История моего подписчика, орфография и пунктуация сохранены.
Кривая религиозных поисков привела меня в Православие. Где со временем я также познакомился с «внутренней кухней», в том числе и материальной. Мой опыт в РПЦ составляет примерно 11 лет. Все это время я посещал храм каждую неделю а то и чаще . Участвовал в церковных таинствах и обрядах (Исповедь, Причастие). Был участником молодежных православных организаций. Тут нужно сделать оговорку по поводу термина- «православный». Большинство россиян относят себя к Православию по факту своего крещения в детстве, но, ни учения православного, ни церковной практики они не знают и в храме бывают редко. Таковых в церковной среде обычно причисляют к «невоцерковленным православным».
«Невоцерковленные православные» обычно бывают в храме по «великой религиозной нужде», где ее справляют: крестясь, венчаясь и отпеваясь (обряд отпевания над умершим), то есть максимум три раза. Часто их потребность участия в обрядах вызвана не совсем христианскими мотивами, то есть они в церкви в ее обрядах видят некую магическую помощь. Например, крестят ребенка, потому что «дитя не болел» или «его не сглазили», или потому что так принято крестить своего ребенка.
С точки зрения книжного и строго Православия все эти мотивы совершенно неправильные, но современная православная жизнь не дает повода для строгого следования древним канонам. Многие священнослужители понимают, что формально строгие правила могут отбить желание идти в храм вообще, поэтому священники, закрывают глаза на веру и взгляды пришедших креститься, венчаться. Они понимают, что родители идут крестить ребенка и потом долго еще их можешь не увидеть, а если забыть про правила то есть выгода, которая заключается : во -первых услуга будет оплачена и во- вторых таковых большинство в стране. И в третьих- бороться с мельницами церковной неграмотности дороже себе. Чисто прагматически выходит, чем лучше у людей (захожан) впечатление от обряда крещения, тем скорее они придут венчаться и посоветуют своим друзьям этот храм и священника.
Кроме вышеуказанных «невоцерковленных» православных есть те, которых Александр Невзоров( признанный как иностранный агент) называет «ВоцерковлЁнныши». «ВоцерковлЁнные православные» это те, кто посещает храм и богослужение чаще, чем 1 раз в месяц. Они пришли в храм вследствие поиска смыла жизни и уверовав в религиозные идеи которые ему предоставило православие. Религиозный поиск происходит часто, из каких либо проблем в жизни: болезнь неудачи на работе и в личной жизни, также желание вылечится от пьянства и наркотиков. У пенсионерок, возможно, своя мотивация ходить в храм.
«Воцерковлённые» обычно посещают храм и богослужение не меньше одного раза в неделю, знают молитвы и разбираются отчасти в учении, обрядах и богослужении. Они - «воцерковлЁнные православные» и являются активными прихожанами той или иной православной общины. Большинство из них прихожанки пенсионного возраста, но есть и мужчины и даже подростки. Молодежные православные организации иногда встречаются в городских храмах , а в сельских их практически нет. Конечно уровень церковной грамотности у всех разный, но в целом кто «воцерковленный», а кто нет, легко узнать по некоторым вопросам и разговору. Тут примерно такая же ситуация, как в поговорке:- «рыбак рыбака видит издалека».
Церковные доходы
Основные доходы храма могут отличаться от места, где находится храм, и конечно количество жителей. Чем больше жителей тем больше треб (крещение, венчание,освящение, отпевание) у священников и выше доход храма. Например, некоторые храмы в городе, где часто народ заходит, зависит от продаж свечек и покупки крестиков, церковной утвари вроде кружок ложек и лампад. Книги, которые также продаются скорей всего на последнем месте, ибо народ не охоч читать и ему нужны православные амулеты от сглаза. Кроме крестиков храмы могут торговать вином и ювелирными изделиями: цепочек, крестиков, икон. А также дисками с записями проповедей и церковными песнопениями.
