37,6K подписчиков

Про одиночество в роскоши и иллюзиях былой славы: культовый нуар-фильм «Бульвар Сансет» и жизнь, которая катится в закат

3K прочитали

Можно ли купить любовь и внимание? Можно ли вернуть молодость и былую славу?

Продолжаю знакомить вас с черно-белым нуарным кино, и сегодня хочу поделиться впечатлениями об одном из самых известных и культовых фильмов той эпохи, который как раз и отвечает на поставленные вопросы.

Множество кинопремий, включая 3 статуэтки Оскар и две звезды в главных ролях. Уильям Холден – один из самых популярных актеров США 50-60-ых, включенный в список «100 величайших звёзд кино», и Глория Свенсон - икона стиля своего времени и одна из самых ярких дам эпохи кино ещё немого.

Но не волнуйтесь, этот фильм не немой. Более того, насыщен такими диалогами, что хочется записывать.

🎬 Бульвар Сансет (1950)

Sunset Boulevard

Обратите внимание на название. Это не случайность. Ведь «сансет» - заходящее солнце. Бульвар заходящего солнца в переносном смысле этого слова. Когда жизнь катится в закат, скажем так.

И живет на бульваре Сансет в роскошном и помпезном особняке богатейшая женщина – Норма Десмонд, некогда невероятно популярная голливудская актриса, ныне забытая и режиссерами, и поклонниками. В былые времена она получала по несколько сотен писем в день. Сейчас тоже получает, но, правда, в конверты не вглядывается, поэтому не знает (или не хочет знать), что все эти признания в любви и верности пишет ее самый главный поклонник – Макс фон Майерлинг, её первый муж, а ныне её слуга, дворецкий и все вместе в кучу, лишь бы быть рядом.

В доме Нормы случаются приемы, на которых собираются такие же, как и хозяйка, никому теперь не нужные актеры. Время от времени она смотрит кино в своем собственном домашнем кинотеатре. Все фильмы, разумеется, только со своим участием. А чего стоит гостиная! Как мавзолей, сплошь уставленный портретами величайшей звезды всех размеров и мастей.

Главная проблема Нормы в том, что много пьет и курит, что превращается в самую настоящую страшную зависимость, и отказывается верить в то, что её звезда закатилась окончательно. Она пишет безумный и бездарный сценарий, уверенная в том, что лучший режиссер, прочитав его, тут же предложит ей главную роль.

Норма строит вокруг себя иллюзорные замки, а Макс водружает на них крыши с башенками, как факт подтверждения того, что Норма – единственная в своем роде и больше таких не будет.

И в этом мне видится трагедия многих артистов – не только голливудских, но и наших. Их жизнь делится на два периода: момент славы и драма остатка жизни после. Драма, осознавая которую, становится жутко. Ведь, как оказывается, друзья, Норме - 50 лет. Всего 50!

И в эти 50 кое-что в мировоззрении Нормы все-таки меняется, потому что совершенно случайно в её дом попадает Джо Гиллис, очень приятный мужчина и очень неудачный сценарист. Норма влюбляется в Джо и берет его на содержание, выдавая деньги даже на покупку в аптеке сигарет (пусть вас не смущает это факт, сигареты действительно продавали в аптеках, как и многие другие не аптечные товары).

Джо удобно устроился: теперь не нужно думать о том, где взять деньги, беда только в том, что ему нравится молодая коллега, а Норма попросила доработать её сценарий. И тут я возвращаюсь к вопросам, поставленным в начале: можно ли купить любовь и внимание? Можно ли вернуть молодость и былую славу?

Я считаю, что нет. Но практика и всем известные примеры доказывают обратное. Вопрос только во времени и искренности, наверное. Действительно любовь, или игра в любовь ради денег и спокойной жизни? Сколько это продлится? Потому что, как ни крути, жить в мире иллюзий – отклонение, и в конечном счете безумие возьмет верх над разумом со всеми вытекающими последствиями.

Несмотря на солидный возраст, очень актуальное и не лишенное доли юмора кино (хотя и драма по сути). Потому что такие актеры были, есть и будут, хотим мы этого, или нет.

Кино сильное, эмоциональное и интригующее. Кино о том, что ради света софитов, звуков камер и красноречивых взглядов «снизу вверх», можно пойти на что угодно. Что бы это ни значило.

Если вы не смотрели «Бульвар Сансет», проведите этот вечер в компании Глории Свенсон и Уильяма Холдена. А если смотрели, то с удовольствием подискутирую с вами в комментариях.

Кого больше жаль – Норму или Джо?