Найти тему

#МузейноеПутешествие в мир русского лубка

Оглавление

Ведущий научный сотрудник нашего отдела "Доходный дом Любощинских - Вернадских" Екатерина Габриелян побывала на выставке "О доблестях и славе" в Музее русского лубка и наивного искусства, о которой сейчас и расскажет.

Читайте предыдущий лонгрид из рубрики #МузейноеПутешествие в нашей группе ВКонтакте: https://vk.com/@zubovsky15-muzeinoeputeshestvie-v-tretyakovku

Лубок - это вид русского народного творчества, представленный, как правило, ксилографией, то есть гравюрой на дереве. Сначала вырезается желаемая картинка, а затем лубочное изображение переносится с деревянной доски - луба - на бумагу. До нашего времени, к сожалению, не дошли деревянные доски, с которых печатали лубочные картинки. Луб делался из мягкой древесины, преимущественно из липы, потому доски были недолговечными. Да и в XVII веке никто особенно не задумывался об их сохранности.

Государыня Императрица Екатерина Великая. Панин А.В., 1993. Цинкография, акварель
Государыня Императрица Екатерина Великая. Панин А.В., 1993. Цинкография, акварель

В Музее лубка на выставке "О доблестях и славе" представлены прекрасные примеры гравюр, которые являются не только уникальными предметами графического искусства, но и ценными историческими документами. Причём не все вывешенные лубочные картинки - примеры народного творчества. Есть авторские работы, как, например, портрет Екатерины II в окружении других исторических фигур. Да и способ создания именно этой гравюры уже иной: это не ксилография, а цинкография, которая является совсем другой технологией, нежели гравюра на дереве. Таким образом, лубком сегодня могут называть не только отпечатанные с деревянных досок народные картинки, но и авторские работы, сделанные в других техниках, однако стилистически схожие с лубочными, подражающие им.

Командующий войсками леваго крыла кавказской линии Генералъ Лейтенантъ Графъ Николай Иванович Евдокимовъ. Неизвестный художник, 1872. Литография, ручная раскраска
Командующий войсками леваго крыла кавказской линии Генералъ Лейтенантъ Графъ Николай Иванович Евдокимовъ. Неизвестный художник, 1872. Литография, ручная раскраска

Вот ещё один лубок, сделанный в технике литографии. Это значит, что доска, с которой делали эстамп (оттиск) была из камня. В отличие от ксилографии, которая относится к технике высокой печати, литография - это техника плоской печати. Об особенности каждой из техник можно узнать на специальной тематической экскурсии "Гравюра петровской эпохи", которую провожу я, Екатерина Габриелян, по выставке "Пётр I. Новая азбука...".

Кстати, о Петрах... На выставке в Музее русского лубка представлены замечательные батальные и бытовые сцены с изображением императора:

Петр Первый. Старовойтова Е.Л., 1988. Линогравюра, акварель
Петр Первый. Старовойтова Е.Л., 1988. Линогравюра, акварель
Полтавская битва. Старовойтова Е.Л., 1988. Линогравюра, акварель.
Полтавская битва. Старовойтова Е.Л., 1988. Линогравюра, акварель.
Праздник Петра. Люкшин Ю.К., 1979. Цветная автолитография
Праздник Петра. Люкшин Ю.К., 1979. Цветная автолитография

Особенно хочу отметить ещё одну раскрашенную акварелью цинкографию А.В. Панина, которая является сделана по мотивам картины В.А. Серова "Петр I":

Государь Император Петр Великий, 1933. Панин А.В. Цинкография, акварель
Государь Император Петр Великий, 1933. Панин А.В. Цинкография, акварель
Петр I. Серов В.А., 1907. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Петр I. Серов В.А., 1907. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Это далеко не вся иконография Петра, представленная на выставке "О доблестях и славе" наряду с лубочными изображениями богатырей и солдат, причём солдат времён не только Российской империи, но и Советского Союза.

Конная Буденного. Хайлов Л.М., 1984. Линогравюра
Конная Буденного. Хайлов Л.М., 1984. Линогравюра

Очень советую посетить Музей русского лубка и наивного искусства! И, конечно, посетить наш музей - ГМИРЛИ им. В.И. Даля, - если вы ещё вдруг не были у нас в гостях. На выставке "Петр I. Новая азбука..." в нашем отделе "Доходный дом Любощинских - Вернадских" вы также найдёте лубочные картинки и много гравюр, сделанных в петровское и послепетровское время. И хоть лубок, как очевидно по выставке в МРЛИНИ, сохранял свою актуальность вплоть до ХХ века, наряду с ним в XVIII веке развились профессиональные техники гравюры на металле. А школа русских гравёров была воспитана именно благодаря усилиям Петра Первого.

-10

До встречи в музее!