16,2K подписчиков

Музыка в программах олимпийских чемпионов. От классики до хип-хопа. Уникальная подборка с 1932 года по наши дни.

344 прочитали

А вы знали, что первые турниры по фигурному катанию проходили под живой аккомпанемент оркестра? Но не спешите думать, что фигуристы приезжали на соревнования со стопкой партитур и репетировали свой прокат с музыкантами. Это сейчас в фигурном катании музыка имеет важное значение. Она помогает создать правильную темпоральную атмосферу и задаёт тон программе. В начале становления фигурного катания музыка в программах фигуристов не имела никакого реального значения. Целью спортсменов было показать свои технические умения - сложные шаги, вращения и фигуры, а музыка были скорее украшением программы, для того чтобы зрителям было не слишком скучно следить за соревнованиями.

Приблизительно до 1930-х годов фигуристов чаще всего даже не спрашивали, под какую мелодию они хотели бы выступать. К примеру, на Олимпийских играх 1932 года, по сообщениям очевидцев, оркестр и вовсе играл для всех участников одну и ту же мелодию, якобы по причине того, что в их репертуаре было лишь одно подходящее классическое произведение.

Однако, всё же стоит отметить, что не все фигуристы того времени так небрежно относились к музыкальному сопровождению. К примеру известно, что в 1911 году чемпионка мира, венгерская фигуристка Лили Кронбергер привезла свой на соревнования в Вену собственный военный оркестр! Она хотела, чтобы музыка сопровождала её выступление в произвольной, так как считала, что она важна для интерпретации программы. Можно сказать, что Кронбергер была одним из первых новаторов в интерпретации музыки. Лишь спустя 30 лет фигуристы массово начнут использовать музыку для создания драматического эффекта в своих программах.

В 1920-х на некоторых соревнованиях впервые стали использовать граммофоны. Однако живое музыкальное сопровождение продолжало преобладать до середины 1930-х годов, так как музыка в записи на открытых площадках имела тенденцию искажаться.

Ближе к 40-м годам в фигурном катании произошла настоящая мини революция - живой оркестр окончательно заменили граммофоном, и теперь каждый участник имел возможность самостоятельно подбирать музыку для своих выступлений. С этого времени в фигурном катании началась новая эпоха - фигуристы начали уделять внимание не только технической составляющей своего выступления, но и старались интерпретировать музыку.

Информации о том, под какую музыку выступали фигуристы на Олимпийских играх в период с 1908 по 1928 годы, к сожалению, не сохранилось, но как я написала выше, звучащая на фоне музыка тогда не имела особого значения.

А вы знали, что первые турниры по фигурному катанию проходили под живой аккомпанемент оркестра?

1932 год

Австрийский фигурист Карл Шефер завоевал свое первое олимпийское золото выступая под аккомпанемент оркестра исполняющего отрывки из оперетты Жака Оффенбаха "Орфей в аду".

Карл Шефер начал заниматься фигурным катанием в 11 лет. Он является семикратным чемпионом мира и двукратным олимпийским чемпионом. Его современники называли его мастером школьных фигур. В 20-х годах будучи ещё подростком, он один из первых начал заходить на двойные прыжки.

1936 год

Спустя четыре года Карл Шефер вновь поднялся на верхнюю ступень пьедестала почёта, выступая на этот раз уже под заранее подготовленные композиции. Его выбор пал на вальс и попурри из нескольких современных мелодий тех лет.

1948 год

Американский фигурист Дик Баттон выигрывает свое первое золото на Олимпийских играх в Санкт-Морице. В произвольной программе он выступает под "Румынскую рапсодию" Джорджа Энеску. Именно в произвольной 18-летний Баттон впервые в истории фигурного катания приземляет двойной аксель. Примечательный факт: впервые приземлить двойной аксель на тренировках у фигуриста получилось всего за день до произвольной!

Забавно, что много лет спустя одном из интервью, Баттон весьма нелицеприятно отзывается о своей программе: "Технически и стилистически эта программа отстой". Также он признаётся, что с технической точки зрения его двойной аксель был исполнен плохо. "Кстати, в этом прыжке я смошенничал", — со смехом сказал Баттон, отметив, что по нынешним правилам прыжок получил бы оценку ниже базовой. "Но послушай, я приземлил его, и тогда это было важно".

