Ситуация в середине и конце 20-х годов. Экономика СССР в 1921-27 годах развивалась на основе Новой экономической политики (НЭП). Эта политика имела целью прекращение разрухи, выход из кризиса, восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главной же стратегической целью было обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Первоочередной задачей было восстановление сельского хозяйства, затем – развитие государственной промышленности. Предусматривалось опережающее развитие лёгкой и пищевой промышленности по отношению к тяжёлой. Для решения задач НЭПа использовался рынок и различные формы собственности, привлекался иностранный капитал в форме концессий, применялись иные экономические методы.
НЭП достиг своих целей. Разрушенная в годы 1-й Мировой и Гражданской войн экономика была восстановлена. К 1927 году по большинству экономических показателей Советский Союз вышел на показатели Российской империи образца довоенного 1913 года, а в части отраслей превзошел их. Производительность труда в промышленности превысила довоенную на 15%, сельское хозяйство превысило уровень 1913 года на 18%, социалистический сектор в народном хозяйстве составил 86%. Объемы производства в машиностроении в 1928 году были выше на 80% по сравнению с 1913 годом, производство электроэнергии составило 5 млрд. кВт против 1,9 млрд. кВт, было выпущено 1800 тракторов, не производимых в Российской империи вообще. Улучшилось материальное положение трудящихся. В СССР были созданы условия, необходимые для победы социализма.
Хммм... Это что же? За несколько лет можно восстановить разрушенную экономику? А что же мы до сих пор уровня 1991 года не достигли?
Однако существующие темпы роста экономики не отвечали потребностям страны. Эти темпы достигались лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей. Народное хозяйство достигло довоенного уровня, но это был уровень отсталой в технико-экономическом отношении страны. СССР по объёму промышленной продукции занимал 5-е месте в мире и 4-е в Европе. СССР находился в политической и экономической блокаде, в прямо враждебном капиталистическом окружении. Остро стоял вопрос об экономической безопасности страны, которой можно было добиться только на основе самообеспечения промышленными товарами. Но СССР оставался страной с преобладающим аграрным сектором экономики и был вынужден обращаться на внешний рынок для приобретения товаров промышленного производства. Не было автомобильной, моторостроительной и развитой химической промышленности, тракторная промышленность находилась в зачаточном состоянии. По сравнению с тем же 1913 годом сильно отставала металлургия. В стране насчитывалось до 1,7 млн. безработных.
Как быть дальше? Встал вопрос о дальнейшем пути экономического развития СССР. Возникло два разных подхода к решению этого вопроса. Подход Бухарина, Рыкова и Томского: продолжать НЭП и постепенно добиваться улучшения во всех сферах жизни. Подход Сталина: прекратить НЭП и сосредоточить усилия всего государства на развитии тяжелой промышленности. Точка зрения Сталина обосновывалась тем, что тяжелая промышленность, во-первых, позволит сократить отставание от стран Запада, во-вторых, станет экономическим фундаментом мощного социалистического государства, в-третьих, составит основу военно-промышленного комплекса и укрепит оборону страны.
Позднее, 30 января 1931 года, в выступлении на I Всесоюзной конференции работников промышленных предприятий Сталин сказал: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет, мы должны преодолеть это расстояние за 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Чтобы определить, кто был прав – Сталин или его оппоненты, – достаточно решить простую арифметическую задачку: что получится, если к 1931 году, когда были сказаны эти слова, прибавить те самые 10 лет? Получается, что мы едва-едва успели, даже при сталинских сверхжёстких, порой жестоких, темпах развития экономики.
Но во 2-й половине 20-х годов об этом, понятно, никто ещё не знал. Кроме того, Сталин в то время ещё не имел такого авторитета в партии и стране, как в последующие годы. Поэтому его точка зрения взяла верх только после острых дискуссий. Была признана необходимость резкого ускорения темпов развития экономики. Другими словами, была поставлена задача индустриализации. Экономическая наука определяет индустриализацию как процесс коренной перестройки экономики страны, направленный на создание и наращивание промышленного потенциала, процесс создания крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности. Через этап индустриализации прошли все ведущие страны мира, она – необходимое условие превращения аграрной страны в промышленно развитую державу. Индустриализация была первым пунктом в плане построения социализма, разработанном Лениным в последние годы жизни.
Интересно, когда Ельцин писал план построения капитализма в России (ну, мало ли, в пьяном бреду чего не бывает!), был ли там пункт деиндустриализации? Даже если плана и пункта не было, деиндустриализация произошла. Собственно, она продолжается до сих пор!
Задачи индустриализации. Индустриализация в СССР должна была обеспечить решение важнейших задач: 1) преодоление технико-экономической отсталости народного хозяйства; 2) обеспечение экономической независимости страны; 3) укрепление обороноспособности; 4) создание материально-технической базы для социалистической перестройки и повышения продуктивности сельского хозяйства; 5) улучшение жизненного уровня трудящихся. Кроме того, индустриализация была решающим условием для преодоления вековой экономической отсталости многих народов СССР, для ликвидации фактического неравенства между народами нашей страны, для формирования в республиках национальных кадров рабочего класса.
