760 подписчиков

Функции сновидений по Юнгу

155 прочитали

Это шестая статья из цикла о теории Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном и об архетипах. Первая статья из этого цикла о том, что такое коллективное бессознательное Юнга, здесь.

В своей работе Юнг активно использовал проявления бессознательного своих пациентов для их лечения. Подробная статья о роли бессознательного в лечении психических расстройств по Юнгу здесь. Фактически на работе с проявлениями бессознательного и строится метод лечения Юнга, а основные проявления бессознательного происходят через сны. Со снами и попытками их толковать Юнг и работает.

В этой статье мы разберём функции снов по Юнгу.

Функции сновидения:

1. Компенсаторная функция снов. Иногда Юнг ещё использует слово уравновешивающая

«В этом сновидении мы можем распознать некую уравновешивающую функцию бессознательного, которая состроит в том, что именно те помыслы, склонности и тенденции человеческой личности, которые в сознательной жизни проявляются слишком слабо, выступают в состоянии сна в виде намёка, так как процессы сознания в значительном мере выключены»

Юнг приводит такой пример уравновешивающего сновидения.

Функции сновидений по Юнгу
Функции сновидений по Юнгу

Сон одного из его пациентов:

«Я стою в чужом саду с срываю с дерева яблоко. Я осторожно озираюсь и смотрю, не увидел ли кто меня»

Это всё содержание сна. Дальше Юнг рассказывает о материалах к сновидению. Юнг в попытках трактовать сны никогда не ограничивается только сном. Каждый его пациент вдобавок к своему сну рассказывает свои ассоциации, впечатления, на кого похож человек из сна, что за место, где всё это происходит и т.д. Иными словами, всё, что пациент хочет сказать вдобавок к своему сну. По сути, «материалы к сновидению» — это поток мысли сновидца, непроизвольный, неконтролируемый, вдохновлённый сновидением. И только вмести сон + дополнительные комментарии сновидца ко сну могут прояснить смысл сна.

«Материал к сновидению: воспоминание о том, как однажды, он, будучи ещё мальчиком, сорвал в каком-то чужом саду без позволения несколько груш. Ощущение угрызений совести, которое особенно подчёркивается в сновидении, напоминает ему ситуацию накануне. Он встретил на улице известную, но достаточно безразличную ему молодую даму и перебросился с ней несколькими словами. В тот момент мимо них прошёл один его знакомый, и тут его внезапно охватило удивительное чувство замешательства, как если бы у него была нечиста совесть. По поводу яблок в голову ему приходит эпизод о райских яблоках и тот факт, что он, собственно говоря, никогда не понимал, почему вкушение запретного плода повлекло за собой такие скверные последствия для наших прародителей. Он всегда сердился из-за тогдашней несправедливости Бога, потому что Бог создал людей такими, какие они есть, со всяческим их любопытством и похотливым вожделением.

Далее ему пришёл на ум отец, который также неоднократно его наказывал за что-то, непостижимое для него. Самым жестоким было наказание, когда его однажды поймали на том, что он тайком наблюдал за девушками во время купания. За всем этим следует признание, что он недавно начал, но ещё не довёл до естественного конца любовную историю с одной горничной. Накануне сновидения он имел с ней rendez-vous»

Трактовка Юнга этого сна заключается в том, что молодой человек, собираясь совершить не моральный поступок (любовная связь с горничной), видит сон, связанный с нарушением запрета, чувством вины за нарушение. Ещё не совершённый не моральный поступок уже предстаёт перед сновидцем как его вина.

«.. мы должны теперь объяснить наше сновидение как осмысленное, потому что оно воочию являет молодому человеку известную необходимость взглянуть на свой эротический поступок просто с точки зрения морали»

Иными словами, сознание молодого человека не видит ничего плохого в любовной связи с горничной, потому что все его друзья так делают. А его подсознательное через сон «напоминает» ему о морали, как бы уравновешивая поведение молодого человека.

Поэтому такого рода сны Юнг называет компенсаторными или уравновешивающими. Какие-то установки или информация, которая балансирует сознательное.

