Найти тему
Библио-лаборатория

"Темная половина": Стивен Кинг о связи между автором, его псевдонимами и творчеством. Инфернальной связи

Вообще я не слишком большой поклонник хоррора вообще и Стивена Кинга в частности (хотя его автобиографию/пособие «Как писать книги» рекомендую каждому начинающему писателю). Поэтому на канале практически посвященных ему материалов. Но раз уж я засел за лаптоп в канун Дня Всех Святых, то о о ком же еще писать, как не о Короле Ужасов (хотя статья выйдет уже утром 1 ноября).

Ну а поскольку тут у нас все-таки Библио-лаборатория, то обойдемся без стотысячного обзора экранизации «Темной Башни» (тем более, что я ее не читал и не смотрел) или последних новинок Кинга. Нет, я предлагаю вернуться в далекий 1989 год, к роману «Темная половина».

Вообще если уж и браться за книги Кинга, то я предпочитаю ранние его произведения: «Мертвую зону», «Худеющего», совершенно гениальное, но совсем не страшное «Тело». И - «Темную половину». Как-то они… энергичнее, что ли. Не знаю, но практически все, что Кинг написал после аварии, мне дается с трудом.

Действие романа в очередной раз происходит в городке Касл-Рок штата Мэн, городке, который Кинг своим пером превратил в подлинный филиал ада на Земле — столько невероятной и мрачной чертовщины происходит там в целой серии книг. Хорошо, что городок этот вымышленный, хотя, полагаю, будь он настоящим, его жители сумели бы извлечь немалую прибыль из «дурной славы».

Да, воробьи на обложке не просто так
Да, воробьи на обложке не просто так

Помимо того, что «Темная половина» представляет собой отличный сочный образчик натурального инфернального хоррора (никаких тебе игр в духе «а может все это просто почудилось»), роман интересен еще и тем, что представляет собой своеобразную литературную игру с читателем. Вообще тема взаимоотношений писателя с его творчеством и с читателями всегда привлекала Стивена Кинга — вспомним «Мизери», «Потаенное окно, потаенный сад», «Мешок с костями». «Темная половина» исследует связь автора и его псевдонимов.

Поскольку роман посвящен Ричарду Бахману, литературному «второму я» Стивена Кинга, скончавшемуся от «рака псевдонима», то первый слой этой игры лежит на поверхности. Второй слой Кинг сам затрагивает в книге устами героя Теда Бомонта, когда тот говорит, что отчасти позаимствовал свой псевдоним «Джордж Старк» (свою «темную половину») у реального писателя Дональда Уэстлейка, выпустившего серию «крутых» детективов под псевдонимом «Ричард Старк».

И глаз на обложке тоже не просто так
И глаз на обложке тоже не просто так

Связь между двумя «Старками» тут гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что для Уэстлейка его Старк действительно стал в некотором смысле «темной половиной», ведь опубликованные под этим псевдонимом книги были в разы успешнее, чем все остальное, написанное Уэстлейком не знаю, правда, насколько были популярны его эротические опусы, которыми он тоже баловался, под другим псевдонимом, конечно). Есть даже теория (которую отчасти поддерживал и сам Уэстлейк), что серия юмористических детективов о Джоне Дортмундере была написана «в противовес» романам Ричарда Старка о безжалостном и хладнокровном грабителе Паркере, чтобы избавиться от его влияния. Кстати, лично мне романы о Паркере нравятся куда больше (по-моему, я прочитал их все).

Цепочка, выстроенная Кингом в «Темной половине», связывает воедино личность автора, вымышленную «личность» его псевдонима и в очередной раз изучает вопрос: насколько глубока «обратная связь» между творчеством автора и его психикой? Ну а поскольку это все-таки мистический роман ужасов, то эта предположительно психологическая связь обретает вполне реальные и довольно ужасные черты.

Подводя итог: роман, безусловно, относится к тем произведениям, с которых надо начинать знакомство с творчеством Кинга (как это было в моем случае), если вы, конечно, до сих пор с ним не знакомы.

Приятного… гмммм, приятного? Ну, ладно... Прочтения!

"Темная половина" на ЛитРесе - вам книжка, мне малая копеечка на новые приобретения для канала