Всем здравствовать!
Недавно мне снова попался на глаза пост с таким вот заголовком - Зачем из бортов кораблей выливается вода в море.
Пишу - снова попался - потому, что и раньше этот текст мне встречался. И скажу честно, содержание поста мне не понравилось. Вроде и цель благая, разъяснить непонятное, но сделано крайне топорно. Впрочем, топорность вполне объяснима, писал человек немного далёкий от темы. Ляпы так и сквозят по всему тексту. Ну, и ещё одно объяснение есть, оригинал статьи имеет иностранное происхождение. Заморачиваться уточнениями тонкостей не стали, нажали автоперевод, и готово.
Вот отрывок из сетевого текста:
Ссылку на сам текст я размещу в прикреплённом комментарии. На всякий случай, во избежание обвинений - сам придумал, сам разоблачил. Ну, а вы там уже сами решайте, что и как.
Я решил немного подправить пост, и разъяснить более подробно эту сову(с). Для тех, кто в теме, ничего нового не будет. Ну, а для тех, кто не знает... может и будет полезно. В общем, очередной мой пост из цикла - "Бесполезные знания".
Ну, поехали.
Да, есть такое дело, видно иногда, как из некоторых отверстий в корпусе судна вытекает вода. Иногда тонкой струйкой, иногда мощным напором. И расположение этих отверстий не одинаково. Где-то в носовой части судна, где-то ближе к корме. Вот и давайте разбираться, что и откуда течёт и вытекает. А, главное, зачем и почему.
1. Якорные клюзы.
Судно стоит на якоре. На грунте лежит и сам якорь, и несколько смычек якорного каната(цепи). Грунт в районе якорной стоянки может быть разный, каменистый, песчаный, илистый. При выборке якоря часть грунта может налипать на цепь и сам якорь. И вот, чтобы всю эту грязь не тащить в место хранения якорной цепи (цепной ящик), в якорных клюзах предусмотрена система обмыва этой самой цепи. Трубы с подводом воды. Вода забортная. Обычно для этого обмыва запускают пожарный насос, у него достаточная мощность, чтобы создать нужный напор в системе обмыва. Впрочем, как ни обмывай, но всё равно, часть грязи попадает в канатный ящик. Вот мы и видим, что, когда судно выбирает якорь, текущую воду из якорных клюзов.
Но! Иногда видно как вода течёт из якорных клюзов и когда судно на ходу. что они там... на ходу якорь туда-сюда дёргают? Нет. Палубная команда может наводить порядок на палубе, и скатывать палубу водой из шлангов. Для этих целей тоже запускают пожарный насос. Но пожарные насосы довольно мощные, и вот для того, чтобы сбросить лишнее давление воды в пожарной системе, и открывают систему обмыва якорной цепи. вот так, всё довольно просто. И не обязательно при скатывании палубе, могут быть и другие работы, в котором задействован пожарный насос.
Так же в носовой части судна могут быть и специальные отверстия в борту, через которые тоже вытекает вода. Обычно это происходит при осушении помещений на баке судна. Осушительные насосы могут иметь разные приводы, от электричества до гидравлики. А могут быть и обычные эжекторы. Ещё раз, на баке, это зачастую обычное осушение помещений.
2. С большим напором, да ещё так много!
А это уже обычное явление при сбросе водяного балласта. В статье, на которую я ссылаюсь в начале, довольно подробно рассказывается для чего на судах существуют балластные системы. Я же исхожу из того, что мои читатели знают, что такое водяной балласт. Просто хотел бы отметить, что объёмы водяного балласта на судах довольно таки велики, поэтому и устанавливают насосы на балластных системах большой производительности. Особенно это касается танкеров, при большой интенсивности погрузки возникает потребность такой же интенсивности откачка балласта. Отсюда такой наблюдаемый водопад.
Кроме балласта, в кормовой части судна можно видеть отлив воды меньшей мощности. А вот это уже вероятный сброс воды от охлаждающих систем. Забортная вода идёт на охлаждение двигателей, главного и вспомогательных, других систем жизнеобеспечения судна.
Кроме того, конечно же, вода может быть также и из осушительной системы. Но вот здесь я бы говорил об этом с осторожностью. Дело в том, что осушение машинного отделения напрямую за борт маловероятно. Такая вода может содержать в себе примеси нефтепродуктов или смазочных масел, поэтому вода должна пройти через сепаратор льяльных вод, через специальный монитор, который установит верхний предел содержания нефтяных частиц в сбрасываемой воде (15 РРМ). Так, что, ещё раз - по осушению очень осторожно.
Вот, собственно, и всё. Хотел бы добавить, что текущая вода из отверстий в борту судна, это нормальное явление, и никак не связана с аварийной ситуацией на борту в большинстве случаев.
Всем здоровья.