«Очевидно, что эта функция сновидения означает психологическое балансирование, некое выравнивание, которое, безусловно, требуется для упорядоченного действия»

К этой же группе Юнг относит «грязные сны» святых людей.

«Следует обратить внимание на то, что именно сновидения тех людей, которые ведут себя морально безупречно, выносят на свет Божий материалы, которые должно охарактеризовать как «аморальные» в привычном смысле этого слова. Очень характерно, что бл. Августин радовался, что Бог не возлагает на него ответственность за его сновидения»

Еще один пример компенсаторной функции сновидения.

К Юнгу приходит на консультацию господин, который заявляет, что он здоров, но его интересует психоанализ, поэтому он хочет познакомиться с д-ром Юнгом с тем, чтобы его «ввели в теоретические тайны психоанализа». Выслушав всё это, Юнг спрашивает, видел ли этот человек какой-либо сон накануне визита. И получает утвердительный ответ, тот видел следующее сновидение:

«Я в голой и пустой комнате, кто-то вроде медсестры принимает меня и хочет заставить сесть за стол, на котором стоит бутылка кефира, который мне предстоит выпить. Я же хочу видеть д-ра Юнга, но сестра говорит мне, что я в госпитале и у д-ра Юнга нет времени меня принять»

Материалы к сновидению следующие:

«К пустой комнате: «Что-то вроде холодной приёмной, какая бывает в официальном учреждении или в больничном приёмном покое. Я никогда не был в больнице в качестве пациента». К медсестре: «Она выглядела отвратительно, она косила. Мне приходит на ум одна картёжная гадалка и хиромантка, которую я как-то посетил с тем, чтобы она мне предсказала будущее. Я тогда болел и за мной ухаживала одна дьяконица». К бутылке кефира: «Кефир – что-то тошнотворное; я не могу его пить. Моя жена всегда пьет кефир, за что я над ней издеваюсь, потому что у неё сплин и она полагает, что всегда нужно что-то делать для своего здоровья. Сейчас мне пришла в голову мысль, что однажды я был в санатории – по поводу нервов – и там я должен был пить кефир»

В дальнейшем разговоре выясняется, что невроз посетителя не прошёл, и его жена настаивает, чтобы он проконсультировался по этому поводу у специалиста. Сам же он не считает себя таким уж нервозным и пришёл к д-ру Юнгу только для того, чтобы познакомиться с его психологическими теориями.

По мнению Юнга, это сновидение напоминает посетителю о неприятной правде, что у него невроз и он должен подвергнуться лечению. А также заставляет принять эту неприятную правду. Таким образом, сновидение уравновешивает и компенсирует сознательную установку, которая утверждает, что у этого господина всё хорошо.

«Эта компенсаторная функция лишь в ограниченной мере имеет дело с самим состоянием сна, её главное назначение, однако, имеет касательство к сознательной жизни. Сновидения ведут себя компенсаторно по отношению к положению сознания во всякий момент….. компенсаторные содержания столь интенсивны, что им под силу прервать сон. Компенсаторное содержание является особенно интенсивным, если оно имеет витальное значение для сознательной ориентировки»

«Уже в 1906г. я указал на компенсаторное отношение между сознанием и отколовшимися комплексами, а также подчеркнул целесообразный характер последних. То же самое сделал и Флюрноу, независимо от моих взглядов. Из этих наблюдений следует возможность существования бессознательных импульсов, ориентированных на цель. Стоит, однако, подчеркнуть, что финальная ориентация бессознательного ни в коем случае не идёт параллельно с сознательными намерениями; как правило, бессознательное содержание контрастирует даже с содержанием сознания, что в особенности имеет место в том случае, когда сознательная установка движется исключительно в каком-то строго определённом направлении, грозящем стать опасным для витальных нужд индивида. Чем более удаляется сознательная установка от оптимума жизненной возможности и чем более она становится односторонней, тем скорее наличествует возможность того, что появятся живые сновидения с сильно контрастирующим, однако целесообразно компенсирующим содержанием – в качестве выражения психологической саморегуляции индивида. Подобно тому как тело всегда целесообразно реагирует на инфекцию, поранение или аномальный образ жизни, так и психические функции реагируют на неестественные или угрожающие опасностью нарушения целесообразными защитными средствами. К этим целесообразным реакциям относится, по моему мнению, сновидение: оно снабжает наличное положение сознания бессознательным материалом, который составлен в некоторой символической комбинации и констеллирован соответственно положению сознания»

