26 подписчиков

Assassin's Creed Origins – Чудеса!

Всем привет! А мы продолжаем путешествовать по «почти» Древнему Египту! Сегодня мы разберём, за что эту игру можно даже не похвалить, а наградить! Погружаясь в подобный «открытый» мир, хочется получить эстетическое удовольствие от созерцания каких бы то ни было культовых сооружений (или мест, будоражащих воображение)! Сегодня мы рассмотрим первую часть памятников человеческому «Гению». Справились ли разработчики с этой задачей в полной мере или нет, разберём в этой статье. Поехали!

Первый и второй плюс были в предыдущей статье: Assassins Creed Origins – развлечение или реконструкция?

Третий плюс – Воссозданные чудеса

Плато Гиза. Общий вид (Скриншоты из игры делал сам)
Плато Гиза. Общий вид (Скриншоты из игры делал сам)

Сразу нужно отметить интересную деталь: принимая во внимание, что почти весь мультимедийный продукт (фильмы, сериалы, игры) у нас «западный», то многих отсылок или культовых сооружений мы не распознаём и не восхищаемся ими. Да, в каждой стране есть знакомые многим локации. Если взять, к примеру, Великобританию, то каждый сможет узнать здание Британского парламента с часовой башней Биг Бен (Вестминстерский дворец) или, например, Тауэрский мост. А вот покажешь что-нибудь менее известное, например, Олд-Бейли (здание центрального уголовного суда) и становится понятно, что на нас это никакого воздействия не оказывает.

То же самое, кстати, происходит, когда в играх или фильмах пытаются изобразить условных русских и какие-нибудь наши локации. Обычно это Москва (в которой постоянно какой-то беспредел: то Кремль взорвут в фильме «Миссия невыполнима 4» или боевой вертолёт стреляет по зданиям в центре города в фильме «Крепкий орешек 5») или Санкт-Петербург (там тоже всякое случалось в фильме Хитмен). Самое интересное, что в роли наших родных мест используются другие города, вроде Будапешта. Говорит ли это от том, что других мест у нас нет? Нет, это говорит вот о чём: как мы имеем слабое представление о том, что заботит и восхищает иностранцев, так и они имеют о нас очень слабое представление.

Исключением из этого правила являются древние цивилизации: Древний Рим, Древняя Греция и, в особенности, Древний Египет. Знакомство с древнеегипетской культурой поражало размахом воображения, размером построек, религией, образом жизни…, да всем, собственно! Многое из того, что пленило детский разум на самом деле было показателем ещё большей «дремучести» или «варварства» у древнеегипетского народа. Если взять религию, то можно разглядеть первобытный страх перед теми явлениями природы, которые они наблюдали вокруг себя. Доказательство тому: анимизм и культ животных – со зверями не договоришься. Со временем образы богов менялись, но неизменным оставалась звериная часть их облика – голова. То же самое касается процессов обожествления фараонов, мумификации, культа загробной жизни, строительства пирамид и храмов и т.д. Уже древние греки стали подходить к религии более практично – все боги выглядят как люди, ведут себя как люди (пьют, ходят «налево» и т.д.) и с ними реально договориться! Разница огромная: египтяне задабривали, не рассчитывая на успех, а греки шли по принципу бартера (ты – мне, я – тебе)!

Зачем я это всё описываю: тема Древнего Египта крепко засела в головах у всего мира! Сколько раз снимали кино про «мумию» и про «проклятие мумии», сколько разных теорий строят вокруг пирамид: инопланетяне их построили, Боги, или всё-таки люди! Даже в нашей стране скоро выходит новый фильм по отечественным комиксам «Гром: Трудное детство», где, внезапно, главарём бандитов в девяностые становится криминальный босс по прозвищу «Анубис»! Предполагаю, что это связано с сильной популярностью у всех людей темы Древнего Египта с самого детского возраста (а не очередным признаком отсутствия профпригодности у сценариста)!

