Промышленность формирует более 25% (28,5% по итогам 2021 года) суммарного объема ВВП стран, входящих в Союз.
За годы существования Евразийского экономического союза промышленный комплекс проходил разные периоды. Тем не менее даже наличие кризисных явлений в экономике и общественной жизни наших стран, как правило, не приводило к существенному падению объемов промышленного производства. Так, после спада в 2015 году (на 0,2% по сравнению с предыдущим годом) промышленность Союза показывала неуклонный рост вплоть до 2019 года (2016 год – на 1,5%, 2017 год – на 4,1%, 2018 год – на 3,7%, 2019 год – на 3,4%).
Пандемия коронавируса COVID-19 оказала заметное негативное влияние на промышленность: объем промышленного производства в целом по промышленности снизился на 1,9%. Но и в данном случае такое снижение произошло под влиянием спада в добывающей промышленности, которая сократилась на 6,2%, в то время как обрабатывающая промышленность, на развитие сотрудничества в которой как раз и нацелена Евразийская экономическая комиссия, показала наращивание объема выпущенной продукции на 1,4%.
По итогам 2021 года промышленность Союза продемонстрировала наивысшее, начиная с 2011 года, значение динамики объема промышленного производства – +5,1%.
В структуре промышленности ЕАЭС главную роль играет обрабатывающая промышленность. На ее долю приходится 65,6% объема промышленного производства (по данным за 2021 год). Среди отраслей обрабатывающей промышленности преобладают производство нефтепродуктов, металлургия, пищевая промышленность.
Евразийский экономический союз занимает второе место в мире по добыче нефти, а также по добыче природного газа, третье – по выплавке стали, четвертое – по выработке электроэнергии и производству чугуна. В импорте промышленной продукции преобладают машины и оборудование, электронно-оптическая продукция, транспортные средства, химическая продукция, а также электрическое оборудование.
Сущность промышленной политики и сотрудничества в рамках ЕАЭС
Правовая основа в области промышленной политики и сотрудничества в рамках ЕАЭС базируется на ст. 92 «Промышленная политика и сотрудничество», ст. 93 «Промышленные субсидии» раздела XXIV «Промышленность», Протоколе о промышленном сотрудничестве (Приложение № 27 к Договору) и Протоколе о единых правилах предоставления промышленных субсидий (Приложение № 28 к Договору).
Статьей 92 Договора о ЕАЭС и Протоколом о промышленном сотрудничестве установлены основополагающие принципы и правила взаимодействия государств-членов в сфере промышленности.
Во-первых, важным для государств ЕАЭС является то, что государства самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальные промышленные политики, в том числе принимают национальные программы развития промышленности и другие меры, а также определяют направления предоставления промышленных субсидий.
Во-вторых, промышленная политика в рамках ЕАЭС формируется государствами по основным направлениям промышленного сотрудничества и осуществляется при консультативной поддержке и координации Комиссии.
Таким образом, промышленная политика в рамках ЕАЭС – это деятельность государств по основным направлениям промышленного сотрудничества, осуществляемая государствами как самостоятельно, так и при консультативной поддержке и координации Комиссии.
Основные направления промышленного сотрудничества – стратегический документ, который разрабатывается с периодичностью раз в пять лет и утверждается как акт органа Союза Евразийским межправительственным советом.
Основные цели промышленной политики в рамках Союза
- Ускорение и повышение устойчивости промышленного развития
- Повышение конкурентоспособности промышленных комплексов государств
- Осуществление эффективного сотрудничества, направленного на повышение инновационной активности
- Устранение барьеров в промышленной сфере, в том числе на пути движения товаров
Основные принципы промышленной политики в рамках ЕАЭС
- Равноправие и учет национальных интересов
- Взаимовыгодность
- Добросовестная конкуренция
- Недискриминация
- Транспарентность
В статье 92 Договора о ЕАЭС закреплено, что промышленная политика является основным ориентиром при разработке и реализации торговой, таможенно-тарифной, конкурентной политик, а также политик в области государственных закупок, технического регулирования, развития предпринимательской деятельности, транспорта и инфраструктуры.
Основные направления развития промышленного сотрудничества
в рамках Союза
1. Использование потенциала рынка Союза
2. Совместная работа на экспортных рынках
3. Инновационное сотрудничество и цифровизация промышленности
4. Стратегические направления углубления промышленной интеграции
5. Совершенствование системы маркировки и прослеживаемости промышленных товаров в рамках Союза
6. Информационное взаимодействие и аналитическая деятельность.
Органы Союза, принимающие решения
в сфере промышленной политики
Реализацию Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза осуществляют государства-члены совместно с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Общее руководство возложено на министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК.
Ответственные за решение практических вопросов интеграции
- Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств. Определяет стратегию, перспективы; решает принципиальные вопросы деятельности ЕАЭС и др.
- Евразийский межправительственный совет на уровне глав правительств. Обеспечивает реализацию и контроль исполнения договоров и решений; отменяет решения Комиссии и др.
- ЕЭК. Обеспечивает условия функционирования и развития ЕАЭС, составляет бюджет; осуществляет полномочия по договорам и др.
- Суд ЕАЭС. Разрешает споры по вопросам реализации договоров в рамках Союза и решений органов Союза.
Промышленные субсидии в ЕАЭС
Государственная поддержка, особенно промышленные субсидии, играет важную роль в развитии промышленности и её конкурентоспособности на общем рынке. Поэтому страны активно развивают программы поддержки своих производителей, предоставляют субсидии как промышленному сектору своих стран в целом, так и отдельным предприятиям, отраслям и направлениям.
Но вместе с тем понимая, что субсидии могут искажать конкурентные условия на рынках, предоставляя преимущества одним производителям перед другими, страны-участницы, чтобы не ущемлять интересы отраслей национальных экономик государств ЕАЭС, взяли на себя обязательства реализовывать меры государственной поддержки по единым для всех правилам.
Комиссия, в свою очередь, как наднациональный орган обеспечивает контроль за реализацией сторонами таких обязательств: проводит мониторинг и сравнительно-правовой анализ законодательства государств-членов в области предоставления промышленных субсидий (проверка на соответствие Договору о ЕАЭС), осуществляет ведение бюллетеня предоставленных субсидий и реестра принятых актов государств-членов в данной сфере, а также выступает площадкой для консультаций сторон по урегулированию соответствующих вопросов.
Вызовы и решения
Сейчас в ЕАЭС есть ряд проблем, препятствующих устойчивому развитию промышленных комплексов государств — членов ЕАЭС:
- Снижение доли государств-членов в формировании добавленной стоимости мировой обрабатывающей промышленности относительно уровня 2019 г. (во многом за счет ослабления валют государств-членов к доллару США).
- Снижение номинальной производительности в промышленности в целом и в обрабатывающем секторе (во многом за счет ослабления курсов валют государств-членов).
- Заметное снижение доли внутренних производителей ЕАЭС на внутреннем рынке транспортных средств и оборудования.
- Сохраняющаяся низкая доля промышленных товаров ЕАЭС на мировом рынке.
- Уровень взаимных кооперационных поставок кратно уступает соответствующему показателю в торговле с третьими странами.
Это говорит о том, что необходимо продолжать работу по совместному развитию промышленности в ЕАЭС в согласованных приоритетных отраслях.
Особенно важно продвижение совместно произведенной промышленной продукции государств ЕАЭС на рынки третьих стран, в том числе путем развития Евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации.