Найти тему
2,6K подписчиков

Для тех, кто любит жизнь

По всей стране в конце сентября – начале октября прошли джазовые концерты. В Туве концерт состоялся первого октября. Первого октября прошёл и Гала-концерт на исторической сцене Большого театра.

По всей стране в конце сентября – начале октября прошли джазовые концерты. В Туве концерт состоялся первого октября. Первого октября прошёл и Гала-концерт на исторической сцене Большого театра. Почему джаз? Почему сейчас? Сейчас всей стране нелегко, нужны ли такие мероприятия? Ответить на эти вопросы нам помогут Президент России Владимир Путин, Народный артист России Игорь Бутман и музыканты «ТУВА ДЖАЗ БЭНДа».

«Повод вспомнить историю»

Участникам и гостям Гала-концерта зачитали приветствие от Президента России: «Вековой юбилей – большое, по-настоящему знаковое событие для многочисленных любителей джаза в нашей стране. И его празднование – замечательный повод вспомнить историю становления и развития этого самобытного музыкального направления, имена и творческое наследие блестящих исполнителей, композиторов, дирижёров, которые внесли большой вклад в популяризацию джаза, в отечественную культуру в целом. Отрадно, что заложенные ими традиции, их идеи и начинания сегодня продолжает новое поколение эстрадных артистов, покоряющих публику талантом, виртуозным мастерством и импровизацией».

Мы тоже воспользуемся этим поводом и вспомним историю джаза, но сначала – мнение Игоря Бутмана. Некоторые музыканты уже получили повестки, но частичная мобилизация пока никак не повлияла на планы. Бутман и его коллеги ничего не отменили в юбилейный год. Они готовы к любым событиям.

По всей стране в конце сентября – начале октября прошли джазовые концерты. В Туве концерт состоялся первого октября. Первого октября прошёл и Гала-концерт на исторической сцене Большого театра.-2

Игорь Бутман говорит: «Может ли человек прожить без музыки, без концерта? Может. С другой стороны, не может. Что у человека есть в жизни? Чем он живёт? На что он надеется? О чем он жалеет, если, не дай бог, его не станет: что мы не сможем поесть или не сможем улыбнуться? Что нам важнее: духовное или материальное? Поэтому здесь надо смотреть, что концерты не отменялись во время Великой Отечественной войны. Люди шли и понимали, за что они страдают, ради чего – ради души: она должна петь, она должна верить. Во что мы верим? Некоторые предлагают все отменить: как можно радоваться? Некоторым хочется сказать: а что же вы не радовались, когда все было хорошо? Есть люди, которые вообще не любят радоваться. Но мы играем для тех людей, которые любят радоваться, которые любят жизнь».

Да, все джазовые концерты, в том числе и Гала-концерт в Москве, и концерт «ТУВА ДЖАЗ БЭНДа» в Кызыле – все это было для тех, кто любит жизнь.

Пушки и музы

Есть такая поговорка: «Когда говорят пушки, музы молчат». Кто и когда сказал такое, неизвестно. Марк Туллий Цицерон в защиту Милона как-то сказал: «Когда гремит оружие, законы молчат». Сложно сказать, что там у римлян было с законами, мы сейчас все-таки о музыке. И ещё Белинский почти 200 лет назад был против: «Говорят, что музы любят тишину и боятся грома оружия: мысль совершенно ложная!»

Действительно ложная. Искусство отходит на второй план, когда идет война, это да, главным становится совсем другое. Но не уходит, не «замолкает» совсем.

В Гражданскую войну джаза в России ещё не было. А во время Великой Отечественной войны уже был. В 1936 году советский джаз получил государственную поддержку: в течение нескольких лет были созданы Государственные джаз-оркестры союзных республик (Госджаз РСФСР возглавил популярный певец и актёр Леонид Утёсов) и Госджаз СССР, которым перед войной руководил дирижёр и вокалист Александр Варламов.

Часть музыкантов Госджаза СССР погибла осенью 1941 в окружении под Вязьмой, но другие оркестры продолжали выступать перед действующими войсками. Кстати, во время войны джаз считался музыкой союзников по антигитлеровской коалиции и пользовался широкой поддержкой.

Каким был фронтовой репертуар? Он состоял из песен, которые популярны уже много десятилетий. Клавдия Шульженко пела «Синий платочек», Леонид Утёсов: «Случайный вальс», «В землянке», «Тёмная ночь», «Офицерский вальс».

Просто повезло?

Российскому джазу исполняется сто лет, а тувинскому коллективу «ТУВА ДЖАЗ-БЭНД» – десять. Тоже юбилей! Но… какой-то случайный, что ли. Джаз никак не мог в Туве прижиться. Еще Владимир Тока писал джазовые композиции. Но ведь их надо кому-то исполнять. Были и разные попытки на уровне самодеятельности. Но вот чего-то не хватало.