До наших дней дошло несколько кадров с его вступления на тех Олимпийских играх. Музыка конечно же была наложена отдельно, в произвольном порядке, так как автор не знал, какой именно отрывок произведения был использован:

1952 год

В этом году Олимпийские игры вновь выигрывает Дик Баттон, причём судя по всему, он снова выступает под "Румынскую рапсодию". На этих играх Баттон вновь записывает своё имя в историю освоения прыжков - он стал первым фигуристом приземлившим тройной риттбергер!

1956 год

На Олимпийских играх 1956 года в Италии свою первую и единственную золотую медаль завоёвывает американский фигурист Хейз Алан Дженкинс. Он выступал под симфоническую сюиту "Шехеразада" написанную Римским-Корсаковым.

Хейз Дженкинс являлся сильнейшим фигуристом этого олимпийского четырёхлетия. Он четыре раза поднимался на первую ступень пьедестала почёта чемпионата мира - с 1953 по 1956 год.

1960 год

Золотую медаль на следующих Олимпийских играх вновь увозит американский фигурист. На этот раз удача улыбнулась Дэвиду Дженкинсу, в произвольной программе выступавшему под фортепианный концерт с оркестром Эдварда Грига.

Дэвид - родной брат Хейза Дженкинса, на играх в Италии он выиграл бронзовую медаль, а уже спустя четыре года, после того как старший брат ушёл из спорта, ему покорилось золото.

А вы знали, что первые турниры по фигурному катанию проходили под живой аккомпанемент оркестра?-2

1964 год

На Олимпийских играх в Австрии золотую медаль впервые завоёвывает немецкий фигурист Манфред Шнельдорфер. В своей произвольной программе он использовал сразу несколько известных произведений: "Танец родителей" из Щелкунчика, "Кармен" Жоржа Бизе, и увертюру "Boccaccio" композитора Франца фон Зуппе. Довольно необычное сочетание, не правда ли?

Записи его выступления на Олимпийских играх найти не удалось, но зато в сети выложен его прокат с чемпионата Европы.

1968 год

Победу на Олимпийских играх 1968 года одерживает австрийский фигурист Вольфганг Шварц. В произвольной программе он выступает под симфонию № 9 ми минор "Из Нового Света" Дворжака, "Триумфальный марш" из оперы Верди "Аида" и использует отрывок из оперы "Семирамида" Джоаккино Россини.

На рубеже двухтысячных бывший фигурист попал в криминальные круги и был заключён в тюрьму за торговлю людьми. Он вышел на свободу в 2014 году, в возрасте 66 лет.

1972 год

Чехословацкий фигурист Ондрей Непела выступает под произведение Эдварда Грига "Sigurd Jorsalfar: Homage March" и "Вакханалию" из "Самсона и Далила" Камиль Сен-Санса.

В наши дни Непела остаётся одним из самых известных и прославленных чехословацких фигуристов. Впервые на олимпийских играх он дебютировал в возрасте 13 лет. Тогда он выступил неудачно - занял лишь 22 место. Через четыре года, на играх 1968 он уже смог подняться на 8 строчку.
В возрасте 38 лет, в 1989 году он умер из-за осложнений связанных со CПИДом. Начиная с 1993 года в Словакии ежегодно проходит международный турнир "Мемориал Ондрея Непелы".

Прокат с чемпионата Европы:

1976 год

Олимпийским чемпионом становится британец Джон Карри. Начиная с сезона 72/73 в соревнованиях одиночников была включена короткая программа, и на играх в Инсбруке фигуристы впервые соревнуются показывая три соревновательные программы (фигуры, короткую и произвольную программы).

В короткой программе Джон выступает под Рапсодию на тему Паганини Сергея Рахманинова, а в произвольной его выбор пал на балет "Дон Кихот".

Карри отличался от большинства фигуристов своего времени безупречным владением тела. Он поднял мужское фигурное катание на новый уровень. К сожалению, в возрасте 44 лет он скончался от сердечного приступа.

А вы знали, что первые турниры по фигурному катанию проходили под живой аккомпанемент оркестра?-3

1980 год

На олимпийский пьедестал вновь поднимается британский фигурист - Робин Казинс. Сегодня его имя в России вспомнят наверное единицы, а между тем его победа примечательна тем, что в своих программах он использовал не классическую музыку, а современные произведения. Так в короткой программе он выступал под саундтрек из фильма 1970 года "Дети дороги" Джонни Дугласа:

А в произвольной Робин выступил под французскую песню музыкального коллектива Saint Tropez "Belle De Jour" и композиции "Paint It Black" Джонни Харриса, "Murder On The Orient Express: Finale" и "Dragons Of Midnight". Разумеется, в программе звучали лишь музыкальные инструменты, использовать песни с вокалом международный союз конькобежцев разрешил лишь в 2014 году.