Но вернёмся к хорошему! Что же осталось от цивилизации, которую мы называем Древним Египтом? На самом деле очень большое количество культовых сооружений: храмов и усыпальниц. Древние египтяне раньше многих догадались, что самым надёжным способом сохранить для потомков информацию о себе – это высечь на камне, как завещал Ло Цзы в научно-фантастическом романе «Вечная жизнь Смерти». Теперь перейдём непосредственно к тому, что же дошло до наших дней из глубины веков и начнём мы с локаций, которые начинаются в дельте Нила и идут вверх по реке.

Александрийский маяк

Александрийский маяк (или Фаросский маяк, в честь острова, на котором он был расположен) не является древнеегипетским памятником. Строился он в 280—247 до н. э. при правлении царя Птолемея II Филадельфа. А незадолго до этого (в 332 году до н.э.) была заложена сама Александрия. Этот город стал свидетелем войны диадохов, итогом которой стал приход в египетскую культуру новой династии Птолемеев. За многими древними святынями продолжили ухаживать в этот период, но сейчас рассмотрим именно маяк. Высота маяка была 120-150 метров, что на протяжении многих веков делало его одним из самых высоких искусственных сооружений в мире. Многие вспомнят, что Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Также нужно отметить, что он, в отличие от других памятников, о которых пойдёт речь далее, точно содержался в полном порядке, всегда отремонтированный, покрашенный, в общем, по-военному прекрасный, ведь он решал две ключевые прикладные задачи: работал маяком (как это не странно) для захода в порт торговых кораблей и был смотровой башней для отражения угроз с моря. Скорее всего у подножия маяка располагался гарнизон и неслась служба.

Разрушился маяк в результате периодических землетрясений, проходящих в 796–1323 годах нашей эры. Сейчас на этом месте стоит крепость Кайт-бей, которая создана, в том числе из остатков Фаросского маяка. В игре маяк представлен во всей красе, можно даже заглянуть внутрь или забраться на самый верх. В это несложно поверить, т.к. сооружение достаточно новое на момент игры (напомню, это 50-е года до н.э.) и, как я писал выше, должно было хорошо обслуживаться как военный объект.

Пирамиды Гизы и Сфинкс

Начинаем двигаться вверх по Нилу и попадаем к комплексу пирамид в Гизе (или к Некрополю Гизы). Данный комплекс памятников относится к эпохе Древнего царства Древнего Египта (XXVI—XXIII века до н. э.), а пирамида Хеопса (Хуфу) является последним из оставшихся семи чудес древнего мира. Поверхность пирамид была покрыта плитами из полированного белого известняка. Строились они как погребальные сооружения для фараонов. Основой комплекса являются три пирамиды.

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса (Хуфу) – самая первая и самая крупная пирамида, построенная на плато Гизы. Изначально высота составляла 146,7 м, но позже верхушка была утрачена, что сократило высоту до 137,3 м. До 1880 года (когда достроили башни Кёльнского собора) пирамида Хеопса была самым высоким сооружением в мире. Облицовка пирамиды почти полностью утрачена. В игре пирамида очень красивая, облицовка вся на месте, внутри много всякого «добра» (кстати, за достоверность ходов внутри пирамиды я не ручаюсь), что очень и очень сомнительно – от XXVI века до I века примерно столько же, сколько и до нас, точно бы всё растащили. Но, с другой стороны, можно посмотреть, каким этот памятник был во времена своего величия! Кстати, рядом с огромной пирамидой Хеопса расположены маленькие пирамидки в количестве трёх штук для его жён.

Пирамида Хафра

Пирамида Хафра (Хефрена) – очень хитрая пирамида, её зодчему, скорее всего выписали Сталинскую премию времён Древнего Египта. Дело в том, что она меньше пирамиды Хеопса (первоначальной) на три метра (изначально 143,9 м, сейчас 136,4 м), но из-за более высокого наклона стен и расположения пирамиды на самой высокой точке плато, создают оптический обман, что пирамида Хафра выше всех остальных! Ловко! Рядом также находилась пирамида-спутник для жены, которая почти не сохранилась. В игре пирамида Хафра очень красивая, но была ли она двуцветная как пирамида Менкаура – вопрос открытый.

