Найти тему
Рязанские ведомости

Рязанец Владимир Алымов совершил прыжок внутри БМД-1, еще не получив лейтенантских погон

В июле 1974 года на полигоне Рязанского воздушно - десантного училища в Сельцах совершено десантирование экипажа внутри боевой машины. В числе смельчаков – двое курсантов выпускного курса. Это был первый и последний подобный прыжок курсантов за всю историю воздушно-десантных войск.

С одним из смельчаков, ныне проживающим в Рязанской области, мы решили познакомиться поближе. Итак, наш собеседник - полковник ВДВ в отставке Владимир Алымов.

-2

Р.В. – Владимир Иванович, как вам могла прийти в голову столь авантюрная идея?

В.А. – В училище я поступил в 1970 году. 5 января 1973 года на полигоне "Слободка" под Тулой произошло первое в мире десантирование военнослужащих внутри боевой машины десанта. Командиром и механиком-водителем был преподаватель десантного училища Леонид Зуев, а наводчиком-оператором – Александр Маргелов, – сын командующего Воздушно-десантными войсками, Героя Советского Союза генерала армии Василия Филипповича Маргелова. Десантирование прошло успешно.

Р.В. – И вы, еще даже не лейтенанты, решили повторить подвиг Александра Маргелова?

В.А. – Весной 1974 года у нас на курсе сообщили, что подобное испытание будет проведено и в Рязанской области. Планируется десантирование боевой машины десанта с экипажем на борту. Участвуют добровольцы из числа курсантов. Желающие могут написать рапорт. Весь наш 4-й курс написал рапорта. В июле во время госэкзаменов в учебном центре Сельцы стало известно, что для участия в испытаниях комиссия отобрала четырех курсантов. Нас вызывали по одному и спрашивали, на самом ли деле мы собираемся участвовать в этом экспериментальном прыжке? Мы ответили утвердительно. Отступать – не в характере десантников.

Р.В. – Кому, кроме вас, еще повезло?

В. А. – В основой экипаж в качестве механика-водителя БМД вошли я и Николай Шевелев в роли наводчика-оператора. У меня дублером был Валерий Шабалин (в будущем – начальник разведки 137-го парашютно-десантного полка, погиб в Чечне). У Николая дублер – Александр Беспалов (ныне - преподаватель Военной академии имени М.В.Фрунзе, генерал-лейтенант).

Подготовку к этому прыжку мы начали прямо во время государственных экзаменов. Занимались вкладкой многокупольной системы, работали по нескольку часов на радиостанции, сидя в макете боевой машины.

Перед прыжком
Перед прыжком

Р.В. – Чем, все-таки, был вызван сам эксперимент и потом его продолжение?

В.А. – Нам тогда объяснили, что десантирование механика-водителя и наводчика-оператора внутри боевой машины в разы сокращало время на приведение машины в боевую готовность для поддержки десантников своей огневой мощью.

Ранее, когда боевую технику выбрасывали в тыл противника, экипаж десантировался вслед за БМД. Разброс экипажа и машины на площадке приземления доходил до километра. В боевой обстановке, да еще под обстрелом, на это уходило много времени. Десантирование внутри БМД это время значительно сокращало, что и показал экспериментальный прыжок Александра Маргелова и Леонида Зуева 5 января 1973 года на полигоне 106-й гвардейской дивизии Воздушно-десантных войск (ВДВ) "Слободка" под Тулой.

Мы совершили прыжок 22 июля, уже после государственных экзаменов. Мы – еще курсанты, но документы на нас уже были отправлены в Москву на присвоение всему выпуску звания лейтенанта. Это было за 3 дня до выпуска.

Р.В. – Практической частью эксперимента руководил Александр Васильевич Маргелов. Каким он был?

В.А. – Гонял он нас, конечно, по-серьёзному, несмотря на то, что был в звании капитана, хотя в комиссии были и майоры, и подполковники. Очень серьёзно он относился к подготовке. У него был большой опыт. Он не только в боевой машине первым прыгал на многокупольной системе, испытывал и другие парашютно-десантные системы. Он прыгал на открытой платформе в составе расчёта гаубицы, где были ещё и ящики со снарядами. Вообще, страх! Я даже не представляю, как это... Он прыгал и на реактивной системе.

23 января 1976 года под Псковом впервые была успешно испытана система "Реактавр" десантирования боевой техники с экипажем — майором Александром Маргеловым и подполковником Леонидом Щербаковым.

Р.В. – В ночь перед своим прыжком вы вряд ли спали?

В.А. – Мы начали переживать за исход дела ещё в период подготовки. Когда ты прыгаешь с парашютом, если не раскрылся основной, можешь открыть запасной парашют. Внутри БМД мы сидели в креслах без парашютов. Подобные кресла использовались в космическом корабле "Восток". Положение тела полулежачее. Для преодоления перегрузок внутри БМД-1 установили упрощенные варианты космических кресел «Казбек-Д».

