Найти тему
НИЧТО НЕ ПРОСТО

ПЛАН НЕ УКАЗ

Имел честь отучиться (заочно, диплом в 1990 г.) в Таганрогском радиотехническом институте (сейчас Южный федеральный университет). Название "радиотехнический" не должно вводить в заблуждение. Западные разведки называли его Taganrog military college. В нем обучали разным специальностям - от радиотехники до ЭВМ. Главное - как обучали! В моей группе при начальной численности 30 студентов, диплом выдали только пятерыи. И это во времена советских планов при зависимости от них финансирования. Ректор говорил: "Мы выпускаем или специалистов или никого." Сразу не удалось поступить несмотря на красный диплом профильного техникума и несколько лет работы по специальности на серьезном оборонном предприятии. Пришлось через подготовительное отделение. По крайней мере во время моей учёбы, красные дипломы в институте не выдавали. Профессоры шутили: "Да мы сами на красный не тянем." Моя специальность в институте была ЭВМ, квалификация: инженер-системотехник. Несмотря на казалось бы специфичность узкого профиля, нас жестоко (это не опечатка) учили, например, физике. Зачем она спецу по автоматизации? Вот примеры из моей практики. Сдаю приемщику капризную установку. Точно знаю что она мною идеально отлажена. Однако приборы начали показывать отклонение от режима. Понимаю сразу - в соседнем боксе включили иную мощную технику - пошла наводка. Решить надо за мгновение. Отодвинуть у меня нужный кабель в обратную сторону. На сколько? Помогает память формулы ослабления поля от расстояния - больше чем на метр. Другой пример: В мой отдел поступил заказ на основе датчиков аварии изготовить блок спасения: электро-механическое устройство. Рассказали мне подробности. Я - отбой, невыполнимо. Чисто на основе механики - для заданных параметоров не существует детали, которая смогла бы сработать за нужное время. Просто по формуле момента инерции. После дотошного изучения общепринятой высшей математики, пошли специфические: алгебра логики, теория массового обслуживания (не имеет отношения к рембыттехнике - это наука об оптимизации реагирования на запросы периферийного оборудования), математическая лингвистика и др. Матлингвистика - это основа программирования (ведь компьютерщик обязательно программист) . Ее положения звучат как поэзия - "...грамматики бывают левые и правые, контекстно-независимые и зависимые..." Возвращаясь к теме красного диплома. Хотеть не вредно, но хотел. И обоснования были. Тема моего диплома "Компьютер нечёткой логики" (англ. fuzzy logic). Дипломная работа сопровождалась "живым" работающим "железом".Это достаточно новая теория, созданная средине 1960-х годов. Ее суть - логическая переменная (которая в обычном компе только 0 или 1) может принимать любое значения в этих пределах. Для чего же нужна такая заумность? Да ей цены нет! Сферы применения широкие: сортировка электронных компонентов и радиодеталей по параметрам, управление нефтепереработкой и др. И как ни странно - в стиральных машинах. Суть проста: а вы попробуйте заставить хозяйку дать задание стирке в точных значениях как степень загрязнение, нужное время стирки и др. - и получите скалкой по голове. Вот комп в стирмашине и переводит бабский лепет в технический язык. Поскольку пока не существуют электронные компоненты с возможностью принимать любые значения между 0 и 1, то задача решается средствами обычной логики за счёт программирования (это называется эмуляция). Хотя архитектура процессора и памяти в корне отличается. Ну и напоследок расслабляющее. Оставшимся в группе пяти студентам профессоры не возражали против визита на экзамен с ароматом спиртного. Дембеля, блин.