«Борис Годунов». Безмолвие народа и трагические виражи власти

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Трагедия об исторических событиях на Руси на рубеже XVI в. – XVII в. была завершена Пушкиным в Михайловском в ноябре 1825 г. Об окончании работы над «Борисом Годуновым» Пушкин сообщил своему другу князю П. Вяземскому, шутливо похваставшись: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» На написание драмы Пушкина вдохновил своей «Историей государства Российского» Н.М. Карамзин, которому поэт посвятил свой труд.

Пушкин описал переломное для страны время: закат правящей династии Рюриковичей, царствование и смерть Годунова, начало Смутного времени. Поэт воспользовался версией Карамзина о сопричастности Бориса Годунова к таинственной смерти в Угличе младшего сына Иоанна Грозного. Неоспоримых доказательств виновности Годунова нет. Избран же на царство Годунов был под видом волеизъявления народа. В трагедии Пушкин размышляет о сопричастности власти и народа к трагическим событиям в стране.

Пушкин привез рукопись трагедии в Москву летом 1826 г., куда приехал для встречи с Николаем I, который отменил ссылку поэту накануне своей коронации. Пушкин устроил чтение трагедии московским друзьям, о чем стало известно А. Бенкендорфу. Шеф жандармов затребовал рукопись, которую передал Николаю I, соизволившему стать персональным цензором поэта. Императору драма показалась крамольной, он настоятельно рекомендовал ее переписать. Напечатать было разрешено только некоторые отрывки. «Борис Годунов» был опубликован в конце 1830 г., многое было вырезано по требованию цензуры. Постановка трагедии на театральной сцене была запрещена, премьера состоялась только в 1870 г.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Драма написана в форме исторической хроники, которая начинается с 1598 г., когда скончался последний из рода Рюриковичей царь Федор Иоаннович. Московский люд у стен Новодевичьего монастыря взывает с мольбами занять царский престол к шурину скончавшегося царя Борису Годунову, который с сестрой Ириной, овдовевшей царицей, укрылся в монастыре.

Бояре обсуждают Годунова, которого считают не слишком родовитым, обзывают «палачом» в душе, бывшим рабом, «зятем Малюты». За ним тянется шлейф слухов, у него негласное клеймо «убивцы царевича», ведь смерть царского отрока увеличивала шансы заполучить власть. Бояре полагают, что Годунов ведет лукавую игру, вынуждая людей умолять его занять престол. Он разыгрывает хорошо поставленный им самим спектакль: отказывается взять власть в свои руки, якобы не хочет быть царем. С согласия боярской знати и духовенства народ «уговорил» на царство Годунова, который фактически уже правил государством, будучи наместником слабого рассудком болезненного Федора Иоанновича.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

В 1603 г. В Чудовом монастыре летописец Пимен поведал иноку Григорию Отрепьеву подробности «несчастного случая» с царевичем Дмитрием, свидетелем которого ему довелось стать. Отрепьев сбежал из монастыря, задумав под именем выжившего чудом царевича занять трон. Пимен рассказал о побеге Гришки патриарху, тот повелел догнать беглеца и заключить в монастырь.

Годунов ищет причину своего смятения в предсказаниях кудесников и волхвов. За время своего царствования он немало сделал для блага народа, но считал, что ему платят за добро черной неблагодарностью, подозревая во мнимых злодеяниях и всяческих бедах. Он умный, просвещенный монарх и прозорливый политик, пекущийся о государственных интересах и процветании своей страны. В трагедии показана духовная драма правителя, который сделал много для блага государства, но многое не сумел осуществить, потому что у него не было народной поддержки. Несмотря на благодеяния для народа, царя считали виновником всех бед, подсознательно в нем видели детоубийцу, хотя вслух об этом никто не говорил.

Отрепьев под именем царевича в Литве и Польше ищет сторонников и для войны с Москвой собирает войско. Он очарован дочерью знатного шляхтича Мариной Мнишек, которой признается в том, что он не Дмитрий. Тщеславная девица соглашается стать его женой, когда он завоюет царский трон.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Войска Лжедмитрия начинают захват в 1604 г. русских земель, начинаются мятежные волнения. До Годунова доходят слухи о появившемся Самозванце. Патриарх просит доставить из Углича в Москву мощи царевича, чтобы развенчать слухи о его чудесном спасении. Царь Борис просьбу проигнорировал. Он жестоко подавляет волнения, мятежникам отрезают языки за упоминание о выжившем Дмитрии и казнят подстрекателей.

Есть нечто, в чем Годунов словно не решается признаться даже самому себе. Он противится, чтобы мощи Дмитрия перевезли в Москву, осознавая, что если мощи обладают чудотворной силой, то по христианским канонам отрок считается безвинно умерщвленным мучеником.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Это может стать косвенным доказательством убийства царского отрока. Годунов словно боится разоблачения, готов лгать и лицемерить. Царь Борис испытывает муки совести, что наводит на мысль о тайных грехах. Он судит о себе: готов «бежать, да некуда», ведь «жалок тот, в ком совесть нечиста». Душевные мучения делают Годунова мнительным и суеверным. Он жалуется кудеснику, что его жизнь тосклива и несчастна.