А не хватало – первоисточника. Через «вторые руки», через советский джаз, это музыкальное направление в Туве не получалось развивать. Но вот когда на фестиваль «Устуу-Хурээ» стали постоянно приезжать звезды «чёрного джаза», американские музыканты, дело пошло на лад. Другое звучание дало и другой результат.

18 апреля 2012 года «выпускной концерт» бэнда «ВСГАКИ» можно считать днём рождения коллектива, который сейчас называется «ТУВА ДЖАЗ-БЭНД». В 2014 он стал лауреатом II степени на Международном фестивале духовых оркестров и ансамблей «Фанфары в Центре Азии».

Наши джазмены играли вместе с Алвоном Джонсоном, Калилом Уилсоном, Константином Хазановичем, Евгением Побожим, Сергеем Корчагиным, Эдуардом Зизаком, Дениз Кинг, Мэлвином Трэвисом… И опыт выступления с известнейшими джазменами, в том числе, кстати и с Игорем Бутманом, не прошёл даром. Оригинальное звучание тувинского джаза отмечают все музыканты.

Понадобилась просто случайность, что в такой небольшой республике, как Тува, появился такой коллектив? Конечно! А ещё усердная работа по организации фестивалей, много работы по приглашению мировых звёзд, огромная работа на репетициях… И талант, разумеется.

Потому что создать именно тувинский джаз без таланта не получится. Как вообще музыканты смогли углядеть джазовые истоки в народной музыке? «Ченим чолдак» и «Алдын дошка» - это были народные песни. А сейчас они же – джазовые композиции, которые, кстати, позвучали и в концерте первого октября.

По всей стране в конце сентября – начале октября прошли джазовые концерты. В Туве концерт состоялся первого октября. Первого октября прошёл и Гала-концерт на исторической сцене Большого театра.-3

По всей стране в конце сентября – начале октября прошли джазовые концерты. В Туве концерт состоялся первого октября. Первого октября прошёл и Гала-концерт на исторической сцене Большого театра.-4

Программа на столетие

Разумеется, и в Москве, и в Кызыле звучала музыка самых известных джазовых композиторов. Но ведь нельзя, просто не получится остаться в стороне от времени, от ситуации в стране.

Второе отделение джазового гала-концерта открыл Большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова исполнением «До свидания, девушки» на музыку И. Дунаевского. Не самая популярная песня последних лет. Но можно напомнить слова:

«Будьте зорки, девушки,

На границе, девушки,

Помни, враг коварен и жесток!

Каждым делом, девушки,

Вашей жизнью, девушки,

Защищайте Дальний Восток!»

На джазовом концерте в Кызыле прозвучали песни «Полюшко-поле» (Лев Книппер. Первым исполнил эту композицию в джазовой обработке оркестр под управлением Гленна Миллера), «Есть только миг» (А. Зацепин. Из фильма «Земля Санникова»), «Марш весёлых ребят» (Леонид Утёсов), «Дружба» (Владимир Сидоров).

Так и хочется написать: «все любимые публикой композиции». Только ведь вообще все песни, которые исполняет Софья Кара-оол моментально становятся любимыми. Каждая песня создает яркий образ, сильный красивый голос может творить чудеса. Как у бывшей девчонки из Кок-Чыраа появился «джазовый» голос? Откуда талант «приближать» достижения разных культур к Туве, находить именно ту нужную интонацию, которая дает возможность почувствовать своё в любой музыке? Наверное, это одна из загадок Тувы. Или загадок Софьи Кара-оол.

По всей стране в конце сентября – начале октября прошли джазовые концерты. В Туве концерт состоялся первого октября. Первого октября прошёл и Гала-концерт на исторической сцене Большого театра.-5

Сто лет назад

Ну вот и прошёл двойной юбилей. Десятилетие тувинского джаза – серьёзное событие, но главное, конечно, столетие российской джаза.

Кстати, в этом году немало юбилеев. 1922 год был богатым н события. Например, именно в 1922 году состоялся I Всесоюзный съезд Советов, утвердивший Договор об образовании СССР.

А в конце сентября 1922 был так называемый «Философский пароход» - высылка из России деятелей науки и культуры. Тогда это была трагедия, в первую очередь для самих пассажиров «Философского парохода». Нынешнее бегство некоторых представителей шоу-бизнеса – скорее комедия. Потому что мы видим, что именно культура как раз и остаётся. Один из ярких примеров – столетие российского джаза.

И. Вечорко