2. Проспективная функция сновидений

«Медер энергично подчёркивал проспективно-финальное значение сновидения в смысле целесообразной бессознательной функции, которая оказывается подготовленной к решению актуальных конфликтов и проблем и которая пытается представить их при помощи символов, выбранных как бы на ощупь.

Я хотел бы отличить проспективную функцию сновидений от компенсаторной функции. Последняя означает прежде всего, что бессознательное, рассматриваемое в качестве относительного к сознанию, причисляет к сознательному положению вещей все те элементы, которые остались подпороговыми с предыдущего дня, - как по причинам вытеснения, так и по причинам того, что они были слишком слабыми и не смогли достичь сознания. Компенсацию – в смысле самоуправления психического организма – можно охарактеризовать как целесообразную.

Проспективная функция, напротив, есть появляющаяся в бессознательном антиципация грядущих сознательных достижений, что-то вроде подготовительного упражнения или эскиза, заранее набросанного плана. Его символическое содержание иногда является проектом для решения конфликта, чему Мэдер даёт превосходные доказательства. Фактичность таких проспективных сновидений нельзя отрицать. Было бы неправомерным называть их пророческими, потому что они, собственно говоря, столь же мало пророческие, как и прогноз болезни или погоды. Речь идёт только о предварительном комбинировании вероятностей, которое, конечно, в некоторых случаях может также совпадать с действительным положением вещей, однако вовсе необязательно должно совпадать и согласовываться с ним во всех деталях. Только в этом последнем случае можно, вероятно, было бы говорить о пророчестве. То, что проспективная функция сновидения иногда значительно превосходит сознательное предкомбинирование, неудивительно хотя бы потому, что сновидение исходит из слияния подпороговых элементов, и, таким образом, оно есть комбинация всех тех восприятий, мыслей и чувств, которые ускользнули от сознания из-за того, что были слабо акцентированы. Кроме того, сновидению на помощь приходят еще подпороговые следы воспоминания, которые не в состоянии более действенно влиять на сознание. Поэтому касательно прогнозирования сновидение иногда оказывается в намного более благоприятном положении по сравнению с сознанием»

То есть это некая предсказательная функция сновидений. Некий набросанный план, эскиз, проект решения. Предсказательная возможность снов, по мнению Юнга, связана с тем, что у бессознательного, больше информации, чем у сознательного.

«Хотя, согласно моему мнению, проспективная функция есть существенное свойство сновидения, всё-таки хорошо бы не переоценивать эту функцию, так как иначе легко можно поддаться впечатлению, будто сновидение есть что-то вроде психокомпаса, который в состоянии придать жизни несомненное и безошибочно точное направление по причине превосходящего знания»

Далее Юнг говорит о том, что сознательное важно не меньше бессознательного. И что бессознательное вступает в действие, если сознательное не справляется.

«В таком случае было бы неуместным принимать в расчёт более или менее исключительную точку зрения сновидения, игнорируя при этом положение сознания; это только бы побудило к тому, чтобы запутать и разрушить сознательное достижение. Только при определённо неудовлетворительной или дефектной сознательной установке мы имеем право признать за бессознательным наивысшую ценность»

«Поэтому, если сознательная установка более или менее удовлетворительна, то значение сновидения ограничивается только его компенсаторной функцией. Для нормального человека при нормальных внутренних и внешних условиях это должно было бы быть правилом. По этой причине мне кажется, что теория компенсации даёт в общем правильную и соответствующую фактам формулу, так как она придаёт сновидению значение компенсаторной функции – что касается самоуправления психического организма.

