Какая она - фортепианная педагогика ХХ века?

244 прочитали

Фортепианная педагогика ХХ века в России отличается своим уникальным и необычайным развитием, особыми характеристиками, тенденциями и стилями. Она получила неоспоримый авторитет и уважение во всем мире. Сегодня поговорим о преподавании фортепиано, о достижениях фортепианной педагогики XX века и о главных её представителях, а также поговорим о главных композиторах, основной костяк деятельности которых основан на сочинениях для фортепиано.

Слева: Генрих Нейгауз. Справа сверху: Александр Гольденвейзер. Ниже: Константин Игумнов
Слева: Генрих Нейгауз. Справа сверху: Александр Гольденвейзер. Ниже: Константин Игумнов

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Особенности фортепианной педагогики ХХ века

В искусствоведческой и фортепианно-методической литературе принято разделять ленинградскую и московскую фортепианные школы. Однако их объединяет множество общих черт, которые дают возможность называть их одной пианистической школой.

Многие композиторы русской фортепианной школы ХХ века поддерживали идею необходимости выработки собственного национального пути развития пианистического искусства.

Главные отличия русской музыкально-педагогической школы от любой другой (например, от западно-европейской) заключались в принципах народности и доступности фортепианного искусства для широких масс. Самые известные пианисты того времени придерживались мнения, что в композиторском и музыкально-педагогическом творчестве необходимо развивать принципы содержательности.

В начале ХХ века в России уже было сформировано профессиональное музыкальное образование. В этот период появились новые педагогические, композиторские и педагогические идеи.

В этом периоде фортепианного искусства зарождались новые элементы музыкальной выразительности. К середине ХХ века в российских фортепианных школах была сформирована новая музыкальная традиция, для которой характерен ряд следующих качеств:

• Преобладание художественно-содержательного начала в работе над произведениями.

• Признание главенствующей роли композиторской идеи.

• Формирование художественно-образного мышления.

Композиторы, повлиявшие на развитие российской фортепианной школы

Русская школа пианистического искусства ХХ века разделяется на различные ветви, которые были основаны создателем ленинградской фортепианной школы Л. В. Николаевым, а также такими музыкантами, как Игумнов, Гольденвейзер, Фейнберг и Нейгауз.

Главные музыкально-педагогические деятели русской фортепианной школы очень разнообразны и самобытны, особенно современные русские пианисты. Уникальное и ключевое влияние этих незаурядных личностей ясно определяется в контексте российской фортепианной педагогики. Ниже представлены имена наиболее известных музыкантов, которые оказали неоспоримое влияние на развитие фортепианной школы ХХ века в России:

Дмитрий Шостакович: К мнению этого музыканта прислушивалось многие его современники и последователи. Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств Шостакович использовал жанры камерной музыки.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Дмитрий Дмитриевич Шостакович

На этом поприще им созданы такие шедевры, как «Фортепианный квинтет», «Фортепианное трио», Струнные квартеты No 2, No 3 и No 4. Творчество этого композитора оказало колоссальное влияние на развитие фортепианной педагогики двадцатого века.

В 1945 году, после окончания войны, Шостакович написал Девятую симфонию. В 1949 году композитор посетил США в составе делегации «Всемирной конференции за мир», проходившей в Нью-Йорке, и представил на этом мероприятии исчерпывающий доклад, а в 1950 году получил Сталинскую премию за кантату «Песня о лесу», которая является образцом пафосного «большого стиля» официального искусства того времени.

Информация из документов, связанных с деятельностью Шостаковича, из различных архивов Российской национальной библиотеки напоминает разрозненные фрагменты мозаики, которые в сочетании с другими историческими материалами образуют единый образ, дающий более полное представление о творчестве этого композитора.

Великая Отечественная война и урбанизация жизни привнесли реалистические элементы в творчество всех композиторов ХХ века. Воплощение абсолютного зла, материализовавшегося для многих музыкантов в мировой войне и двух тоталитарных режимах, воплотилось в произведениях Дмитрия Шостаковича.

Александр Скрябин: Этому великому композитору удалось отразить энтузиазм русской жизни того времени и порыв человеческой духовности, столь характерный для первой революции в России.

