Найти тему
Миллиард Татар

Исмаил Гаспринский: «Несомненно, ислам распространился между казанцами задолго до их покорения»

Оглавление

Известный крымскотатарский просветитель посвятил одну из своих публикаций в газете «Тарджеман» казанским татарам. А именно - аспекту распространения среди них ислама. «Миллиард.Татар» публикует материал

Мусульманское население Поволжья обыкновенно называют «казанцами». Говоря о них, будем употреблять это слово в том же смысле. Нам уже приходилось говорить о коммерческой способности казанских мусульман и значении их в торговом мире. На этот раз [хотим] сказать о религиозном их положении.

История сохранила очень мало данных о религиозном быте мусульман Поволжья до покорения Казани Россией. Несомненно одно, что ислам распространился между ними [задолго] до покорения. Русская история, говоря о казанцах, [упоминает] только мусульман. Местное мусульманское предание относит распространение ислама в Казани к первым временам магометанства, [повествуя] о двух сподвижниках пророка, явившихся в Казань для проповеди Корана. Как бы там ни было до присоединения Казани к России, но в промежуток времени от Иоанна Грозного до Екатерины Великой религиозное положение казанцев было плохое. Официально мечетей и медресе не существовало. Духовенство было малочисленно, а народ погружён был в самые жалкие суеверия. Не существовало также духовного управления. 

Однако при всем том, несмотря на отсутствие сколько-нибудь сносно устроенных училищ и общую бедность населения глухого края, находились смелые, энергичные ревнители знаний и веры, которые оставляли за собой безводные, безлюдные степи и пустыни, пробирались в Бухару, Хиву и Стамбул, где и получали [надлежащее] религиозное обучение.

«Эти муддерисы и ишаны приковывали к себе сердца»

Возвращаясь затем на родину, эти муддерисы и ишаны приковывали к себе сердца и группировали вокруг себя учеников и дервишей из всех частей Поволжья и Камы. Таким образом, мусульманская наука и верования распространились и поддерживались в самых отдалённых уголках страны.


Екатерина II в Казани.
Фото: iske-kazan.ru, из открытых источников dzen.ru
Екатерина II в Казани. Фото: iske-kazan.ru, из открытых источников dzen.ru

При воцарении великой монархини Екатерины II, мусульмане Поволжья уже были достаточно крепки в вере и имели значительное духовенство, так что государственная мудрость царицы и её милостивое отношение к мусульманам вызвали дарование новых прав в совершенно свободном отправлении потребностей религии. Указом этой же царицы основано в Уфе духовное собрание магометан. Всестороннее прогрессирование России в царствование великой царицы оживило так же Поволжье и Камские страны. Мусульмане, способные к торговле, быстро приобрели почти первенствующее [положение] в местной торговле и по обмену между Россией, Средней Азией и Сибирью.

«Северное мусульманство весьма религиозно»

Рост материального благосостояние мусульман в связи с правами, дарованными славной государыней, способствовал быстрому развитию религиозных учреждений, так что в короткое время сооружены были почти повсеместно мечети и медресе. Призывы муэдзинов и ревностное обучение сильно укрепили свет и дух ислама между казанцами. Надо заметить, что, вообще, северное мусульманство весьма религиозно и, несмотря [на то], что проживает, так сказать, на окраине исламистского мира, не уступит в религиозном рвении никому из своих единоверцев. Развитие и упрочнение мусульманства в степях Азии много обязано деятельности и пожертвованиям мусульман Поволжья. 

Два, три семейства казанских мусульман, поселившихся где-либо в степи или русском городе, первым долгом озабочиваются устройством мечети и школы. Казанским же мусульманам принадлежит честь печатания первых мусульманских книг. Бодрость этого населения видна в том, что нам не приходилось видеть у них полуразрушенных мечетей и сколько-нибудь значительных поселений без мектебов.


Ученицы татарской женской школы Фатихи Аитовой в Казани
Фото: из открытых источников vk.com
Ученицы татарской женской школы Фатихи Аитовой в Казани Фото: из открытых источников vk.com

«Муллы и ходжи не только в Одессе и Ростове (на Дону), но и в Севастополе – суть казанцы»

Отметим здесь, что, например, крымцы, несмотря на свои вакуфные богатства, много отстали от казанцев в деле родной грамоты и вероучения. Недавно мы сообщали [о] корреспонденции из одной деревни Пермской губ[ернии], где говорилось, что мальчики и девочки поголовно обучаются в мектебах. Интересен факт, что муллы и ходжи не только в Одессе и Ростове (на Дону), но и в Севастополе – суть казанцы. 

Казалось бы, крымцам было бы гораздо ближе проявлять свою религиозную деятельность. Указав на отличное положение религиозного дела между казанскими мусульманами, мы выражаем им искреннее желание успехов и энергии в приобретении светских познаний и развития в сфере умственной жизни.

Подробнее: https://milliard.tatar/news/ismail-gasprinskii-nesomnenno-islam-rasprostranilsya-mezdu-kazancami-zadolgo-do-ix-pokoreniya-2298