Если же мы имеем случай, который отклоняется от нормы в том смысле, что сознательная установка как объективно, так и субъективно плохо приспособлена, тогда обычно только компенсаторная функция бессознательного приобретает дополнительный вес и возвышается до направляющей, проспективной функции, которая оказывается в состоянии совершенно изменить сознательную установку и придать ей иную, лучшую направленность по сравнению с предыдущей»

Таким образом, проспективная, направляющая функция сновидений заключается в том, чтобы лучше направить сознательную установку, если сознательная установка не является удовлетворительной. Возможность такая у подсознания есть потому, что подсознание оперирует гораздо большим массивом информации, чем сознание (забытые или неосознанные мысли, воспоминания, чувства).

Пример проспективного сна по Юнгу – это сон Навуходоносора из Библии.

«Царь Навуходоносор, находясь в зените своего могущества, имел следующее сновидение:

«Видения же головы моей на ложе моём были такие: я видел, вот, среди земли дерево весьма высокое. Большое это было дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краёв всей земли. Листья его прекрасные, и плодов на нём множество, и пища на нём для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть. И видел я в видениях головы моей на ложе моём, и вот, нисшёл с небес Бодрствующий и Святой. Воскликнул громко, Он сказал: «Срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его. Но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной. Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времён»

Во второй части сновидения персонифицируется дерево, так что легко можно узреть, что большое дерево есть сам видящий сновидение царь. Даниил толкует это сновидение соответственно. Смыслом сновидения является, несомненно, что-то вроде попытки компенсировать безумие царя, которое, согласно свидетельству Библии, затем перешло в настоящее душевное расстройство»

Этот же сон Юнг относит и к компенсаторным. Других примеров проспективных снов Юнг не приводит.

3. Редуцирующая функция сновидений

Такие сны снятся людям, которые кажутся себе «лучше и значительнее, чем они есть на самом деле». Согласно Юнгу, бессознательное таких людей имеет негативно-компенсирующую, т.е. редуцирующую функцию. Такие сны подрывают слишком высокую позицию человека в его представлениях о самом себе. Редуцирующие сновидения имеют действие разлагающее, обесценивающее, разрушающее и изобличающее. При этом Юнг считает, что такие сны вполне могут быть полезными или целительными.

«Всякая видимость ложного величия и важности рассыпается в прах перед редуцирующими образами сновидения, которое анализирует сознательную установку при помощи немилосердной критики и посредством воскрешения уничижительного материала»

Примеров нет. Юнг лишь указывает, что такие сны связаны с вытесненными инфантильно-сексуальными желаниями, инфантильными стремлениями к власти, и они всегда обращены назад к прошлому, давным-давно преданному забвению.

«Редуцирующую функцию бессознательного прояснили нам в первую очередь исследования Фрейда. Его толкование сновидений ограничивается, в сущности, вытесненной личной и сексуально-инфантильной подоплёкой индивида. В последующих изысканиях был переброшен мост к архаическим элементам, т.е. к сверхличностным, историческим, филогенетическим радикалам функций в бессознательном. Поэтому сегодня мы можем с уверенностью сказать, что редуцирующая функция сновидения констеллирует некий материал, который по преимуществу состоит из личностных вытеснений инфантильно-сексуальных желаний (Фрейд), инфантильных стремлений к власти (Адлер) и сверхличных, архаических элементов мысли, чувства и влечения. Репродукция подобных элементов, которые сплошь имеют ретроспективный характер, как ничто другое пригодна к тому, чтобы заметно и действенно подорвать слишком высокую позицию человека, осадить индивида до его человеческой ничтожности и низвести его до физиологической, исторической и филогенетической обусловленности. Всякая видимость ложного величия и важности рассыпается в прах перед редуцирующими образами сновидения, которое анализирует сознательную установку при помощи немилосердной критики и посредством воскрешения уничижительного материала (который характеризуется тем, что в нём досконально зарегистрировано всё тягостное и всяческие слабости)»

