Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Дым столбом - кипит, дымится пароход...
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье...
Веселится и ликует весь народ
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чисто поле...
Даже люди, незнакомые с творчеством Глинки, помнят эти слова по искромётной пародии 80-х Винокура и Леона Оганезова (за роялем). Да, этак... басом, с достоинством: "Глинка. Попутная песня. Исполняется впервые... Мной". А слова-то не Глинки, конечно. Нестора Кукольника. Того самого, которого терпеть не мог Пушкин. Спрашивал: "А что, ведь у Кукольника есть хорошие стихи? Говорят, что у него есть и мысли..." Или так: "Передо мною весь город проехал в каретах, кроме поэта Кукольника, который проехал в каком-то старом фургоне, с каким-то оборванным мальчиком на запятках, что было истинно поэтическое явление". Бу-бу-бу...
Да, сего дня 1868 года нестарый ещё (даже по меркам второй половины позапрошлого столетия) 59-летний мужчина собирается вечером в оперу... и вдруг - умирает. Как так? Действительный статский советник в отставке Нестор Васильевич Кукольник в Таганроге слыл человеком непокойным, вроде и патриотом - в самом лучшем, не наносном понимании этого слова, но местные власти его недолюбливали. Всё словно нарочно делал им в пику. Досадный. Когда решался вопрос - как и куда именно провести новую железную дорогу - от Харькова до Ростова напрямую, или крюком - через Таганрог, а после уже на Ростов, Кукольник занял твёрдую позицию, вступил в конфронтацию с городским головой, более того - предоставил необходимые расчёты, и... добился своего! Хлопотал об открытии местного университета, более того - ратовал за Таганрог как за столицу новой губернии. Ишь, чего возжелал! Открыл городскую газету. Увы... забыли! Или даже - предпочли забыть. Как предпочли забыть всё его творчество, при Николае Павловиче одно время ненадолго вознесённое на пьедестал образчиков государственности,
Формат цикла "... сего дня..." (просто календарный памятный листок), к сожалению, не позволяет мне ни дать развёрнутой оценки творчеству Кукольника, ни пристальнее рассмотреть биографию его - весьма, кстати, любопытную. Но вот о чём поговорить хотелось бы...
Так или иначе касаясь в различных публикациях личности другой "потерянной" фигуры столетия - Николая Алексеевича Полевого, не раз уже обращал внимание на не очень-то аппетитное сплетенье противуречивых и зачастую несправедливых окололитературных "войн" того времени. Это в буквальной степени путаный, кишащий змеиный клубок! Однокашники по Нежинской гимназии - Гоголь-Яновский и Кукольник - дружили до самой смерти первого. Самоучка и журнальный новатор Полевой был затравлен за критическую рецензию на драму Кукольника. Пушкин принял Гоголя, но не любил обоих - и Кукольника, и Полевого (Полевого, правда, ещё и презирал). Но любил Глинку. Глинка обожал Кукольника, создав по его либретто оперу "Жизнь за Царя" и целое соцветие великолепных романсов. После смерти Пушкина оба - и Полевой, и Кукольник - пишут замечательные, искренние, без тени злопамятства, некрологи. "...Сколько обид, сколько незаслуженных оскорблений он мне нанёс и за что?.. Я никогда не подал ему ни малейшего повода». Несмотря на приятие пьес его Императором, придворным драматургом и писателем Кукольник не стал (кстати, против бытующего мнения о нём - дескать, был обласкан и поощряем сверх всякой меры). Повторил - по сути - путь всё того же Полевого, так же в петербургский свой отрезок жизни писавшего имевшие значительный успех пьесы. Был нещадно травим (как и Полевой) всеми критиками и литераторами без разбору. Белинский открыто называл Полевого "гадиной", но у Кукольника отмечал "усилие обыкновенного таланта подняться на высоты, доступные только гениям". Есть тут хоть полфунта логики?
"В конце тридцатых годов сильно гремел Кукольник своими патриотическими драмами и повестями из жизни художников с бесконечными толками об искусстве. И всё это было мне противно читать, я инстинктивно чувствовал, что тут нет ни патриотизма, ни драматизма, ни художества, а есть только риторические крики..."
Это Писемский Алексей Феофилактович, тот, что прославился во второй половине столетия "Тысячей душ", а после точно так же был низринут публикою на писательское дно.
Доходит до того, что даже умница цензор Никитенко вынужден был как-то пресекать поток ядовито-пахучий поток критической грязи, изливающейся на Кукольника.
"У меня уже со второго номера «Современника» возникли несогласия с издателями. Пришлось исключить некоторые статьи по причинам литературным и цензурным. Например, предполагали поместить грязный пасквиль на Кукольника, и я воспротивился"
То есть - и Некрасов туда же. Зависть? Возможно... Бездарностей - не травят так... скопом, столь единодушно. "Враг моего врага - мой друг". И уже одна эта... истерия достаточно убедительно свидетельствует о том, что не всё так просто с Нестором Васильевичем. Был, был дар! И Пушкина травили - "исписался", "Повестей Белкина" не приняли вовсе. И Гоголя затуркали, доведя его психическое нездоровье до крайности. Тот же Белинский - по сути - уничтожил, почти физически, Боратынского, точно так же, как поступил с Полевым. Вот только кого-то опьедесталили после смерти, а кому-то повезло меньше. Кукольник - в числе последних. Как и честный бесхитростный труженик Полевой.
Сегодня была генеральная репетиция «Жизни за царя». Занимается новая заря для русской народной музыки… завтра взойдет солнце, и Глинка станет бессмертен… Вся наша братия была на репетиции и весьма многие из посторонних лиц присутствовали как в действительном спектакле. Все мы с восторгом и благоговением, а я со слезами умиления, — слушали это великое произведение… Для меня оно родное, как будто мое собственное создание
Сколько бескорыстия, искреннего восторга в этих словах из дневника Кукольника! На его глазах рождается музыкальный шедевр!
Простите, добрые друзья!
Всех жизнь раскинет в рассыпную;
Все так, но где бы ни был я,
Я вспомню вас и затоскую!
Нигде нет вечно светлых дней;
Везде тоска, везде истома,
И жизнь для памяти моей -
Листки истертого альбома...
Это - из его "Прощальной песни", музыка Глинки на которую стала прекрасным романсом.
Будем же справедливы. Отдадим дань памяти ещё одному "кирпичику", из которых сложено величественное здание отечественных словесности и культуры. И - отрываем очередной листок календаря. Он выполнил дежурную свою функцию.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Предыдущие выпуски "... сего дня...", а также много ещё чего -в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу