; развивается произвольность; развивается психический процесс представление; логика эгоцентрична – не понимает противоречий, не умеет рассуждать; к концу периода появляются элементы самооценки и оценки;
  • Кризис 7 лет – в этот кризис возникает желание ребенка быть похожим на взрослых, подражание. В этот кризис ребенок начинает формировать свое Я и самооценку, происходит понимание добра и зла и своего места в обществе. Переживания приобретают смысл, ребенок понимает что находится в определенном эмоциональном состоянии. Симптомы кризиса – непослушание, желание казаться взрослее, упрямство, капризы, не переносит критику, копирование взрослых.
  • Младший школьный возраст (7-13 лет) – ведущая деятельность – учебная; развивается произвольность в связи с предъявлением новых требований учебной деятельности; мышление становится абстрактно-логическим, появляется способность рассуждать;
  • Кризис 13 лет – новообразованием кризиса является чувство взрослости, проявляется в ощущении себя взрослым и желание (или стремление) обладать те ми же правами, подрожать внешним признакам, участия в делах взрослых. Появляется мотивация на саморазвитие и познавательную деятельность за пределами школьной программы. Симптомы – снижение учебной мотивации, настаивание на своих правах, конфликт с родителями и учителями, протестное поведение.
  • Пубертатный возраст (13-17) – стремление к взрослости, самостоятельность, развитие самосознания; изменение системы взглядов и интересов; происходит образование понятий;
  • Кризис 17 лет – связан с глобальным изменением круга интересов, общения и деятельности. Одна из причин кризиса – потребность в самоопределении (с кем общаться, куда пойти учиться, кем стать). Проявляется в возникновении страхов из-за неопределенности будущего, юношеском максимализме (категоричность суждений, упрямство, самоуверенность, завышенные требования к себе и другим). Новообразованиями являются: профессиональное самоопределение, формирование индивидуального мышления, регуляция собственного поведения на основе ценностей и смыслов, осознание собственной ценности, самоопределение.
Возрастная периодизация – это периоды развития человека с момента зачатия (или рождения) и до момента смерти.-4

Периодизация Даниила Эльконина

Периодизация ребенка до 17 лет, является общепринятой в российской возрастной психологии. Является интеграцией теории деятельности Леонтьева, развития личности Божович и положения о структуре и динамике психологического возраста Выготского. В периодизации Эльконина выделяется операционно-техническая и мотивационно-потребностная линия развития. Детство делится на 3 эпохи, каждая из которой включает в себя первый период мотивационно-потребностной сферы и второй период операционно-технический. Кризис перехода между периодами внутри эпохи связан с с несоответствием мотивационной сферы с возможностями реализации.

  • Эпоха раннего детства (0-3 года). Начинается с кризиса новорожденности, когда возникает противоречие между беспомощностью и отсутствием готовых форм общения. Заканчивается к 2 месяцам с появлением комплекса оживления.
  • Период младенчества (2 мес. – 1 год). Социальная ситуация развития: ситуация «пара-мы», связанность ребенка с матерью; Ведущая деятельность: эмоциональное общение со взрослым (мотивационная сфера); Новообразования: ходьба, эмоциональные представления, открытие своего Я (узнавание в зеркале). В раннем детстве развивается восприятие, в позднем – моторные функции. Кризис 1 года обусловлен тем, что ребенок не владеет средствами, чтобы удовлетворять свои мотивы. Мотивы становятся автономными;
  • Период раннего детства (1-3 года). В первой половине ребенок усваивает название предметов, во второй пытается складывать предложения. Период заканчивается кризисом 3-х лет «Я сам». Симптомы кризиса - негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Ситуация развития: распад «пара-мы», относительная самостоятельность и автономность передвижения, проявление интереса к предметам, взрослый выступает как помощник; Ведущая деятельность: предметно-орудийная, взаимодействие с предметами как с социальными орудиями (операционно-техническая сфера); Новообразования: речь, стремление к самостоятельности, открытие себя как субъекта деятельности, стремление выполнять деятельность которую выполняет взрослый, чувство гордости за достижения, появление местоимения «Я»;
  • Эпоха детства (3-11 лет).
  • Период дошкольного детства (3-11 лет). Период заканчивается кризисом 7 лет, связанных с формированием внутренних переживаний опосредующих отношение ребенка к миру. Дополнительное обдумывание своих действий, у ребенка появляются секреты, переживания и желания не всегда соответствуют поведению. В некоторых ситуациях ребенок играет какую-то роль, что-то изображая (манерничает). Мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ситуация развития: распад совместной деятельности со взрослым, взрослый становится образцом, который моделируется ребенком в совместной деятельности со сверстниками; Ведущая деятельность: ролевая игра (мотивационно-потребностная сфера); Новообразования: развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, первичная иерархия мотивов, преодоление эгоцентризма, открытие наличия внутреннего мира, знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого);
  • Младший школьный возраст (7-11 лет). С кризисом 12 лет появляется возможность рефлексии своих и чужих действий, изменяется представление о себе, в связи с половым созреванием. Ситуация развития: изменение формы жизни ребенка – «ребенок-близкий взрослый», «ребенок-социальный взрослый»; Ведущая деятельность: учебная (операционно-техническая сфера); Новообразования: произвольность психических процессов, формирование воли, рефлексия, планирование, теоретическое мышление;
  • Эпоха подростничества (12-17 лет). Заканчивается кризисом 17 лет, со вступлением в новую жизнь, сменой стиля жизни, деятельности и круга общения.
  • Младший подростковый возраст (12-15 лет). Кризис 15 лет характеризуется желанием ребенка видеть в роли взрослого, чтобы к нему относились как ко взрослому. Ситуация развития: расширение сферы социальной активности, изменение отношений с окружением, общение со сверстниками выходят за рамки учебы и оформляются в подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни; Ведущая деятельность: интимно-личностное общение, познание себя и другого человека, усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера); Новообразования: личная рефлексия, самосознание, открытие своего Я, чувство взрослости.
  • Старший подростковый возраст (15-17 лет). Ситуация развития: учебная деятельность постепенно приобретает характер самообразования, подросток оказывается среди курсов, секций и стоит перед профессиональным выбором; Ведущая деятельность: приобретение профессиональных знаний и умений (?) (операционно-техническая сфера). Новообразования: профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.