1984 год

Чемпионом Олимпийских игр в Сараево стал американец Скотт Хэмилтон. В короткой программе он выступал под оперу "Самсон и Далила" Камиль Сен-Санса соединив её с полькой "The Sharish Polka".

Прогресс было не остановить, фигуристы и тренеры поняли, что не обязательно кататься под классические произведения, и как говориться, пошли во все тяжкие :)

В произвольной программе Скотт соединил три казалось бы совсем разных произведения: "Лебединое озеро" Чайковского, композицию "Ren" японского музыканта Джуна Курамото и композицию "Guardian of the Light" американского клавишника Джорджа Дюка. Честно говоря, сейчас этот микс смотрится очень странно.

1988 год

Одержавший победу на играх 1988 года американец Брайан Бойтано, для короткой программы выбрал произведение вальс "Les Patineurs", что с французского языка можно перевести как вальс фигуристов. Это произведение было написано в немецко-француским композитором Джакомо Мейербером в 1882 году, под впечатлением после посещения замершего озера в Булонском лесу в Париже. Зимой на этом озере собирались все местные любители фигурного катания.

В произвольной программе Бойтано выступал под саундтрек для фильма "Наполеон", итальянского композитора Кармина Коппола. Кстати, это одна из моих самых любых программ одиночников тех времён. А какой у него тогда был прекрасный костюм!

1992 год

Чемпионский титул впервые завоевывает советско-украинский фигурист Виктор Петренко, выступающий в составе объединённой команды республик бывшего СССР. В короткой программе он выступал под оперу "Кармен" Жоржа Бизе.

В произвольной программе Петренко выступал под увертюру "Раймонд" Тома Амбруаза, оперу "Сид" французского композитора Жюля Массне, Вальс Шопена и "I Vespi Siciliani overture" Верди.

А вы знали, что первые турниры по фигурному катанию проходили под живой аккомпанемент оркестра?-4

1994 год

Настала эпоха российских одиночников. В 1994 году, на играх в Лиллехаммере золотую медаль завоевал Алексей Урманов. В короткой программе он катался под музыку из оперы Джузеппе Верди "Риголетто".

В произвольной программе Урамонов также сделал выбор в пользу классики. Он выступал под музыку из опер "Семирамида", "Сорока-воровка" и "Вильгельм Телль" Джоакинно Россини, и под увертюру "Poet and Peasant" Франца фон Зуппе.

Вот как спустя годы Урманов вспоминает о тех днях:

На Олимпиаде было интересно. Иногда случались непредсказуемые вещи. Например, Брайан Бойтано был первый по жеребьёвке, хотя считался фаворитом. Может, меня и не считали фаворитом Олимпиады, но она была 28 лет назад. Тогда средств массовой информации было меньше. Не было мобильных телефонов, социальных сетей, не было ничего. Так что если скептики что-то и говорили, всё это проходило мимо меня. Я полностью абстрагировался.
Вот кто точно немножко позволил себе попраздновать победу — это Курт Браунинг, с которым я вместе ехал на каток в микроавтобусе в день короткой программы. Мы выступали позже, и он уже знал, что и Бойтано, и Петренко откатались плохо. Он был весь такой на позитиве, очень весёлый. Подрасслабился, а делать это не нужно, потому что соревнование впереди. Вот он и вышел на короткую программу и откатал её без двух элементов, заняв такое место, что можно было сказать: «До свидания, олимпийская медаль». Об этом сообщает "Рамблер". Далее:
https://sport.rambler.ru/summer/48097310/?utm_content=sport_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

1998 год

На Олимпийских играх в Нагано победу одерживает ещё один российский фигурист, ученик Татьяны Тарасовой - Илья Кулик. В короткой программе он выступает под необычное произведение "Промышленная революция" французского композитора Жана-Мишеля Андре Жарра.

Короткая программа:

В произвольной Кулик выступал под произведение Джоржа Гершвина "Рапсодия в стиле блюз". Забавно, что по прошествии лет, без помощи интернета я уже не смогла вспомнить под какое именно произведение выступал Илья, а вот его сумасшедший костюм с принтом жирафа я помню до сих пор.

Видео:

https://vk.com/video-44714933_163634912

2002 год

На Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити мы увидели одну из самых лучших постановок в истории мужского одиночного катания. "Зиму" Ягудина я всегда с удовольствием пересматриваю. В программе звучит произведение "Зима" в исполнении струнного квартета "Бонд".