Но не свечками едиными жив батюшка , а требами родимыми, то есть обрядами и таинствами :- освящение, крещение, венчание, отпевание, соборование. Кроме них пишут записки о поминовении на проскомидию и молебны. Обычно они стоят немного, но чаще их подают «воцерковленные прихожане». Вся торговля и платная оказание услуг проводится как пожертвования и налогами государства не облагается. Увеличения доходов храма могут не влиять на зарплату тех, кто работает в храме, включая клириков-священников. Церковная жизнь так устроена, что настоятели создают некую финансовую подушку, что бы с приходом нового митрополита и в результате интриг не стать беднее церковной мыши и поэтому не торопятся повышать зарплаты работающим и служащим в храме. В селе приходы чаще беднее и там часто кроме священника денег никто не получает. Существует мнение, что священникам платят зарплату прямо из бюджета страны. Спешу огорчить желающих присосаться к церковной кормушки, это не так. Зарплата рядового священника, диакона назначается настоятелем или в отдельных случаях епископом. Она может быть разной и зависит от щедрости начальства и доходов храма. Зарплата священника- настоятеля(настоятели часто в звании протоиерея, то есть старшего иерея, зависит от доходов его прихода (количество проданных свечек и услуг). Он сам назначает себе зарплату исходя из доходов. Когда приход бедный и у настоятеля нет других источников дохода , то он тоже бедный, и наоборот если доходы есть то настоятель живет неплохо и даже совсем хорошо. Успех в церковной деятельности и доход зависит от способностей настоятеля как церковного менеджера, условий и начальника епископа его характера. При смене руководства в епархии настоятели по обыкновению раскупоривают старые запасы и с конвертиками идут к новому епископу, что бы дальше оставаться на своих доходных местах, то есть храмах. Настоятели часто посылают по различным фирмам коммерческим , попрошайничать деньги или кирпичи на стройку, своих священников, а кто то и руководителей воскресных школ.
Церковные расходы
Большинство храмов таки платят коммуналку, то есть электричество, тепло, газ. Помню, как знакомый священник и настоятель храма возмущался, что с помещения воскресной школы надо платить как за производственное помещение, что дороже по тарифам, чем с обычного не производственного здания.
Пожалуй, одна из самых главных статей расхода это внутренний налог в епархию, а точнее епископу или митрополиту. Сей налог назначается сами епископом или митрополитом, через церковного бухгалтера и его своевременная уплата влияет на карьеру настоятеля. Если настоятель задолжает по налогам, то его в качестве дисциплинарной меры могут послать на еще более бедный приход или совсем перевести в клирики, то есть священники, которые не имеют своего прихода, а служат под началом другого более успешного священника-настоятеля. Кроме непосредственно наличных денег каждый приход обязан купить в епархиальном магазине свечей, епархиальную газету, икон и крестиков. Самому делать свечи (о чем мечтал персонаж из 12 стульев отец Федор) строго запрещено!
Кроме налогов неформально епископу могут идти самые «конвертики», которых упоминал запрещенный ныне протодиакон Андрей Кураев и некоторые другие ресурсы. В церковной православной среде практически все о них знают, но открыто сказал только Андрей Кураев. «Конвертики кэшом» передаются, когда епископ приезжает в храм своей епархии, что бы отслужить богослужение и по традиции настоятель за сей «труд» обязан отстегнуть ему некую сумму денег, а также его протодиакону и иподиаконам. Лично я сам видел как настоятель после того служения архиепископа давал деньги иподиакону. Кроме денег настоятель должен организовать соответствующий обед с хорошим вином или чего там пожелает епископ. Кстати это все оговаривается заранее. С секретарем епархии, например или другим приближенным епископа, митрополита.
Кроме этого часто принято дарить «конвертики» и в другие дни , например: на «День Ангела» епископа, его принятия в монашество, рукоположения в духовный сан. Все эти неформальные праздники и никаким уставом РПЦ не регламентируется. Жалобы на епископа обычно ничем хорошим для священника не заканчиваются. Кто хочет оставаться в сане, тот должен терпеть или если епископ разрешит перевестись в другую епархию, но это момент сложный и не всегда реальный. Справедливости ради надо сказать, что все эти правила, не писанные и глава митрополии, епархии сам назначает условия для сбора денег с попов. Некоторые главы епархий обходятся только официальными налогами и не более того, но это скорей исключение. Епископ или митрополит собирает со своей епархии и с него живет и платит наверх уже в патриархию, остальные тратит на свой штат и себя любимого. Замечу что богослужебные одежды епископа недешевые тряпки, а стоят приличных денег. Желающие с расценками на облачения священника или епископа могут ознакомиться на сайте производственного комбината «Софрино». Этот комбинат изготавливает богослужебную посуду, крестики иконы разной стоимости и шьёт богослужебные одежды. Стоимость облачений разная и по русской традиции она должна быть разных цветов например на Пасху служат в красных одеждах , а на праздник Троицы в зеленных одеждах. Некоторые приемники апостолов также коллекционируют панагии, которые сделаны весьма дорого, так как содержат драгоценные или полудрагоценные камни и металлы. Панагия это вроде иконки на цепочке только размером с ладонь. По панагии можно понять, что перед тобой не простой поп, а «приемник апостолов», Архиерей. Пока писал, что такое панагия вспомнил криминальный случай, произошедший в Ростовской области, когда похитители украли у епископа набор драгоценных панагий.
Видать епископ собирал себе на пенсию, когда не сможет собирать налоги и принимать конвертики с местных попов. В заключении можно сказать, что Русское православие не дешевая религия, где в одном пиджаке и галстуке можно работать, а весьма затратное и иногда доходное служение богу.