Хотел бы, милостивые государи, поразмышлять на тему экспорта российского газа, за ростом и падением цен на который наблюдаю уже полгода. А также обсудить вопрос: действительно ли он так нужен Европе? В последние месяцы, когда цены на газ уходят в небеса, встречал просто шквал радости сограждан, сопровождающийся обычно сарказмом, шутками а-ля «отморозят уши назло Путину» и прочими всплесками положительных эмоций. Даже разделял периодически. Долго думал. Полагаю, что радость совершенно пустая.
Давайте посмотрим, что мы имеем сейчас. Как многие уже наверняка запомнили, доля российского газа в поставках на территорию ЕС составляла порядка 42%. Про сей факт кричали все СМИ, намекая, что без нас Европа погибнет. На сегодняшний день доля газа из РФ составляет менее 7%. Мы его по-прежнему поставляем. Даже по старым 15-летним контрактам Газпрома с уже подзабытыми ценами до $400 за 1000 кубов. Отмечу, что точная цена - коммерческая тайна, поэтому назвал примерный её уровень.
Кто же забрал нашу долю рынка? Норвегия и США, как вам не покажется странным. Да, они смогли нарастить добычу газа вопреки всем прогнозам российских СМИ. Кстати, этим наказали не только Россию, но и себя. На днях агентство Блумберг сообщило, что цена на газ в ряде регионов США стала отрицательной. Как ни парадоксально, вам доплатят, по 2 доллара за один миллион BTU (британских тепловых единиц), если возникнет желание их забрать. При том, что еще накануне цена была +$5.
Для ориентира и любителей посчитать: за купленные 1000 м³ вам доплатят около $74.
1000 м³ примерно равны 36 906 000 BTU
1 000 000 BTU примерно равно 27,096 м³
Отмечу, что разные смеси имеют разную теплоту сгорания, плюс примеси вносят свою лепту. Так что достоверно сопоставить наши и их ценники довольно сложно.
Что же произошло? США настолько нарастили добычу природного газа, которым не менее богаты, чем Россия, что просто заполнили все свои хранилища. Танкеры с СПГ стоят «на парах», но из-за переизбытка на рынке он никому не нужен. Даже «многострадальной» Европе, хранилища которой тоже забиты, а производство малость приостановилось, уходя в стагнацию.
Как дела обстоят в России? Знаю, Газпром получил суперприбыли в 2022 году. Но и объёмы добываемого газа заметно снизились. И не настолько, чтобы не возникали излишки. Остановить добычу, «заморозить» ее, без проблем с последующим запуском не представляется возможным. То есть те объёмы, которые Газпром не имеет возможность поставлять в Европу, он попросту сжигает.
Горит факел на заводе «Газпрома» по производству сжиженного природного газа «Портовая». Ежедневно в августе месяце уничтожалось порядка 4,34 млн кубометров газа. Хоть и производила оценку вражья Rystad Energy, но я с ними соглашусь. Стоимость сжигаемого топлива при этом достигала размера финансирования рядового региона РФ, и составляла $10 млн. в день, т.е. около $300 млн в месяц (18 млрд рублей по курсу 60 руб./долл.). Например, годовой бюджет Калмыкии 25 млрд. рублей.
Ничего так расход? Некоторые знатоки утверждают, что это всего лишь «продувка» в связи с запуском производства СПГ на этом предприятии. Но уж слишком долго продувают. Да и дорого обходится сия инсталляция.
С другой стороны, можно радоваться, что врагу не досталось. Хотя в наших условиях политика «так не доставайся же ты ни кому» выглядит не совсем адекватной. Это я про газификацию территории самой РФ, которая пока лишь заявлена на ближайшие 2 года.
Можно вспомнить поставки в Индию и Китай. Вот только долго идут, дорого для них и дешево для нас. Плюс азиаты по весне нахватали себе столько газа, как, впрочем, и нефти, что нормальные поставки возобновились только в сентябре 2022 года. Пока этот рынок для России только блестящая перспектива. Не более того.
Давайте вернемся к Европе, «на зло которой», «вопреки здравому смыслу» и прочее, прочее, прочее.
Как там обстоят дела с ценами? Выясняется, что ничего страшного и не происходит. К 27.10.2022 стоимость фьючерсов на ноябрь упала до $1000 за 1000 кубов. На спотовых так и по $400 торгуют. Ценник снижался до ничтожных $272. Предвидя вопросы, отвечу сразу: данные официально подтверждает даже Интерфакс.
У берегов Испании «болтаются» в море около 10 танкеров с СПГ, который некуда девать. Я утверждал еще весной, что ажиотаж на газ связан только с истерикой и спекулянтами. Хороший пример - цены на гречку. Ковидный 2020-й уже позабылся, но март 2022 свеж в памяти. Просто сравните, что было и чем закончилось. Волна спекуляции прошла. Где-то её погасило правительство. Цены закономерно выросли. Существенно, но не критично. И? Живем дальше. Еще и радуемся, что «у них» всё «еще хуже».
К чему я всё это. Чтобы не говорили политики, но Западной Европе российский газ фактически не жизненно необходим. Она спокойно без него обойдется. Но не её промышленность. Заместить его европейцы уже смогли. Проблема только в том, что на ажиотаже закупали его по цене в 3-5 раз выше, чем могли бы, если б истерик не закатывали. Ясно дело, в годовых ценниках на продукцию отразится. Суть не в этом. Очевидно, вокруг полно газа и он не российский.
Открыт вопрос: смогут ли рядовые европейцы позволить себе покупать газ при условии, что закроются десятки предприятий и сотни тысяч потеряют работу? Вторую часть предложения можно даже не обсуждать. Считайте свершившимся фактом. США разрушили экономику ЕС, устранив конкурента. Европа пройдет нашу историю. Для нее наступает 1991 год...
Весна уже скоро, так что будем посмотреть.
P.S. Напомню любителям позлорадствовать на тему «как Россия наказала Европу». В декабре 2021 года, когда нынешними событиями на территории бывшей УССР даже и не пахло, а именно 21 декабря, биржевая цена газа в Европе пробила потолок в $2000 за 1000 м³. Чуть позже уперлась в $2200. Тем не менее, 31 декабря упала до $800. Знаете почему? Только на одной новости, что США увеличит количество танкеров, перевозящих СПГ, на треть. Понимаете теперь, насколько цена подвержена воздействию информации? Даже не действию, а лишь только обозначению намерений? И не только на газ…