В виду сложности определения закономерностей развития за пределами 17-ти лет Эльконин не выделял дальнейшие этапы из-за большого многообразия путей, которые может выбрать человек.

Возрастная периодизация – это периоды развития человека с момента зачатия (или рождения) и до момента смерти.-5

Периодизация Эрика Эриксона

Психосоциальная теория Эриксона включает в себя 8 стадий развития индивида в социальной среде. Каждая стадия связана с ожиданиями и требованиями, которые предъявляет общество к индивиду. Стадии развития предопределены, и каждая стадия сопровождается кризисом, который возникает на стыке определенного развития индивида и социальных требований к нему на данной стадии. Кризис может быть преодолен с позитивными или негативными последствиями.

  • Младенчество (до 1 года). На первой стадии закладываются такие чувства как доверие и недоверие. Это зависит от отношения матери к ребенку. При успешном прохождении первого конфликта формируется такое качество как надежда;
  • Раннее детство (1-3 года). Стадия, на которой появляется способность к самостоятельности, самоконтролю и автономии. В случае постоянной опеки или завышенных ожиданий появляется чувство стыда, неуверенность в себе, слабоволие, приниженность. При успешном разрешении кризиса Эго включает в себя волю, самоконтроль, при негативном сценарии – слабоволие;
  • Дошкольный возраст (3-6 лет). У ребенка появляется дополнительная ответственность за себя и за других (браться, собака, игрушки). Главное чувство идентичность – «Я – то что буду». Стремление к самостоятельному решению задач. Идентификация себя со значимыми людьми. В результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер Эго, возникает новая форма самоограничения. Родители, поощряя самостоятельность, фантазию и признавая его права, формируют в нем инициативность, ограничивая же свободу выбора и наказывая, вызывают чувство вины.
  • Школьный возраст (6-12 лет). Выход ребенка за пределы семьи в новую среду. В этом периоде по Эриксону дети поглощены получением знаний, стремятся узнать что то новое. Эго идентичность выражается как «Я – то, чему научился». Школа формирует дисциплину, трудолюбие и стремление к достижениям. На данном этапе ребенок должен научиться кооперации и здоровому соревновательному духу. Если взрослые поощряют ребенка мастерить, рукодельничать, хвалят за результаты, то у него формируется чувство компетентности. Если видят в деятельности ребенка баловство, их ожидания завышены или занижены, то формируется комплекс неполноценности.
  • Юность (12-20 лет). Окончательное формирование своего образа идентичности на основании знаний о себе. Вторая попытка развития автономности от родителей, принятие новых ролей и требований. Происходит формирование идеологии. Подросток ищет ответы на вопросы «кто я» и «кем стать», он озабочен тем, что о нем думают и что он думает сам. Переход от ребенка ко взрослому происходит на ряду с биологическими и психологическими изменениями. Подросток находится между стремлением к автономности и желанием сохранить зависимость и быть свободным от ответственности. Развиваются стереотипные поведения и ритуалы. Негативный выход из кризиса приводит к неопределенности, неудовлетворенности, чувству бесполезности и появляется вероятность делинквентного поведения.
  • Молодость (20-25 лет). Формальное начало взрослой жизни. Период получения профессии, работа, семейная жизнь, полная автономия. Нормальным выходом из данного кризиса Эриксон считает любовь. Избегание близости из-за страха потерять автономность приводит к самоизоляции, неспособности строить доверительные отношения, чувству одиночества.
  • Зрелость (24-64 года). Данный период связан с творческой реализацией, человек может быть продуктивным и реализовать себя, а может выбрать инертный путь развития – стагнирующий. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями. Если продуктивность выражена больше чем инертность, то появляется такое качество как забота о молодом поколении. Трудности могут выражаться в обеднении личной жизни, самопоглощенности, основной интерес к личным потребностям, особенно нижнего порядка. Прекращается деятельность как члена общества, обедняются межличностные отношения. В этом периоде возникает кризис среднего возраста как чувство безнадежности и бессмысленности жизни.
  • Старость (60-65 лет). Конфликт цельности и безнадежности. Цельность выражается в принятии себя, своей роли, своей жизни. В состоянии безнадежности возникает желание прожить жизнь заново, человек рассматривает жизнь как слишком короткую, ощущение как будто что-то не успел или неправильно ее прожил. Жизнь уже не сложилась, а начинать заново уже поздно.
Возрастная периодизация – это периоды развития человека с момента зачатия (или рождения) и до момента смерти.-6