4. Реактивные сновидения

«Существуют сновидения, которые можно было бы обозначить как реактивные. Многие склоняются, вероятно, к тому, чтобы занести в эту рубрику все те сновидения, которые кажутся, по существу, не чем иным, как репродукцией какого-то осознанного аффективного переживания, покуда анализ подобных сновидений не откроет более глубокие основы, почему это переживание было с такой точностью репродуцировано в сновидении. Между тем оказывается, что переживание обладает ещё и некой символической стороной, которая ускользнула от индивида, и что переживание репродуцируется в сновидении исключительно ради этой стороны. Стало быть, эти сновидения принадлежат не к данному разряду; к нему относятся лишь те, где определённые объективные процессы вызвали психическую травму, чьи формы суть не только психические, но которые одновременно предвещают и поражение нервной системы. Такие случаи тяжёлого шока вдоволь породила война; и в подобных случаях следовало бы ожидать особенно много чисто реактивных сновидений, в которых травма представляет собой более или менее решающую детерминанту.

Хотя для общей функции психики, несомненно, крайне важно, что травматическое содержание постепенно – посредством частотных переживаний – утрачивает свою автономию и, таким образом, опять встраивается в психическую иерархию, всё же подобное сновидение (которое, по существу, является только репродукцией травмы) нельзя назвать компенсаторным… содержание сновидения (ставшее автономным) действует само по себе и столь долго, пока травматическое раздражение не угаснет полностью»

«В практическом случае совсем не легко решить, является сновидение, по существу своему, реактивным или же оно только символически репродуцирует некую травматическую ситуацию. При помощи анализа, однако, этот вопрос можно разрешить, так как в последнем случае верное толкование тотчас приведёт к прекращению репродукции травматической сцены, в то время как для реактивной репродукции анализ сновидения не является помехой»

Примеров Юнг не приводит, но в этом случае и так всё ясно.

5. Телепатические сновидения

«В качестве следующей детерминанты сновидения я должен признать телепатические феномены»

Юнг не пытается объяснить природу телепатических снов, не выдвигает гипотез каким образом это происходит. Он лишь утверждает, что невозможно отрицать наличие таких снов. Доказательная база наличия этого феномена настолько значительная, что любые попытки отрицать наличие феномена, по мнению Юнга, просто ненаучны.

Он в своей практике сталкивался с телепатическими сновидениями не раз.

«Мне нередко доводилось анализировать телепатические сновидения, и среди них – многие, телепатическое значение которых на момент анализа было ещё неизвестно. В ходе анализа получался некий субъективный материал, как и при всяком ином анализе сновидений, и при этом сновидение имело своё значение, согласующееся с сиюминутным положением субъекта. В анализе не было получено ничего, что могло бы указывать на то, что сновидение было телепатическим»

То есть телепатические сны по характеру содержания не отличаются от обычных снов. Они никак не выделяются на фоне других снов, пока не становится известно, что они содержали какую-то информацию, удалённую от сновидца и не известную ему. Как правило, эта информация касалась людей или событий важных для сновидца. Но нередко случается и так, что телепатическая часть сна касалась незнакомого или индифферентного человека, или расстановки мебели в совершенно индифферентном месте, получения незначительного письма и т.д. То есть вещей незначительных и несущественных для сновидца.

«Констатируя эту незначительность, я, конечно же, только хочу сказать, что ни посредством обычных расспросов, ни посредством анализа я не натолкнулся на то содержание, значимость которого могла бы «оправдать» телепатический феномен»

Сны всегда имеют связь с жизнью человека, даже если изначально сон кажется бессмысленным, или же касающимся незначительных событий. Когда пациент Юнга описывает свои ассоциации, связанные с деталями сна (дополнительный материал к сновидению), всегда обнаруживается отчётливая связь с определёнными событиями в жизни человека. Так вот, в ряде случаев телепатическая часть сна касается безразличных или неважных для сновидца событий или людей. И Юнгу как раз не понятно, по какой причине нечто неважное и не касающееся человека попадает в сон человека.

Таковы функции сновидения в жизни человека, согласно воззрениям Карла Густава Юнга.

Следующая статья о том, что такое вообще сновидение в теории Юнга и как оно связано с психикой.

Все цитаты в кавычках являются точными выдержками из работ Юнга. Без кавычек - моё понимание его теорий.

По материалам статьи Юнга «Общая точка зрения на психологию сновидений» из книги "Структура психики и архетипы"