Есть люди, изначально знающие чего они хотят, но таких в общей массе не так уж много. Большинство же в течении жизни мечутся от одной крайности к другой и даже в почтенном возрасте не каждый обретает покой и приходит к единственно верному (для него) решению. Давайте же на примере увлечения аудио поговорим о том, что же всё - таки лучше: пуританский минимализм или бескомпромиссный максимализм. Конечно однозначного ответа на выше заданный вопрос не будет, но любопытно (надеюсь) будет узнать кто в итоге окажется в большинстве: аудио-аскет или аудио-гурман.
Я бы не стал поднимать такую тему если бы сам не погружался в неё неоднократно на протяжении тех четырёх с половиной десятилетий, составляющих мой трудовой "стаж" на ниве аудиоиндустрии. Иногда такие метания случались под влиянием жизненных обстоятельств (к примеру о какой блочной стереосистеме может идти речь когда кочуешь с одной съёмной квартиры на другую), но бывало и так, что всё это нагромождение компонентов и хитросплетенье проводов реально надоедало и хотелось сделать паузу, всё переосмыслить и начать "с чистого листа". Но поскольку совсем без музыки я своё существование не представлял, то какой-то альтернативный источник звука в этом промежутке времени у меня всегда был. Или кассетная магнитола или она же, но с CD- приводом, либо компактный музыкальный центр. Но, периодически избавляясь от аппаратуры, я старался не трогать фонотеку. Во всяком случае ту её часть, которую составляют виниловые пластинки и цифровые диски в форматах Audio CD, Blu-Ray, SACD, DVD-audio/video и т. п. А вот с аналоговыми магнитофонными записями на катушках и кассетах я в итоге распрощался. С катушками полностью, а кассет 3-4 десятка осталось, но постоянно слушать их не на чем. Лишь иногда, когда в моих руках оказывается какая-нибудь кассетная дека, что-то переслушиваю. Но это случается редко. Впрочем сей факт прямого отношения к теме не имеет.
Само понятие "универсальность" в первую очередь относится к источнику сигнала. Прежде всего современному, поскольку в эпоху "аналога" по настоящему универсальных источников звука не было. Зато были комбинированные устройства, официально именуемые магниторадиолами (где в одном корпусе были объединены проигрыватель грампластинок, катушечный или кассетный магнитофон, тюнер и УНЧ), а в народе их называли "музыкальными комбайнами". Подобные устройства существуют и сейчас, но уже без аналогового источника сигнала. Его заменяет CD - привод и встроенный мультимедиа плеер способный воспроизводить контент либо с USB-накопителей и(или) карт памяти или же прямо из интернета с потоковых сервисов. Понятно что " музыкальным комбайном " такие устройства сейчас почти никто не называет (ну разве что некоторые, по старой памяти) поскольку они достаточно компактные да и весят гораздо меньше чем какая-нибудь "Романтика-112".
Уже к середине первого десятилетия 2000-х появились модели DVD - проигрывателей теоретически способные претендовать на звание " универсальных". Начиная от более чем бюджетных моделей типа Pioneer DV610 и заканчивая всё ещё относительно доступными типа Pioneer DV989 (модели от компании Pioneer я привожу лишь в качестве примера - подобные аппараты были и в линейках других производителей). Судите сами: среди списка поддерживаемых форматов были (из актуальных) audio CD, DVD-audio/video, SACD, mp4/DivX, mp3. Плюс порт USB к которому можно было подключить флешку и те же фильмы в форматах mp4/DivX или музыку в формате мр3 воспроизводить с неё. Правда с рядом ограничений. Прежде всего флешка должна была быть отформатирована в системе FAT32 и размер файла не превышал 2 Гб.