Жизнь царя Бориса оборвалась внезапно и таинственно от неизвестных причин, он успевает дать благословение на царство сыну Федору, но судьба наследника уже предрешена. Перешедшие на сторону Лжедмитрия бояре сына Годунова и его жену задушили, объявив народу, что они добровольно приняли смерть от яда. Царем бояре объявляют Дмитрия Иоанновича, народ эту весть воспринимает молча.

Источник: Яндекс. Картинки. Художник К. Маковский  "Убиение царя Федора"
Источник: Яндекс. Картинки. Художник К. Маковский "Убиение царя Федора"

Смерть настигает Годунова без покаяния, царь свои тайны забирает в могилу. В последние минуты жизни Годунов в спешке наставляет сына, как царствовать. Но совершенное семь лет назад преступление повлияло на дальнейшие события, связав их между собой. Трагедия начинается со слухов об убийстве восьмилетнего Дмитрия, завершается убийством шестнадцатилетнего Федора Годунова. К Годунову словно возвращается совершенное злодейство, чтобы отомстить смертью собственного сына.

В драматическом пространстве присутствуют невидимые персонажи, о которых все говорят. Постоянное незримое присутствие образа убиенного царевича Димитрия является связующим звеном всех событий. Не забыта трагедия в Угличе, ставшая настоящей причиной всех потрясений в стране. Часто возникает незримый призрак Ивана Грозного. У многих живы вспоминания об ужасающих злодеяниях царя, его неожиданные припадки искупления грехов в молитвах и попытки стать праведником.

Источник: Яндекс. Картинки. В. Васнецов "Царь Иван Васильевич Грозный",
Источник: Яндекс. Картинки. В. Васнецов "Царь Иван Васильевич Грозный",

Прошлое и настоящее связаны: семена Смуты проросли еще во времена царствования Грозного. Тирания и беспредел власти породили интриганство, вседозволенность и безнаказанные злодейства приближенных Грозного. Не случайно женой Годунова стала дочь главного опричника Малюты Скуратова. А благодаря интригам Годунов приблизился к власти, став шурином и доверенным лицом немощного Федора Иоанновича.

Искушение властью испытывает не только Годунов, но и лукавый царский вельможа князь Шуйский, любимчик Грозного опричник Басманов. Жажда власти овладела Гришкой Отрепьевым, пожелала стать русской царицей Марина Мнишек.

Отрепьев играет роль мстителя Годунову за его злодейства, но он русские земли и православную веру готов отдать на поругание полякам и насадить на Руси католичество. Интересны размышления неглупого авантюриста и ловкого интригана о своей судьбоносной миссии. Он, усыновленный «тенью Грозного», судьбой был наречен «Димитрием из гроба». Орудием судьбы стал самозванец, чтобы взбаламутить народ для свержения другого самозванца. Гришка предчувствует, что и его не минет расправа, ему снится его восхождение по крутой лестнице, с высоты башни он видит Москву. Люди смотрят на него, показывают пальцем и смеются. Ощущая страх и стыд, Гришка внезапно падает, осмеянный народом, и просыпается. Подсознание в сновидении символически передает высоту власти самозванца и его падение.

Пушкин создал собирательный образ народа, который стал участником трагических событий. В начале трагедии простой люд предстает разноликой толпой у стен монастыря, в которой одновременно раздаются и лицемерные, и искренние голоса, призывающие Годунова на царство. В финале народ явился сокрушительной и неуправляемой стихийной силой, которая «безмолвствует», не поддавшись призывам бояр признать царем Лжедмитрия.

Источник: Яндекс. Картинки. Кадр из фильма "Борис Годунов"
Источник: Яндекс. Картинки. Кадр из фильма "Борис Годунов"

Любой претендент на власть хочет обеспечить себе народную поддержку. Однако народная реакция не всегда соответствует воле властителей. Считая Годунова греховным детоубийцей, народ не признает его благодеяний. Хотя, оставшись без царя, сам же народ умолял Годунова о царствовании. Общее чувство народной вины звучит в словах монаха-летописца Пимена: «Прогневали мы Бога, согрешили: владыкою себе цареубийцу нарекли». Глас юродивого Николки звучит как глас божий, нищий обращается к земному властителю от имени высшей небесной власти и отказывается молиться за детоубийцу Годунова.

Финал трагедии открытый, в заключительной авторской ремарке о безмолвии народа скрыта глубокая мысль, неслучайно автор выделил слово «безмолвствует» курсивом. Толпа не верит обману о самоубийстве жены Годунова и его сына Федора, никто не спешит приветствовать царя Дмитрия Ивановича. А незадолго до ужасающего молчания подстрекаемая мятежниками толпа сам была готова «вязать Борисова щенка», чтобы расправиться с «проклятым племенем» Годуновых.

Народ слепо верит, что власть дается от Бога, и доверяется властолюбивым правителям. Но осознав, что власть народное доверие использовала во зло, народ безмолвствует, понимая свою причастность к содеянным злодействам. В преемственности власти прослеживается определенная закономерность: престол снова достанется самозванцу и злодею, которого ожидает участь очередной жертвы в борьбе за власть. Все последующие правители Смутного времени займут трон в результате интриг и переворотов. Безмолвие народа угрожающе предвещает в будущем новые мятежи для восстановления справедливости. Точно подмечено в народной поговорке: «Из народа, как из дерева, - и дубинка и икона».

Спасибо за прочтение, лайк и комментарий