Периодизация Зигмунда Фрейда

В основе психосексуальной периодизации Фрейда лежит его концепция конфликта биологического естественного начала человека «ОНО» и постепенно формирующемся в ходе онтогенеза, под влиянием среды «Сверх Я». «Оно» является носителем базовых животных инстинктов, направленных на удовлетворение биологических нужд, основной из которых выступает сексуальная потребность. Рождаясь, ребенок живет только принципом удовольствия и постепенно сталкиваясь с запретами общества, развивается как личность – у него появляется «Я» и «Сверх Я». Психосексуальное развитие связано со смещением эрогенных зон, стимуляция которых вызывает удовольствие.

  • Оральная стадия (до 1 года). Эрогенная зона – слизистая рта и губ. Закладываются рудименты установок зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Делится на стадии, при фиксации на которых появляются определенные черты личности: орально-пассивная (чрезмерная зависимость, незрелость, доверчивость, постоянно ищет одобрения); орально-агрессивная (циничное отношение, любовь к спорам, пессимизм, им свойственно эксплуататорство и доминирование с целью удовлетворения своих нужд);
  • Анальная стадия (1-3 лет). Дети получают удовольствие от задержки и выталкивания фекалий. На этой стадии берет начало самоконтроль и саморегуляция. При чрезмерно требовательном подходе к приучению к горшку возникает анально-удерживающий тип – упрямый, скупой, пунктуальный, неспособность переносить неопределенность и беспорядок. Анально-выталкивающий тип склонен к разрушению, беспокойству, импульсивности, садистической жестокости. Если родители поощряют детей к туалету, то это воспитывает позитивную самооценку и может способствовать развитию творческих способностей.
  • Фаллическая стадия (3-6 лет). Либидозная энергия сдвигается в область гениталий, ребенок на этой стадии проявляет интерес к своим гениталиям и вопросам рождения и половых отношений. По Фрейду на этом этапе у ребенка возникает неосознанное желание обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. Этот конфликт назван Эдиповым комплексом или комплексом Электры у девочек. Разрешением Эдипова комплекса является интернализация родительских запретов и социальных норм – это подготавливает почву для развития «Супер Эго» и совести. Мужчины с фиксацией на фаллической стадии дерзкие, хвастливые и опрометчивые, они стремятся к успеху и постоянно пытаются доказать свое мужество. У женщин фиксация на этой стадии приводит к склонности обольщать, к беспорядочным половым связям. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса по Фрейду являются основным источником невротических моделей поведения имеющим отношение к импотенции и фригидности.
  • Латентный период (6-8 лет). Спад сексуальной энергии либидо, которая теперь сублимируется в спорт, творчество, отношения, интеллектуальные занятия. Этот период не рассматривается Фрейдом как психосексуальная стадия, так как сексуальный инстинкт предположительно дремлет. Это связано с физиологическими изменениями и появлением в структуре личности «Эго» и «Супер Эго».
  • Генитальная стадия (12-18 лет). Начальная фаза продолжается до самой смерти и характеризуется биологическими и биохимическими изменениями в организме. В связи с этим период характеризуется повышенной сексуальной возбудимостью. Генитальный тип это зрелый и ответственный человек в социальных и сексуальных отношениях. Для формирования генитального характера необходимо отказаться от пассивности, когда потребности человека удовлетворяются, и ничего не требуется взамен. Человек должен откладывать удовольствия ради достижения целей и решения поставленных задач. Если в раннем детстве были проблемы с фиксацией, то вхождение в генитальную стадию затруднено. По Фрейду все конфликты в позднем возрасте являются неразрешенными сексуальными конфликтами в детстве.
Возрастная периодизация – это периоды развития человека с момента зачатия (или рождения) и до момента смерти.-7

Больше полезной информации о возрастной психологии можно почерпнуть из учебника Возрастная психология автора Обуховой Л.Ф.

Не забудьте подписаться на канал чтобы получать больше полезной информации в ленту!