Не менее яркой получилась у Ягудина и произвольная программа "Человек в железной маске". А его костюм - это просто шедевр!

2006 год

Золотую медаль завоёвывает Евгений Плющенко. В короткой он выступает под оперу Джакомо Пуччини "Тоска". Прокат получился безупречным - все элементы были исполнены чисто, включая каскад 4Т+3Т и сольный 3А, а за дорожку шагов четвёртого уровня ряд судей поставили максимальную надбавку +3. В итоге его ближайший соперник - американский фигурист Джонни Вейр, отстал от Плющенко почти на 11 баллов.

В произвольной прозвучала тема "Крёстный отец" в исполнении Эдвина Мартона. Несмотря на небольшую ошибку в конце программы - двойной флип вместо тройного, Плющенко завоевал золотую медаль поставив новый мировой рекорд.

А вы знали, что первые турниры по фигурному катанию проходили под живой аккомпанемент оркестра?-5

2010 год

В 2010 году на первую ступень олимпийского подиума поднимается американский фигурист - медаль завоевывает Эван Лайсачек. Ему удаётся опередить Плющенко всего на 1,31 сотую балла. В короткой программе он выступает под "Жар-птицу" Игоря Стравинского.

Классическое произведение звучит и в произвольной, причём на арене вновь звучит мелодия русских композиторов-классиков - Эван катается под симфоническую сюита "Шехеразада" Николая Римского-Корсакова. Как и в короткой, так и в произвольной Лайсачек получает лучшие баллы в карьере.

2014 год

Начало эпохи Юдзуру Ханю. На играх в Сочи японский фигурист завоёвывает первую в своей карьере золотую олимпийскую медаль, и становится первым в истории японским фигуристом завоевавшим титул олимпийского чемпиона. До Ханю, на пьедестал почёта за все это время поднимался лишь один японский одиночник - в 2010 году бронзу завоевал Дайсукэ Такахаси.

В короткой программе Юдзуру катается под красивую композицию Гэри Мура "Parisienne Walkways".

В произвольной программе у Юдзуру звучит саундтрек Нино Рота из фильма "Ромео и Джульетта". В самом начале проката Ханю неожиданно падает с четверного сальхова и тройного флипа, и многие думали, что золотой медали ему уже не видать... Но и у его главного соперника - Патрика Чана, вышедшего на лёд сразу после проката японского фигуриста, тоже не получилось показать безошибочного проката.

2018 год

На играх в Южной Корее Юдзуру завоёвывает своё второе олимпийское золото. В короткой программе он возвращается к своей старой программе сезонов 2014/15 и 2015/16 "Баллада № 1" Фридерика Шопена. В ходе своего выступления он чисто исполнил четверной сальхов, тройной аксель и каскад 4Т+3Т.

В произвольной программе Ханю выступил с программой "Сэймэй" - одной из самых знаковых программ в истории фигурного катания. В этой программе звучал саундтрек из японского фильма 2001 года "Колдун", рассказывающего историю о подвигах знаменитого оммёдзи Абэ-но Сэймэя. Впервые эту программу мы увидели в сезоне 15/16, а в олимпийском сезоне постановка была доведена до идеала.

Из-за нескольких помарок в прокате Юдзуру по итогу занял второе место, но по сумме баллов смог подняться на первую ступень пьедестала.

2022 год

Нейтан Чен показывает безупречный прокат короткой программы с самым сложным техническим контентом: он исполняет четверной флип, тройной аксель и каскад 4Л+3Т. Причём первоначально олимпийский сезон начинался для Чена не очень удачно - на первом же старте сезона он прервал свою долгую беспроигрышную серию, а в конце осени принял решение помять музыкальное сопровождение. Вместо звучавшей в короткой программе композиции "Вечность" Бенджамина Клементина, он вернулся к своей старой программе "Богема" Шарлья Азнавура, которая сильно полюбилась зрителям. В этом прокате Чен устанавливает новый мировой рекорд, который равняется 113,97.

По ходу сезона Чен также меняет и произвольную программу: отказывается от попурри Моцарта и выступает с программой "Rocketman" сезона 19/20. В программе звучат мелодии "Goodbye Yellow Brick Road" и "Rocketman" в исполнении Тарона Эгертона.

Продолжение следует!

А вы знали, что первые турниры по фигурному катанию проходили под живой аккомпанемент оркестра?-6

Буду рада вашим комментариям! Если вы вдруг заметили где-то ошибку или неточность тоже пишите!