3-я, заключительная статья, написанная по следам книги Н.П. Бехтеревой "Магия мозга и лабиринты жизни"

4K прочитали

Эту статью, завершающую публикацию выдержек и отрывков из книги Н.П. Бехтеревой, нужно было опубликовать не последней, а первой, но процесс чтения и подготовки информации занял много времени и пришлось публиковать материал частями в неверной последовательности.

Наталья Петровна Бехтерева
Наталья Петровна Бехтерева

Несмотря на все достижения и успехи современной науки, человеческий мозг остаётся самым загадочным объектом. Учёные института мозга с помощью аппаратуры «проникают» в глубины мозга, не нарушая его работы, выясняют, как происходит запоминание информации, обработка речи, как формируются эмоции. Эти исследования не только помогают разобраться, как мозг выполняет свои психические функции, но и разработать методы лечения тех людей, у которых они нарушены.

Проблема исследования мозга человека, соотношение мозга и психики – одна из самых захватывающих задач, которые когда-либо возникали в науке. Человек своим мозгом исследует мозг человека. Обычно субъект - исследователь – изучает объект, которые проще инструмента субъекта – мозга, а здесь мозг - против мозга, объект не проще субъекта.

Грандиозность задачи привлекала многие великие умы – о принципах работы мозга высказывались и Гиппократ, и Аристотель, и Декарт и многие другие.

На исследования мозга в 70-е годы 20-го века брошены огромные научные силы. Тем не менее представления о функционировании отдельных нервных клеток до сих пор были фрагментарными.

Прорывы в исследованиях были связаны с имплантированием электродов в разные отделы мозга. Появилось понимание, как работает отдельный нейрон, как между нейронами происходит передача информации.
Мозг состоит из десятков миллиардов нейронов, а электроды позволяли следить лишь за десятками нейронов.
Появлялись новые приборы для исследования мозга: магнитно-резонансная томография (МРТ), позитронно – эмиссионная томография (ПЭТ). Это создало фундамент для нового прорыва, который произошёл в 80-е годы. Проводились исследования и были получены новые результаты в исследовании организации мозга человека и его сложных психических функций – речи, эмоций, внимания и памяти. Одновременно шёл поиск методов лечения больных, у которых эти функции были нарушены.

Позитронно – эмиссионный томограф (ПЭТ)
Позитронно – эмиссионный томограф (ПЭТ)

Стереотаксис

Появилась технология – стереотаксис. Это доступ к любым участкам мозга с помощью тонких инструментов – щупов. Есть два вида стереотаксиса.

Первым лечат опухоли в мозгу. Обнаруживают и локализуют с помощью МРТ или ПЭТ место опухоли, рассчитывают её координаты и с помощью тонкого щупа вводят радиоактивные вещества, которые выжигают опухоль и за короткое время распадаются.

Второй тип – для лечения психических заболеваний, когда маленькая группа клеток работает неправильно: либо не выделяют нужных веществ, либо выделяют слишком много. Такие группы нельзя увидеть, их вычисляют теоретически, как астрономы вычислили орбиту Нептуна. И вот для таких вычислений очень нужно функциональное знание о принципах работы мозга и отдельных его участков.

Центр речи

Например возможно помочь пациентам, перенесших травму мозга и потерявшим способность говорить: в мозгу создаётся новый центр речи. Это достигается методом «перевоспитания» нервных клеток, позволяющим дать возможность клеткам взять несвойственную им ранее работу. Нейроны мозга работают, как команда корабля: один умеет вести судно по курсу, другой – стрелять, третий – готовить пищу.. Но ведь и стрелка можно научить готовить борщ, а кока – наводить орудие. Им нужно грамотно объяснить, как это делается.

Гиперактивность (дефицит внимания)

Есть дети, которые не могут сосредоточиться на каких-то действиях, например – на уроке. Таких детей ругают, воспитывают, но некоторых нужно лечить, потому что у них нарушены определённые механизмы работы мозга. Это – болезнь. Сейчас разработаны методы лечения таких детей. Отдельно хочется сказать, что не все шалости связаны с этим заболеванием – дефицитом внимания.

Эту статью, завершающую публикацию выдержек и отрывков из книги Н.П.-3

Тело и мозг

Изучая мозг, как-то выпускается из виду очевидное: мозг прикреплён к телу и они осуществляют обмен сигналами. Опасность – в кровь выбрасывается адреналин – и это заставляет мозг перейти на особый режим работы. Верна и обратная реакция, когда мозгу выдаёт команды, вызывающие вызывает расслабление тела или нагрев его отдельных участков. Может быть не очень правильно изучать только мозг отдельно от тела? Комплексное изучение ещё ждет своего исследователя.

Специализация нейронов

Раньше бытовало мнение, что мозг разделён на чётко разграниченные участки, каждый из которых отвечает за свою функцию. По мере изучения мозга становилось понятно, что это не так: нейроны взаимодействуют между собой по сложной схеме, которую мы до конца не понимаем.