Испытывались три машины. Первая машина радиоуправлялась с земли. В ней не было экипажа. Она приземлилась, но наехала на свои купола, намотала их на гусеницы и заглохла. Её двигатель постоянно запускали дистанционно, но двигаться она уже не могла. Затем десантировалась наша машина и третья – реактивная система с собаками. Она разбилась на наших глазах. Видимо, один из куполов был бракованный. Мы увидели только дым и взлетевшие после взрыва в воздух катки от гусениц.

В АН-12 нас загружали на аэродроме в Дягилево, а выброска проходила на полигоне учебного центра Сельцы. Десантирование было примерно с высоты 1000 метров. В воздухе были всего несколько минут, но успели это сполна прочувствовать. Когда машина вываливается в люк, она клюёт носом. Потом многокупольная система, состоящая из 5 куполов общей площадью 350 квадратных метров, вытягивается, и машина плавно падает вниз, приземляется на платформе.

Начальник училища генерал-лейтенант А.В. Чикризов поздравляет В.И. Алымова и Н.И. Шевелева с выполнением задания
Начальник училища генерал-лейтенант А.В. Чикризов поздравляет В.И. Алымова и Н.И. Шевелева с выполнением задания

Р.В. – С вами как-то общались те, кто вел вас на земле?

В.А. – По радиостанции нам сообщили: "Вышли на курс, приготовиться к десантированию". В машине люки закрыты, темно. То, что происходило в воздухе, мы не видели. Штатный водитель этой машины оставил в кабине гаечный ключ. Во время падения этот ключ там начал летать от одного борта к другому.

Александр Васильевич Маргелов сообщал нам по рации, что до земли осталось 300, 200, 100 метров. Мы, конечно, приземлились удачно, но удар был сильным.

Р.В. – Какие задачи вы выполняли после приземления?

В.А. – После приземления моя задача , как механика-водителя, была – попасть в отделение управления, запустить и прогреть двигатель, поднять машину, натянуть гусеницы. В задачу напарника входило выбить подставку из-под пушки и отстегнуть тросы от боевой машины. Я выехал в условленное место, а мой напарник обстрелял движущиеся мишени.

Вот вы спросили, почему я согласился на такую авантюру? А как же иначе? Я же рапорт писал. Назад пути не было.

Р.В. – Ну и какие выводы для себя сделали?

В.А. – Командующий ВДВ Василий Филиппович Маргелов тысячу раз был прав. Десантирование подобным образом значительно сокращает время вступления в бой. Мы приземлились и до момента, когда я начал съезжать с платформы, а Коля открыл стрельбу по мишеням, прошло около 2,5 минут. Это огромный вклад в развитие десантных войск.

Р.В. – Этот ваш прыжок был как-то отмечен командованием?

В.А. – На площадке приземления был построен весь наш курс, присутствовал начальник училища Алексей Васильевич Чикризов. Отправлял нас в этот полёт заместитель командующего Воздушно-десантное войсками генерал-лейтенант Константин Курочкин. Фотографии, отражающие это событие, размещёны в Рязанском музее истории ВДВ. На весь прыжок, включая взлёт самолёта, ушло примерно около получаса, но мы были все мокрые от волнения.

Самый такой ценный подарок для нас - фотоальбом про училище. Его вручили прямо на площадке приземления, а уже через несколько дней на выпуске присутствовал командующий ВДВ Василий Филиппович Маргелов. Он вручил нам с Колей золотые командирские часы с надписью: "За храбрость". Так же мы были награждены Почётным знаком ЦК ВЛКСМ, поскольку училище носило имя Ленинского Комсомола.

Заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант К.М. Курочкин и сотрудник НИИ ВДВ капитан А.В. Маргелов (в центре)
Заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант К.М. Курочкин и сотрудник НИИ ВДВ капитан А.В. Маргелов (в центре)

Р.В. – Вы получили лейтенантские погоны и что было дальше?

В.А. – Те, кто хорошо учился, могли сами выбирать себе место дальнейшей службы. Я выбрал 103-ю гвардейскую дивизию, которая дислоцировалась в Белоруссии. Через полгода был назначен заместителем командира роты, а вскоре и командиром роты.

Послужить в этой должности пришлось недолго. В 1976 году пришел приказ командующего вернуться в училище, чтобы воспитать будущих офицеров. В училище я прослужил 20 лет – от командира роты курсантов до начальника спецфакультета училища.

Беседовал Вячеслав Астафьев

Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Ставьте лайк!

Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/

Другие статьи Вячеслава Астафьева:

Рязанец Артур Кремнев отправился в Донбасс с гуманитарной миссией

Экспедиция Михаила Малахова на Шпицберген увековечила подвиг русских полярников

Об ужасах немецкой оккупации несовершеннолетний узник фашистских концлагерей Алексей Семенович Перов рассказывает стихами

#рязань #рязанкие ведомости #патриотическоевоспитание #патриоты россии