А потом появилась модели универсальных проигрывателей от компании OPPO. Тот же ОРРО BDP-95SE помимо универсального проигрывателя имел на борту полноценный медиаплеер способный воспроизводить с дискового привода и внешних USB - накопителей (включая HDD) всё вышеперечисленное плюс Blu-Ray диски(и их образы), а также аудио данные "без потерь" в формате Flac. Казалось бы сбылась мечта всех жаждущих обладать универсальным источником, но не всё так просто. А непросто потому что люди делятся на меломанов и аудиофилов и если для первых важно чтобы просто "играло", то вторым хочется чтобы играло максимально хорошо. Конечно же всеядные и при этом бескомпромиссно звучащие модели существуют. Просто их стоимость зачастую такова, что иногда дешевле собрать блочную систему состоящую из специализированных компонентов, чем приобрести такого же уровня систему "всё в одном". Это аксиома и доказывать здесь ничего не нужно. И если бы вопрос стоял исключительно в ценовой плоскости, то на этом в статье можно было бы поставить точку. Однако о цене я не говорил. К тому же она(цена) не всегда и не для всех имеет значение. И если у человека денег "куры не клюют" и, при этом, он сторонник минимализма, то он вполне может себе позволить какой-нибудь условный "Burmester Phase 3": красивый, компактный и прекрасно звучащий по цене однокомнатной квартиры пусть не в Москве (хотя наверное и такие цены на аппаратуру существуют), но в областном центре.
Все же прочие желающие, а вернее не желающие загромождать своё жилище штабелями из аппаратуры, будут искать разумный компромисс между качеством и ценой. И если человек слушает музыку, а не аппаратуру, то он такой компромисс без сомнения найдёт. Главное определиться со своими желаниями, понять, поддержка каких форматов вам в текущий момент и на ближайшую перспективу, важна и нужна. В большинстве случаев можно уложиться максимум в два компонента (не считая акустики) : источник сигнала и усилитель, но можно и одним ограничиться. Выбор таких аппаратов (источник и усилитель в одном корпусе) есть, хотя и не очень большой. К примеру Cambridge Evo 75, который присутствует и на заглавной иллюстрации
или AudioLab Omnia
Ещё один вариант: T+A Cala
Ну и т. п. Одни из этих моделей способны работать с физическими (дисковыми) носителями, другие заточены лишь для воспроизведения контента из интернета и с внешних накопителей - главное что выбор какой-никакой, а есть.
Будь лично я молодым и в начале пути в мир музыки и аудиотехники, то вполне возможно рассматривал бы приобретение подобного универсального устройства на полном серьёзе. Но хотя я и не консерватор и на все новинки смотрю лояльно и иногда даже с интересом, но в текущих реалиях могу рассматривать подобные устройства лишь в качестве второй аудиосистемы в доме, а не в роли основной и единственной. Потому что расстаться с фонотекой, собиравшейся почти четыре с половиной десятилетия, я не смогу. Да и не хочу. При этом, по иронии судьбы, в моей системе в настоящее время присутствует целых три универсальных источника, но ни один из них не может заменить два других. Pioneer DV-AX10 замечательный аппарат для воспроизведения CD, DVD-video, DVD-audio SACD- дисков и способен работать как ЦАП, но он не воспроизводит диски Blu-Ray, да и диски SACD воспроизводит лишь фирменные ("самописки" он не воспроизводит). OPPO BDP-95SE воспроизводит все вышеперечисленные форматы, но по звуку ожидаемо уступает "Пионеру" - всё же это аппараты из разных категорий. А медиаплеер DUNE HD Ultra 4K помимо прочего воспроизводит образы SACD и DSD вплоть до DSD512, но не имеет дискового привода и по звуку опять же до "Пионера" не дотягивает, хотя с ОРРО он примерно на равных. А помимо этого у меня ещё и винил, так что ни о каком минимализме и речи быть не может. Успокаивает лишь то что вся моя система включая колонки раза в четыре дешевле вышеупомянутого Burmester Phase 3 и, при этом я почти уверен что по звуку ничуть не хуже. А то что она занимает слишком много места в моём не очень просторном жилище, так это и есть тот самый компромисс, о котором я уже сказал выше. Ради одного, всегда приходится жертвовать чём-то другим и тут уж ничего не поделать: C'est la vie, c'est tout.