Если, предположим, у человека повреждена часть мозга и он утрачивает какую-то функцию, например, не может согнуть мизинец. Но проходит какое-то время и эта функция восстанавливается: сигналы между нейронами начинают идти по другому маршруту. Но восстановление функций не всегда происходит: разрушение одних нервных клеток может оказаться невосполнимой потерей, а в других случаях нейроны «переучиваются». От чего зависит это – непонятно. В связи с этим перспективная задача – расшифровка нервного кода, то есть понимание того, как конкретно обеспечиваются высшие функции мозга. Очень трудная задача.

Мозг и общество

У Натальи Петровны есть интересные соображения о связи способа функционирования мозга со способом функционирования общества. Речь прежде всего идёт о способе управления. В мозге, наряду с имеющимся централизованным управлением, вся мыслительная деятельность обеспечивается распределённой системой, включающей в себя и жёсткие и гибкие звенья. Множество центров – жёстких звеньев системы мозга включает в себя огромное количество гибких переменных системы, осуществляющих преимущества саморегуляции.

Это – готовая социальная модель общества, способная к саморегуляции на уровне региональных центров, которые управляются централизованно. Тем самым с основного центра снимается обязанность ручного управления самыми малыми объектами общества. Одновременно решается задача избыточности управленческого аппарата при предельной гибкости.

(От себя добавлю: люди в нынешней системе, выполняющие жёстко заданные функции, должны быть заменены на тех, кто может переключать внимание и усилия, при необходимости выполнения авральной работы или в случае экстренного разрушения какой-то ячейки управления. То есть нужны универсалы. Наша страна территориально и демографически очень велика и управление такой территорией возможно только централизованно, но жёсткая централизация, без предоставления широких прав регионам, раз за разом показывала плачевные результаты: приходилось из центра управлять – условно говоря – просёлочной дорогой).

Реализация творческого потенциала человека

Возможности мозга человека практически неограниченны. Мозг, находящийся в оптимальном режиме, способен на решение многих творческих задач, вот только держать его в оптимальном режиме трудно. Оптимальный режим, это когда человек не подавлен, не перевозбуждён, когда не перегружен домашними или государственными проблемами, когда не зол, не раздражён, ну и пр.

Эту статью, завершающую публикацию выдержек и отрывков из книги Н.П.-4

Эмоции – это то, что наиболее часто и существенно влияет на состояние мозга человека. Совсем убрать эмоции нельзя, но в оптимальной ситуации эмоции обеспечиваются небольшим числом мозговых зон. Другое дело, когда эмоции сильны, тогда ими захватываются обширные мозговые зоны и творческий потенциал человека существенно падает.

Вообще для того, чтобы мозг функционировал нормально, нужно уметь контролировать свои эмоции. Есть люди, которые могут делать несколько дел одновременно. Это люди, которые умеют контролировать свои эмоции. С другой стороны человек, попавший в опасную ситуацию, может вообще потерять способность к рациональному мышлению. Это становится заметно, потому что возникает пороговая ситуация. У человека, находящегося под постоянным действием отрицательных эмоциогенных факторов, может существенно снизиться способность к мышлению, что будет незаметно из-за постепенности угасания мозговой деятельности.

У государств, имеющих серьёзные внутренние проблемы, творческий потенциал людей будет ничтожен. Лучшим лечением – средством увеличить творческий потенциал – будет объединение людей для разрешения этой внутренней проблемы.

Реакция на стресс

Паталогическая реакция мозга человека на стресс может развиваться в двух направлениях. Мозг может перейти в перевозбуждённое состояние и конечной реакцией будет нервный срыв. Но реакция может пойти и в противоположном направлении – к психическому отупению вследствие чрезмерной активности собственных защитных механизмов мозга.

Если процесс развивается в перевозбуждённое состояние, то стресс блокирует нормальную работу мозга во многих зонах, что приводит не только к катастрофической потере творческой работы, но и к подавлению всех сложных процессов, связанных с мышлением. С человеком, находящимся в таком состоянии, говорить о чём либо бесполезно.

Если же процесс развивается в сторону психического отупения, то тормозятся многие участки мозга, творческий потенциал сильно уменьшается и человек переходит в состояние, когда для него перестают существовать какие-либо устрашающие ситуации, что почти эквивалентно отключению инстинкта самосохранения. Такие состояния, продолжающиеся длительное время – серьёзная проблема для человека.

Способ выбраться из такого состояния – в активности, необходимы движение и устная речь.

Зазеркалье

Большая часть книги посвящена мистическим и полумистическим вопросам. Это и выход души из тела, и дар предвидения и работа с феноменами и многое другое. Кратко описать это невозможно, тем более, что все эти вопросы были переплетены с описанием жизненных ситуаций Натальи Петровны, это нужно читать.

Друзья! Если вам понравился материал, то поставьте, пожалуйста, лайк 👍. Если вы не подписаны, то подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные публикации