"Севастопольская побудка" Кто первым открыл огонь?

1,4K прочитали

Итак, турецкий линейный крейсер "Султан Селим Явуз" (который известен нам ака "Гебен", под командованием адмирала Сушона (ну, чистый турок), в 6.33 открыл огонь. "Вики..." пишет, что:

"Примерно в 6:15 он был опознан, а в 6:28 по нему был открыт интенсивный огонь с береговых батарей. В ответ «Гёбен» обстрелял Константиновский форт из орудий главного и среднего калибра. Затем он перенёс огонь на внутренний рейд Севастополя, но попаданий в суда не добился. Часть снарядов легла на берегу в районе Морского госпиталя, угольных складов и Корабельной слободки".

Батарея №16
Батарея №16

В реальности, дав радио о близости крейсера «Goeben» (шифром), начальник партии траления вернулся со своими судами на рейд и в 6 ч 30 мин утра подошел к штабному «Георгию Победоносцу». Батареи еще молчали.

Шифровку разобрали уже потом, с опозданием. При приближении тральщиков к «Георгию Победоносцу» начальник партии был опрошен (голосом) о причине возвращения судов. Начальник в рупор повторил о близости неприятеля и получил приказание остаться с судами на рейде. Через три минуты «Goeben» открыл огонь (а, батареи еще молчали). Далее "Вики..." указывает:

"Береговая артиллерия к тому же не могла пристреляться из-за большого числа одновременно ведущих огонь батарей".

Гм... Господа, вы в курсе с какой дистанции вел огонь "Гебен"? А, дальность стрельбы батарей Севастопольской крепости вы знаете? Бой шел на дистанции 80 кабельтовых, или 8 миль, или (по-сухопутному, 15 км). Дальность стрельбы орудия, образца 1867 года... Какая? Ну, ото ж...

«Goeben» стрелял по крепостным батареям и рейду главным калибром. Снаряды ложились преимущественно на рейде. Один из снарядов попал в морской госпиталь, убив и ранив несколько больных; два попадания были в батарею. Прямых попаданий в корабли не было. А, знаете, почему?

Он вел огонь, двигаясь на траверзе р. Кача. В госпиталь, на ж/д и.т.д. легли перелеты. Поединок с крейсером вела, фактически, одна батарея (№16), оснащенная 10-дм пушками. Она открыла огонь в 6.38 (через пять минут после крейсера), и именно на ней были погибшие. Лишь чуть позже, в 6.45 открыли огонь еще две 6 дм батареи, но их огонь оказался малоэффективным.

Вслед за батареями открыл огонь и «Георгий Победоносец», но за все время, корабль успел сделать всего три выстрела. После открытия огня, в 6 ч 40 мин, командующий флотом (со штабом) зачем-то перешел на линейный корабль «Евстафий» и оставался там во все время бомбардировки. (Смело!). Командующий ретировался так быстро, что ни бригада эсминцев, ни "Прут" никаких сообщений о крейсере не получили.

В 6 ч 48 мин «Goeben», выйдя из под обстрела батарей, и дав еше несколько залпов по рейду, стал удаляться на юг. Обстрел полностью прекратился в 6.55. Крейсер выпустил 47 снарядов 280-мм калибра и 12 — 152-мм. Каким образом наши батареи выпустили 350 снарядов (при их ничтожной скорострельности)? Остается удивляться.

Уже потом, после революции, когда удалось получить материалы по рейду Гебена, выяснилось, что он "чиркнул" по оборонительному минному заграждению. В записях минных станций указывается, что за время с 6 ч 35 мин до 6 ч 40 мин «Goeben» маневрировал на крепостном заграждении, так как станции определенно отметили в этот период ряд замыканий на двух магистралях, что совпадает с наблюденным путем следования «Goeben». Но... заграждение осталось не включенным. (По некоторым данным, долго искали ключ от каземата, по другим, долго расшифровывали приказание.

Но, это было еще не все...