Задачи деиндустриализации: 1) сделать людей счастливыми, 2) список людей прилагается.
Переход к плановой экономике. Индустриализации был посвящён XIV съезд партии, состоявшийся в декабре 1925 года. На нём была поставлена задача: сделать СССР экономически самостоятельным. Для этого нужно было перестроить народное хозяйство на неизмеримо более высокой технической базе. Необходимо было реконструировать старые и построить новые предприятия, создать ряд новых отраслей промышленности (автомобильную, химическую и др.), создать промышленность в национальных районах и союзных республиках. Это был курс на социалистическую индустриализацию страны. Поскольку централизованное развитие тяжелой индустрии было несовместимо с мелкотоварным и кустарным сельскохозяйственным производством, одновременно был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства.
На базе НЭПа с его рыночной экономикой, уклоном в мелкотоварное хозяйство и преимущественным развитием пищевой и лёгкой промышленности эти задачи решить было нельзя. Более того, НЭП становился помехой на пути к дальнейшему строительству социализма. С другой стороны, успешное выполнение плана ГОЭЛРО доказало, что задачу индустриализации можно и нужно решать на основе долгосрочного планирования. В эпоху НЭПа развитие промышленности в СССР определялось годовыми ориентировочными планами. К 10-летию Октябрьской революции уже началось строительство первых промышленных гигантов: Сталинградского тракторного завода, Турксиба, Днепрогэса. Строительство этих первенцев социалистической индустрии показало, что оно не укладывается в рамки годовых контрольных цифр. Нужны были многолетние народно-хозяйственные планы, которые раскрывали бы перспективу развития отдельных предприятий и промышленности в целом, определяли бы в конкретных цифрах и сроках основные этапы развития экономики. Так родилась идея 5-летних планов.
Как показала дальнейшая история СССР, срок стратегических планов – 5 лет – был выбран исключительно удачно. Пятилетний план позволял рассчитывать развитие экономики на достаточно длительный срок, а с другой стороны, был реален и не «уходил» в слишком далёкое будущее, в котором неизбежно возникают какие-то неучтённые факторы. Последующие стратегические планы были также пятилетними. В хрущёвские времена была предпринята попытка перейти к семилетнему плану развития народного хозяйства, но опыт оказался явно неудачным, и страна вернулась к привычным пятилеткам.
А сейчас планировать невозможно! Рыночная экономика, знаете ли! Кризисы... Каждый в свою пользу тянет... Одно слово: швабода!
В связи с переходом к стратегическому планированию резко повысилась роль планирующих органов. Госплан превратился в «штаб экономики», который определял всю экономическую жизнь. В течение 1-2 лет народное хозяйство полностью перешло к централизованному планированию. Распределение ресурсов по предприятиям, снабжение и сбыт происходили централизованно. Нормы оплаты труда рабочих регламентировались сверху. На предприятиях руководители напрямую отвечали за выполнение плана, срыв заданий мог означать для них очень серьезные последствия. Кандидатуры на должности руководителей крупных объектов утверждались на уровне ЦК ВКП(б) и Совнаркома.
Начало индустриализации по-советски. В апреле 1928 года был принят первый пятилетний план. С октября 1928 года советская промышленность приступила к его осуществлению. По плану капитальные вложения должны были составить 64,6 млрд. рублей, планировалось увеличение продукции тяжёлой промышленности в 3,3 раза, увеличение социалистического сектора в промышленности до 92%, коллективизация 1/6 части крестьянских хозяйств. Главная задача плана была: создать фундамент социалистической экономики, вытеснить капиталистические элементы из города и деревни. План развития народного хозяйства предусматривал направление средств на техническое переоснащение старых предприятий и строительство новых. За первую пятилетку намечалось осуществить крупнейшие вложения в развитие тяжелой промышленности. Развитие легкой и пищевой промышленности в это время замедлялось. Большевики были намерены за 5 лет добиться результатов, на достижение которых капиталистические страны тратили десятилетия. За границей план вызывал гамму эмоций: у друзей – от тревоги и интереса до восторга, у врагов – от насмешек до дикой злобы. Но все понимали: в Советском Союзе начался не имеющий аналогов в истории процесс, который может повлиять на развитие всего мирового сообщества. Известный американский экономист Чейз назвал 5-летний план «самым смелым экономическим экспериментом в истории».
Хорошо, что тогда не было комментариев в интернете! А то испугались бы...
Опыт индустриализации капиталистических стран нам помочь не мог. Во-первых, у этих стран было время на спокойное развитие, поэтому там индустриализация шла постепенно, медленно, на рыночных принципах. СССР же по-прежнему оставался во враждебном окружении. Мирную передышку империалисты могли сорвать в любой момент, поэтому задачу индустриализации надо было решить в кратчайший срок и на плановой основе.
