Найти тему
10,3K подписчиков

О работе магического мышления

Из рабочего процесса:

Меня беспокоит, что мой почти шестилетний сын хочет, чтобы с ним разговаривали предметы: книжки стали говорить, что они хотят позаниматься с ним. Игрушки хотят, чтобы их на место убрали. Уроки, что давно их не делали... а каша чтобы её сьели... и т. п. У нас все в доме умеет говорить, так думает мой сын. А я все чаще начинаю задумываться, а нормально ли это? Хотя, конечно, удобно: каша хочет, чтобы ее съели - сын ест. Для меня это серьезное противоречие.
Я пробовала объяснить, что я это все придумала, и они на самом деле не умеют разговаривать. Сын расстраивается очень. Потом вроде бы успокаивается, но через некоторое время опять спрашивает, что говорит тот или иной предмет. Я чувствую себя обманщицей, ведь это я первая ему сказала, что предметы могут говорить, а теперь пытаюсь его переубедить. Так неловко.

Давайте начнем с прагматического использования особенностей магического мышления ребенка. Мама обеспокоена тем, что в свое время она нашла способ воздействовать на ребенка через озвучивание воображаемой речи предметов. Например, ребенок отвлекается в пути, меряет все лужи, собирает камушки и палочки, а мам устала, малыша в коляске пора кормить... Тогда мама наклоняется к коляске и загадочным шепотом говорит: Ты знаешь, коляска устала и просится домой... Ребенок четырех лет мобилизовался и пошел спокойно рядом с мамой. Так гораздо интереснее: вдруг что-то еще захочет говорить? Вполне закономерно, что такая игра ребенку нравится и он хочет, чтобы все предметы вокруг с ним говорили.

Думаю, что ничего страшного не происходит. Вы со своей идеей говорить от предметов попали в пиковую фазу развития у Вашего ребенка магического мышления.

Магическое мышление у детей дошкольного возраста является общим и естественным явлением. Хотя родителям бывает трудно принять и признать, но отголоски этого самого мышления они могут ощущать и во взрослой жизни. Например, когда кто-то из коллег говорит: мысль материальна, - нет-нет да мелькнет чувство вины за то, что на кого-то сердился или желал чего-то не очень приятного.

Детям-дошкольникам свойственно магическое мышление. Ребенок считает, что, например, он может влиять на предметы мыслью и действием. одним из самых ярких примеров такого влияния можно считать убежденность малыша в том ,что если он спрячется и закроет глаза (не будет видеть того, кто его ищет), то его вообще могут не найти.
Малышам бывает трудно отличить правду от вымысла, и это приводит к тому, что во время игры дети начинают создавать воображаемые миры и воображаемых друзей - таких, с каким хочется играть и дружить..Этот мир не подчиняется логике, а также не учитывается порядок времени и пространства, в нем возможно абсолютно все, что может только пожелать ребенок. Это сказочный мир, где все может случиться. Как правило, в возрасте около 8 лет от веры в чудесное мало что остается. И граница между магией и реальностью становится для них почти так же ясна, как и для взрослых. Исследования показывают, что именно в этом возрасте дети в большинстве своем перестают верить в Деда Мороза.

Хотя не все дети расстаются с верой в чудеса. С некоторыми такая вера остается на всю жизнь - у таких детей есть прекрасный шанс стать, например, автором детских сказок или мультипликатором, а может быть организатором детских праздников. Каждая из этих профессий предполагает, что человеку удалось сохранить детскую непосредственность и веру в чудеса. Тогда у него есть шанс стать настоящим мастером своего дела.

Сейчас для Вашего мальчика реальность двоится: говорит ли с ним коляска или нет? Ему кажется по-разному. Но согласитесь, что в той реальности, где коляска может говорить, жить интереснее.

Если Вас так беспокоит происходящее, то можно постепенно уводить такое общение и взаимодействие в игровую плоскость и передавать инициативу ребенку: как ты сам думаешь, что она говорит? О чем она просит, послушай внимательно... Это будет способствовать развитию фантазии и воображения ребенка.

Вы не обманывали ребенка. Вы с ним играли – это правда. Вы нашли свой путь получать желаемое поведение ребенка через игру, мне кажется, что это хороший продуктивный путь, во всяком случае лучший, чем через агрессию - суровый тон и угрозы наказанием - совершенно точно.

Из рабочего процесса:

Меня беспокоит, что мой почти шестилетний сын хочет, чтобы с ним разговаривали предметы: книжки стали говорить, что они хотят позаниматься с ним.