Александр Николаевич Скрябин
Александр Николаевич Скрябин

Скрябин пытался создать таинственную музыку, которая пробудила бы человечество к духовному очищению. Он показал в своих произведениях красоту, мистичность и загадочность русской души, веря, подобно «славянофилам», что именно Россия имеет миссию спасения мира своим духовным наследием.

Сергей Рахманинов: Вторая половина 20-го века выделяется авангардными движениями в классической музыке, которые открыли эксперименты с двенадцатитоновой музыкой, электронной музыкой и смешением стилей, таких как джаз с классическими правилами музыкального творчества. Однако этого композитора эти веяния не особо затронули. Он шёл своим позднеромантическим путём, не пересекающимся ни с кем.

Сергей Васильевич Рахманинов
Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Рахманинов глубоко прочувствовал революционные события 20 века и создал непреодолимые образы смерти, смешанные с надеждой на светлое будущее, основанное на законах христианского богочеловеческого мира.

В выразительности и мелодичности его неповторимого стиля можно увидеть бескрайние пейзажи России, трагический путь композитора в истории и его идею духовного миссионера мира. Одной из самых выдающихся черт музыкального стиля Рахманинова является «перезвон», подражание русским перезвонам разного характера: лирического, патетического, трагического.

Роковое движение грозной силы, стирающей на своем пути все человеческое, слышно в образах повести «Красная Шапочка и Большой Злой Волк» по мотивам этюда-картины ля минор, op.39.

«С первым ударом куранта чувствуешь, как Россия поднимается во весь рост», — писал русский пианист Николай Метнер о первой части Концерта Рахманинова для фортепиано с оркестром No 2 до минор.

Это монументальное произведение напоминает фрески соборов старинного Новгорода и восходит к подвигам древнерусского эпоса, а лирическая одухотворенность концерта воплощает в себе красоту русских пейзажей. Конец произведения считается апофеозом торжествующей любви и воодушевления человека в присутствии Бога.

Вокальные миниатюры представляют весь лирический мир чувств. Наряду с этим романсы Рахманинова несут в себе подсознательный лейтмотив, порожденный предчувствием катастрофы в судьбах России (для Рахманинова это была социалистическая революция, из-за которой он был вынужден эмигрировать в другую страну вместе со многими талантливыми людьми, не принявшими власть нового государства).

Будучи выдающимся пианистом, Рахманинов оставил свой след и в других областях музыкального искусства ХХ века. Школа литургического пения связана с именем Сергея Рахманинова. Композитор соединил в вечерне много православных псалмов и песнопений, что под силу только великим мастерам.

Это произведение бесподобно по философской глубине и сильной выразительности. В «Литургии святого Иоанна Златоуста» ключевые моменты можно услышать голосом души в состоянии молитвы.

Голос исполнителя «скользит» по припеву с закрытым ртом. Такая структура произведения порождает иллюзию того, что все действие происходит под сводом собора, что чистота помыслов человека связана с высшей сакральной красотой. Эти произведения — знаки возрождения православных традиций в российской музыке ХХ века и расцвета а капелла хора церковных текстов.

Генрих Нейгауз: Сегодня каждый пианист знает самые выдающиеся имена, связанные с русской фортепианной школой. Это Генрих Нейгауз, который умер в 1964 году, и Евгений Кисин, родившийся через семь лет после смерти Нейгауза, 10 октября 1971 года.

Генрих Густавович Нейгауз
Генрих Густавович Нейгауз

Чтобы узнать о Генрихе Густавовиче Нейгаузе, необходимо прочитать его известную книгу «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога». В этой работе композитор передает своим ученикам очень важные сообщения, которые говорят о глубине мысли Генриха Густавовича и эффективности его педагогического подхода. Учениками Нейгауза были многие выдающиеся пианисты, такие как Эмиль Гилельс или Святослав Рихтер.

Каждый из этих великих музыкантов внес свой неоценимый вклад в развитие фортепианной педагогики ХХ века. Высокий уровень композиторской техники, умение создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерство полифонии и совершеннейшее владение искусством оркестровки в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью сделали фортепианные произведения того времени яркими, самобытными и прекрасными по художественному звучанию.

____________________________________________________________________

Читайте также:

Фестивали мира. ImPulsTanz
ЛитМузБес — об истории искусства13 ноября 2022
Фестивали мира. Познакомимся с ними?
ЛитМузБес — об истории искусства11 ноября 2022

____________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент.