"Севастопольская побудка" Хроника событий.

2,6K прочитали

Итак, в 4.45 было получено сообщение по радио о нападении эсминцев на Одессу.

Около 5:30 «Гёбен» в сопровождении эсминцев «Самсун» и «Ташоз» вышел в район Севастополя. Оба эсминца, это "угольщики" с паровой машиной, французской постройки 1907 года (Forges et Chantiers de la Gironde, Bordeaux), которые несмотря на слабое вооружение, (1 × 65 мм, 6 × 47 мм, два торпедных аппарата) имели ту же скорость,что и крейсер (28 узлов).

Вышли-то они вышли, но, из-за ошибки в счислении (не учли попутное течение), линейный крейсер оказался ближе, чем хотелось бы немцам. Но эту ошибку обнаружили только спустя час.

А, что же у нас? Вроде бы как, были приведены в готовность береговые батареи. Почему"вроде бы как"? Да, потому, что это выдумки имени "Вики...".

Крепость и флот - это "разные ведомства" (все, как всегда у нас). В 4 ч 30 мин начальник охраны рейдов, находившийся на «Георгии Победоносце» (то есть на том же корабле, где должен был находиться штаб флота), по собственной инициативе поручает своему помощнику известить начальника артиллерии о возможности появления перед крепостью неприятельских кораблей.

Несколько позже, около 5 ч, тот же начальник охраны рейда просит разрешения начальника штаба командующего флотом оставить замкнутыми крепостные минные заграждения у Севастополя, но получает приказание их разомкнуть ввиду ожидающегося возвращения «Прута».

Все пишут о том. что, якобы, все ждали возвращения минного заградителя "Прут", и от того "проморгали" крейсер. Посылка минзага, на борту которого находился полный запас мин в количестве 750 шт., и притом мин лучших образцов (типа вахтенных и для постановок на больших глубинах), решение... спорное (не хочу выражаться). Перепутать минзаг, водоизмещением 6 тыс. тонн с линейным крейсером, это... (сложно).

На вопрос о причинах посылки «Прута» адмирал Эбергард доносил морскому министру: «Телеграмма ставки требовала немедленно отправить 62-ю пехотную дивизию, а так как батальон из Ялты шел бы четыре дня, то я послал заградитель «Прут», как единственный в то время транспорт под парами (он был с флотом в море на маневрах). В моем распоряжении были годные для перевозки войск только «Прут», «Кронштадт» и четыре заградителя. На заградителях, так же как и на «Пруте», были мины, но более современные".

Командование дало радио «Пруту». «Ночь держитесь в море. После рассвета возвращайтесь в Севастополь, вскрыв, если явится неприятель, пакет 4Ш».

Есть еще один нюанс. В дозоре были однотипные "угольные" эсминцы «Лейтенант Пущин», «Живучий» и «Жаркий», каждый из которых имел скорость 23-24 узла. По логике, скорость их была ниже, чем у "Гебена", но и дальность обнаружения, (при тех погодных условиях), не менее 8 миль. В ходе модернизации в Севастопольском порту 1909-1913 года, радио на них должны были поставить. И... что?

А, ничего.

Около 5 ч 30 мин утра поступает первое сведение с наблюдательного поста Сарыч, что на SW (юго-запад) от него на горизонте виден луч прожектора. Но есть нюанс.

В 5 ч 58 мин пост Лукулл донес, что в виду поста по направлению к Севастополю идет двухтрубный двухмачтовый корабль. Если прожектор, который видел мак Сарыч был "Гебеновский", то, кого видел маяк Лукул? Прочертите в уме карту.

Скорее всего, прожектор был "Прутовский". В 6 ч 12 мин Лукулловский пост сообщил, что замеченный корабль имеет башенную артиллерию. Около корабля замечены два миноносца.

В 5 ч 50 мин командующий флотом, (открытым текстом!) направляет запрос: «Где находитесь?». Вроде бы как, радиограмма адресовалась начальнику минной бригады. Бригада имела указание подойти к Севастополю на рассвете примерно с того же направления (от Евпатории мимо мыса Лукулл).

На это радио, вроде бы как, по ошибке, (в 6.05) отвечает начальник 4-го дивизиона, находящегося в дозоре, указывая положение дозорных эсминцев (тоже открытым текстом!). Пять минут спустя (в 6.10) начальник минной бригады сообщает, что с бригадой снимается с якоря.

Пять минут спустя (в 6 ч 15 мин) начальник партии траления доносит, что видит «Goeben» в 35 кб (3,5 мили, или около 6,5 км) от себя, и одновременно с этим, не ожидания приказа,начал уходить. В 6 часов 33 минуты "Гебен" открыл огонь.

А, вот, дальше, информация расходится. "Вики..." пишет:

"Примерно в 6:15 он был опознан, а в 6:28 по нему был открыт интенсивный огонь с береговых батарей. В ответ «Гёбен» обстрелял Константиновский форт из орудий главного и среднего калибра. Затем он перенёс огонь на внутренний рейд Севастополя, но попаданий в суда не добился. Часть снарядов легла на берегу в районе Морского госпиталя, угольных складов и Корабельной слободки".

Т.е. первыми, вроде бы как, открыли огонь береговые батареи. ("Наши начеку!"). НО!

По официальной версии, изложенной в сводке Морского генерального штаба Российской империи от 26 октября (по старому стилю) 1914 года: «Около 6 часов 30 минут утра крейсер «Гебен» подошел к Севастополю со стороны Евпатории и открыл огонь. Береговые батареи и ближайшие к выходу суда отвечали «Гебену», стрельба которого по рейду оказалась безуспешной; несколько снарядов попали в город, не причинив значительных повреждений и не вызвав жертв в людях, – один снаряд попал в угольные склады, другой ударил в полотно железной дороги и один разорвался около здания Морского госпиталя, осколками убил двух больных и ранил 8 нижних чинов".

Т.е вроде бы как первым открыл огонь "Гебен". Возникает вопрос: "А, где дозор?" Ну, по логике, дозорный эсминец, обнаружив подходящий крейсер (23 тысячи тонн! Перепутать невозможно), что он должен был сделать? Правильно, оповестить флот.

Эсминцы, типа "Ж" и "З" (типа "Лейтенант Пущин" )
Эсминцы, типа "Ж" и "З" (типа "Лейтенант Пущин" )
"Живучий"
"Живучий"
"Лейтенант Пущин"
"Лейтенант Пущин"

А, что произошло дальше? Смотрим...