Найти тему
Book Blog Bumaga

"Таня Гроттер" и "Мефодий Буслаев", перечитываем

Дмитрий Емец – российский писатель, работающий в жанре детской фантастики и фэнтези, член Союза писателей России. Первое произведение было издано в 1994. На данный момент вышло уже 278 книг! (информация со страницы автора на ЛитРес’е). И того, по несложным подсчетам, получаем почти 10 книг в год. Плодотворно.

Сегодня немного обсудим два его крупных цикла – «Таня Гроттер» (14 книг) и «Мефодий Буслаев» (19 книг).

Мое знакомство с автором началось, кажется, в 2005 году с первой книги цикла «Таня Гроттер». Большую часть обоих циклов я читала по ходу выпуска книг. Но потом случилась заминка, и я много книг пропустила. Кажется, это было после 12 книги. Нынешнее перечитывание серий у меня не первое. В «Мефодия» это третий заход, в «Таню» уже четвертый. Для меня эти книги – ностальгия по детству. Но и более взрослым взглядом оценить тоже хотелось.

Сам автор изначально позиционировал оба цикла как связанные между собой миром, событиями, персонажами. Ну и я хочу высказать свои мысли на оба цикла разом.

Для начала хочу отметить главный плюс для меня. Это лор, устройства магии, мифология. Он очень богатый и изобретательный. С множеством нюансов и подробностей. Сначала мы узнаем, что среди людей есть маги. Причем маги, судя по всему, живут столетиями. Далее мы знакомимся с мифическими существами и даже богами. Есть силы хаоса, которые выше всего и отдельно, не подвластны никому. С того момента, как автор начал писать второй цикл, появляются стражи света и мрака. Под конец в общий котёл закидывают еще идею о том, что стражи мрака — это стражи света, но «падшие». По итогу за 33 книги история и мироуклад все нарастает и нарастает.

К сожалению, порой, это начинает спорить друг с другом. Видно, что автор меняет правила своей же вселенной по ходу дела. В начале «Тани» самые сильные у нас маги, а дальше языческие боги (типа Перуна). Внезапно появляются эйдосы, стражи и маги уже уходят на второй план. С богами тоже не совсем ясно. Изначально нам несколько раз показывают языческих богов. Даже один из стражей мрака – бывший языческий бог. А со стороны стражей света есть отдельный СОЗДАТЕЛЬ. То есть кто-то выше стражей и богов языческих. Упомянутый ранее страж мрака, бывший когда-то богом, оказывается изначально был стражем света. Да, написано путанно и в кучу. Но и от книги в книгу так же и вбрасывается новая информация!

Про стражей света давайте поговорим отдельно. Одной из главных героинь, Дафне, на момент начала книги было 13 тысяч лет. Конечно, в книге говорят, что в Эдеме время течет по-другому, но все равно! Ей 13 тысяч лет! А остальным? Троилу? Арею? А где родители Дафны? Как появляются новые стражи? Почему, О БОГИ, почему в Эдемском саду леса нежити? Прозрачные Сферы они выше Эдема и Третьего неба? Тогда почему Эссиорх отчитывается Троилу. То есть что я хочу сказать. Глобально идеи отличные, но то как они собраны и работают друг с другом.. Это вызывает вопросы. Причем чем ты больше думаешь, тем больше вопросов.

К моему большому сожалению, автор как будто бы живет текущей книгой. Очень часто герои в новой книги откатываются назад, дальше чем они были в конце предыдущей. Или у персонажа внезапно меняется характер. Взять ту же Дафну. Изначально она была противоречивая не только для других, но и для самой себя. Она думала и поступала не как светлый страж, у нее темнели перья. Она искала свой путь. А потом в начале очередной книги она внезапно меняется. Становится вся такая возвышенно-просветленная. Короче нашла себя и активно помогает найти себя и других. И такая ситуация случается буквально в каждой книги. Персонажи, все как один, сродни тем самым комиссионерам. Автор лепит из их пластилиновых тел то, что ему нужно на данный момент. Это расстраивает.

Отдельно стоит упомянуть стиль автора. О, как он любит рассуждать и философствовать. И если в детстве тебя это восхищает, то в более осознанном возрасте ты начинаешь понимать: пафос напускают в самые банальные и понятные вещи. Порой по ходу чтения внезапно натыкаешься на просто дикую графоманию. Ниже представлю отрывок из второй книге «Мефодия», «Свиток желаний»:

  • «В бесконечном человеческом потоке, что ползет по самодвижущимся лестницам метро весь день и значительную часть ночи, мелькают тысячи женских лиц. Они проплывают и теряются в пахнущих резиной далях подземки и извилистых подуличных переходах. Их пестрая армия включает в себя батальоны трудоголичек и полки загнанных домохозяек, отделения утешительниц и артдивизионы стервочек, тыловые подразделения офисных пленниц, кавалерийские сотни искательниц приключений, дикие дивизии истеричек, маршевые роты синих чулок, стратегические резервы бывших жен, анархические отряды добродушных забывах с собачьей шерстью на юбках и, наконец, снабженные новейшим слезоточивым оружием разведвзводы несчастненьких. Однако не следует думать, что приведенной выше робкой классификацией можно охватить всех юбконосящих. Некоторые вообще ни в какую классификацию не лезут. То ли страдалица, то ли шарнир, то ли губки трубочкой, ушки бобиком? И это еще ничего – легкий случай. Есть же и такие, о которых сам страж мрака не скажет, что они такое и что перед ним, а только почешет в затылке и отойдет. Женщины – как вода. Они никогда не стоят на месте и часто перетекают из одного состояния в другое. Взять хотя бы эту или вон ту… Сегодня она синий чулок, завтра милая мымрочка, послезавтра загнанная хозяйка или офисная пленница. Кажется, все, конечная станция, брысь из вагона. Но не тут-то было. Женщина всегда способна на сюрпризы. Внезапно происходит чудо – и недавний синий чулок стартует стремительной ракетой. Там же, где недавно был пепел человека, вспыхивает птица-феникс.»

Я тут даже не знаю, как комментировать. Ну дичь же! И, к сожалению, на подобную графоманскую дичь автора заносит. Вот и получается, я как читатель чувствую себя ёжиком из старой шутки. Мол плачу, колюсь, но продолжаю жрать кактус. Конечно, я люблю эти серии, это мое детство. И в них есть своих отличные стороны. Но все минусы заставляют очень сильно расстроиться. Возникает чувство утраченного потенциала истории. Думаешь и приходишь к выводу, все могло бы быть намного лучше!

А вы читали эти серии? Как вам? Перечитывали ли после долгого времени и как это повлияло на ваше мнение об истории?

Я же буду думать, перечитывать и дочитывать ли серию про ШНЫРа.