Найти в Дзене
Царское Село

Поезд прибыл в Иркутск: царскосельские экспонаты - на берегах Ангары!

Сегодня в Иркутске открылась выставка «Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути», в столицу Восточной Сибири она приехала из самой восточной точки страны – Владивостока. Наш музей проводит выставку совместно с Музеем железных дорог России, ГАРФ при поддержке компании «РЖД».

Карл Беггров. Литографии с видами Царского Села. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Карл Беггров. Литографии с видами Царского Села. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Этот выставочный проект посвящен 185-летию открытия первой в России Царскосельской железной дороги и 130-летию основания Транссибирской магистрали. Экспозиция повторяет маршрут возвращения из путешествия на Восток будущего императора Николая II в 1891 году: Владивосток – Иркутск – Новосибирск – Челябинск. Путь с востока на запад продлится десять месяцев – до июля 2023-го. Проект начал путешествие в конце августа: экспозицию в Приморской государственной картинной галерее посетили больше 3,5 тысяч человек.

Иркутский областной краеведческий музей им. Н.Н. Муравьева-Амурского предоставил для выставки фотографии и путеводитель, которые связаны с путешествием цесаревича Николая Александровича на Восток, возвращением через Иркутск, строительством Транссиба (император руководил им из резиденции в Царском Селе).

Неизвестный фотограф. Цесаревич Алексей, императрица Александра Федоровна, император Николай II в вагоне поезда. 1916 (?). Из коллекции ГА РФ
Неизвестный фотограф. Цесаревич Алексей, императрица Александра Федоровна, император Николай II в вагоне поезда. 1916 (?). Из коллекции ГА РФ

На выставке в Иркутске представлено более 100 предметов из собрания ГМЗ «Царское Село», Музея железных дорог России и киностудии «Ленфильм». Среди них – живопись, графика, фотографии, документы (в том числе с маргиналиями Николая II), мемориальные мундиры, образцы ливрейного и форменного платья, памятные знаки, предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с путешествиями императоров; материалы по строительству и функционированию железных дорог, модели поездов и вагонов.

Разделы дополнены архивными документами и фотографиями, а также мультимедийными проектами (VR-путешествие в императорском поезде). ГАРФ предоставил для проекта больше ста сканов документов и фото.

Модель паровоза «Проворный». Из коллекции Музея железных дорог России
Модель паровоза «Проворный». Из коллекции Музея железных дорог России

Выставка рассказывает о той роли, которую сыграли железные дороги в развитии территорий и судьбе жителей в разных регионах нашей страны. Она уделяет внимание и отдельным страницам истории развития железных дорог в России, связанным с российскими императорами как с главными заказчиками их сооружения и как с частными пользователями этого вида транспорта.

Первая «пробная» железная дорога была сооружена по воле Николая I. Несмотря на то, что в народе она считалась «увеселительной», да и сам император нередко в качестве развлечения катался «экстренным поездом» с приближенными до своего летнего Александровского дворца в Царском Селе, она стала неоспоримым аргументом в пользу продолжения развития железнодорожного дела в России.

П.И.Котов. Вагон с погруженным в него автомобилем, 1916. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
П.И.Котов. Вагон с погруженным в него автомобилем, 1916. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Последняя построенная в дореволюционной России железная дорога — великий Транссиб. Он сооружался под личным контролем Николая II. Император понимал с самого дня закладки значение этой магистрали для развития страны. До сих пор по множеству параметров Транссиб остается непревзойденным инженерно-техническим сооружением.

Из Иркутска в январе следующего года выставка отправится в Новосибирск, затем в Челябинск. В каждом городе экспозиция дополняется предметами и документами, которые имеют отношение к теме экспозиции.