Во-вторых, в капиталистических странах главной целью индустриализации было получение прибыли, поэтому сначала развивалась лёгкая промышленность, а потом – тяжёлая. Индустриализация в СССР ставила целью не получение прибыли, а создание базы для стабильного роста промышленности. Для этого в первую очередь создавалась тяжёлая промышленность, то есть производство средств производства: энергетика, металлургия, добывающая промышленность, транспорт, машиностроение. Лёгкая промышленность, то есть производство предметов потребления, создавалась во вторую очередь.
В-третьих, буржуазные страны создавали промышленность на средства, полученные от ограбления колоний, военных контрибуций, эксплуатации трудящихся. Советская страна подобными источниками пользоваться не могла и не хотела. Кредитами от буржуазных стран СССР в условиях внешнеполитической изоляции пользоваться также не мог. Индустриализацию необходимо было осуществить за счет внутренних резервов. Необходимые средства были получены от существующих государственных предприятий, концессий, выпускаемых займов, продажи за границу сырья и продукции сельского хозяйства, церковных и даже музейных ценностей. Был введён режим строгой экономии сверху донизу.
Отсутствие кредитов из-за рубежа не означало отсутствия сотрудничества с промышленно развитыми странами. Напротив, СССР активно привлекал иностранных специалистов, покупал средства производства и технологии. В условиях мирового экономического кризиса западные компании охотно шли на сотрудничество с СССР. С привлечением иностранных специалистов и технологий были построены крупнейшие промышленные предприятия: Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, тракторные заводы в Сталинграде и Челябинске, Горьковский автомобильный завод и другие.
Это как же? Финансируются не банки, а стройки? Строятся не элитные многоэтажки, а заводы? Это что же – для людей, что ли? И без списка людей?
Трудности и первые успехи. Начальный период первой пятилетки был исключительно сложным. В стране почти не было строительной техники. Более 90% работ выполнялось вручную. Стремление приблизить победу социализма вылилось в движение ударников производства, в борьбу за высокие темпы работы. В 1929 году в «Правде» была опубликована статья Ленина «Как организовать соревнование?», написанная ещё в 1918 году. В ответ в рабочих коллективах стали массово возникать ударные бригады. Возникла такая форма ударного труда как социалистическое соревнование, охватившее все крупные промышленные предприятия страны. К концу первой пятилетки в социалистическом соревновании участвовало 75% рабочих.
Вы давно слышали про «ударный капиталистический труд»? Давно ли вы по собственному желанию увеличивали темпы работ?
Все шире развертывалась техническая реконструкция и расширение производства на существующих заводах, освоение на них новых, более сложных видов продукции. Росло производство тракторов на заводе «Красный путиловец», грузовых автомобилей на Ярославском и Московском автомобильных заводах. Машиностроительные и станкостроительные заводы начали осваивать производство новых типов станков, которые до того привозились из-за границы. Осваивалось производство турбо- и гидрогенераторов большой мощности, водяных и паровых турбин, большегрузных вагонов, сложного оборудования для электротехнической, нефтяной и ряда отраслей лёгкой промышленности. Ещё в 1928 году производство двигателей внутреннего сгорания превзошло довоенный уровень более чем в 4 раза, производство турбин – в 6 раз, сельскохозяйственных машин – в 2 с лишним раза.
«Великий перелом». 1929 год получил название «Год великого перелома». Среднегодовой прирост промышленности за 2 года пятилетки превысил 20%. Рост производительности труда в 1929 году составил 13%. Началось широкое строительство новых предприятий. Индустриальное строительство приняло поистине гигантский размах. На новые стройки направлялись лучшие кадры партии. Началась индустриализация в национальных регионах. На Украине строились и реконструировались сотни предприятий. В Азербайджане полным ходом шла техническая реконструкция нефтяной промышленности и быстро росла добыча нефти. В Казахстане вступили в строй Карсакпайский медеплавильный, Риддеровский свинцово-цинковый и другие заводы. Было пущено первое машиностроительное предприятие в Средней Азии – механические мастерские в Ташкенте, выпускавшие машины для хлопкоочистительной и маслобойной промышленности и сельского хозяйства.
1 мая 1930 года был торжественно открыт Турксиб. Менее чем за 4 года была построена железнодорожная магистраль протяжённостью около 1500 км, соединившая Киргизию и Казахстан с РСФСР. В июне 1930 года на 10 месяцев раньше срока вошли в строй Сталинградский тракторный завод и завод «Ростсельмаш». «Ростсельмаш» в одиночку выпускал в 1,5 раза больше сельскохозяйственных машин, чем вся царская Россия!
Ужас! Это что же – большевики не врали, когда об успехах говорили?
Александр Кроп, Роман Кроп