Найти тему
Written by

ОЙКА: как, зачем и для кого?

Оглавление

Мы знаем о существовании международных кинофестивалей и премий, мы следим за премьерами Голливуда и новыми проектами от Нетфликс, но, когда речь заходит о современном отечественном кино, бурного обсуждения, как правило, не возникает. Еще сложнее говорить о региональном кино – его смотрят единицы.

Чтобы открыть для себя ранее неизведанный мир уральского кино и узнать, и как организовываются подобные мероприятия, я посетила фестиваль уральского кино «Ойка».

Кто?

На «Ойке» не только смотрели и обсуждали кино, но и проводили экскурсии по городу, дискутировали с историками и этнологами, читали лекции. Фестиваль получился насыщенным и масштабным – только на открытии присутствовало около 600 человек. Поэтому первый вопрос, который у меня возник: «Как и кому это удалось?» Для выяснения подробностей я взяла небольшое интервью у организаторов фестиваля.

«В 2021 году у нас с другом был киноклуб «Последний ряд» и к нам часто подходили режиссёры и спрашивали, можно ли показать свое кино. Режиссеров становилось всё больше и больше, и я подумал, почему бы не сделать кинофестиваль.» - Артем Белоусов – основатель фестиваля «Ойка».

«Сложно было собрать команду, у которой бы были общие взгляды и представления о том, как должен выглядеть фестиваль, но мы справились.» - Александр Гальперин, организатор «Ойки»

«Самое сложное на мой взгляд в организации подобных мероприятий – это именно собрать команду <…> Еще сложно спрогнозировать риски, а в любом масштабном проекте всё что может пойти не по плану – пойдёт не по плану. Нужно быть очень предусмотрительным.» - Александра Долгошеина – организатор «Ойки».

В январе 2022 года Артем Белоусов выиграл президентский грант культурных инициатив, а позже заручился поддержкой некоторых частных компаний. Площадкой стал бывший кинотеатр «Салют», где и проходили конкурсные показы.

Что?

Следующее, про что я хотела узнать – значение слова «Ойка». Перед тем, как взять интервью, мной было проведено маленькое интернет-исследование. Варианты оказались самыми разными: имя бога, видоизмененное слово «ойкумена», названия уральских гор и производная от междометия «ой». Чтобы долго не гадать, я обратилась к основателю фестиваля – Артему Белоусову:

«Ойка – это про объединение уральского кино, поэтому я обратился к мансийской мифологии <...> В их легендах я нашел бога Нёр-Ойка, убрал «нёр» и получилось звучное название. <…> Также на Урале есть несколько гор с названиями Ойкачахл и Нёр-Ойка. Поэтому я подумал, что это будет хорошим названием.»

Художественная составляющая фестиваля также отсылает нас к мансийским легендам: на буклетах, плакатах и постерах нарисованы пупыги – духи покровители, а в социальных сетях публикации оформлены асимметричными фигурами деревьев, гор и очертаниями разных животных. Сам бог Нёр-Ойка согласно мифам был богом плодородия и покровительствовал оленям, именно поэтому победителям кинофестиваля вручали статуэтку олененка.

Для кого?

Культура каждого народа с течением времени меняется – стираются границы, заимствуются традиции. Происходит определенное мультикультурное «сближение». Поэтому одной из главных задач фестиваля в 2022 году было не просто представить талантливых режиссеров широкому зрителю, но обсудить проблему идентичности – кто мы, откуда и что на нас влияет. «Ойка» – фестиваль об особенностях уральского творчества, важной задачей которого было найти точки соприкосновения с разными культурами – познать себя через «других» и найти «свое» в образах «чужого».

Тема сложная, многогранная и неоднозначная, но как показали результаты фестиваля в прошлом году – интересная и очень важная для уральских зрителей. Первая «Ойка» собрала 64 фильма от 47 режиссеров. В этом году, по словам Артема Белоусова, на почту фестиваля пришло 178 фильмов из самых разных уголков Урала, однако в конкурсную программу вошла примерно треть.

«Попасть на «Ойку» не сложно, просто большая часть фильмов, которые мы осматриваем – голливудские клише. По-настоящему взрослых, продуманных работ очень мало. <…> Но мы не оцениваем работы с технической точки зрения. Если человек снимает на любительскую камеру, но там очень сильная идея, какая-то личная история, то мы такое кино примем. Поэтому попасть на фестиваль вполне реально.» - Артем Белоусов.

После показов я говорила со зрителями, а затем смотрела видеозаписи обсуждений. Мнения были разными. Кто-то был в восторге, кто-то осуждал картины за излишнюю «чернуху», а кто-то пытался доказать, что фильмах нет ничего «уральского». Единственное, что объединяло всех зрителей – понимание, что такие мероприятия необходимы. Они формируют образ регионального искусства и объединяют киносообщество.

«Это важно зрителям. Это нужно это нужно как будто бы Уралу - такая рефлексия о том, кто мы, как и какое кино мы смотрим. Многие кто приезжают даже участвовать в дискуссиях говорят, что Урал - особенный регион. Здесь особенно смотрят зрители, особенно снимают режиссёры. Просто хочется объяснить эти неуловимые особенности, которые многие отмечают.» - Александра Долгошеина.

Итоги

Всего в конкурсной программе было представлено 48 фильмов в трех жанрах: игровое, документальное и анимационное кино. Судейский состав был полностью сформирован из Уральских деятелей: режиссеры Александр Хант, Иван Соснин, Алена Тремазова, Ольга Привольнова, оператор Алексей Смагин и художница Алиса Горшенина.

Победителями в анимационном жанре стали: Полина Федорова с фильмом «Белая змея» и Павел Никифоров – фильм «Самый страшный».

Победители в жанре игровое кино: Артем Упоров— фильм «Потрясение» и фильм Владислав Емелина «По протоптанным тропам».

Победители секции «Документальное кино»: Сергей Строганов с картиной «Страбери филдс форевер» и Наталья Саврас с фильмом «Мертвый сезон».

Дальнейшая судьба «Ойки»

Любой конец – это новое начало. После завершения фестиваля стало известно, что Александра Долгошеина выиграла грант от Росмолодежи на проведение «Анимационного кинокампуса». Проект будет направлен на создание анимационных фильмов со стилевыми особенностями традиционных промыслов Урала: невьянская иконопись, пермский звериный стиль и другие.

«Будем пробовать делать анимацию <…> Это тоже про искусство Урала, тоже про преемственность и адаптацию.» - говорит Александра.

Дальнейшая судьба «Ойки» пока не известна. У ребят очень много планов и идей, но сами они говорят, что проведение подобных мероприятий – сложно, затратно и зачастую вообще непредсказуемо. Однако, на самый главный вопрос: «Что же делает уральское кино уральским?» - еще нет четкого ответа, поэтому команда «Ойки» обещает продолжать исследования.