Пирамида Менкаура

Пирамида Менкаура (Микерина) – самая поздняя, южная и низкая (66 м) из этих трёх пирамид. Выделялась она тем, что была облицована материалами двух цветов: низ и верх пирамиды из красного гранита, а середина из белого известняка, притом есть подтверждения, что пирамида оставалась двуцветной ещё в XVI веке н.э. Данный памятник больше других пострадал от действий султана аль-Малика аль-Азиза, который пытался снести некрополь Гизы в XII веке и начал с самой «маленькой» пирамиды. Через восемь месяцев работы по сносу были остановлены из-за чрезмерно больших расходов на это дело. Рядом также есть несколько пирамид-спутниц. В игре пирамида имеет каноничную двуцветную облицовку, но сама красивой и особенной не выглядит. Дело в том, что пирамида Менкаура в своё время задала «Золотой стандарт» по форме пирамиды, современники ей восхищались, а последователи старательно копировали.

Сфинкс

Данный памятник (некрополь Гизы) восстановлен с большой любовью, видно, что старались. На момент действий игры (I век до н.э.) данный комплекс уже выглядит заброшенным, встретить тут можно разве что разбойников. Остаётся разобраться только со Сфинксом. Данный памятник расположен к югу от пирамиды Хефрена, и вытесан из одного куска известняка, аналогичного тем, из которых строили пирамиды. Предположительно строился по приказу фараона Хафры с чертами лица его самого. Хотя доказать сейчас что-либо очень сложно, кто и в честь кого этот памятник воздвиг. Дело в том, что, как ни странно, все фараоны были друг другу родственники (до известного предела) и могли быть похожи друг на друга. Придётся либо смириться с неизвестностью, либо ждать новых исследований по теме. В игре же он присутствует, судя по всему, недавно откопанный в очередной раз из песка. Сфинкс, кстати, ещё с носом, можно насладиться моментом!

Пирамида Джосера

Поднимаясь ещё выше по Нилу, обнаруживаем очень необычную пирамиду. Дело в том, что на пирамиду-то она похожа, но на ступенчатую. Но значение её самое сакральное, ведь это первое пирамидоподобное сооружение на территории древнего Египта. До этого времени (до 2650 года до н. э.) основным погребальным сооружением были так называемые прямоугольные гробницы – мастабы. Выглядели они как один ярус (одна ступенька) пирамиды Джосера. Сейчас мы уже не узнаем, как родилась идея данного сооружения, но одно можно сказать точно – она задала «тренд» на все дальнейшие постройки! Не удивлюсь, если фараон Джосер вызвал к себе зодчего Имхотепа и приказал «сделать красивое, но не как у всех!», чем поставил проектировщика в тупик – всем же нравились мастабы, чего ещё удумал! Но, тем не менее, Имхотеп с работой справился, сделав пирамиду из мастаб, поставленных друг на друга. С одной стороны, кажется, что поленился, а с другой – поступил оригинально! Высота сооружения 62,5 м (сегодня 58 м). В игре пирамида представлена во всей красе, нарядная, в облицовочном камне.

Розовая пирамида

Розовая (или Северная) пирамида (XXVI веке до н. э.) – является самой высокой в области пирамидой (по сравнению с Ломаной пирамидой и пирамидой в Медуме) и третьей по высоте среди всех пирамид - 109,5 м (сейчас – 104 м). Название происходит из-за цвета каменных блоков, которые при закатном солнце имеют характерный розовый цвет. Но это нынешнее название, т.к. изначально вся пирамида была покрыта плитами белого известняка. На момент постройки она была самым высоким сооружением на Земле и доказала осуществимость постройки пирамиды большой размерности. Пирамида приписывается фараону Снофру. В игре она тоже есть, на своём месте и она также прекрасна!

Ломаная пирамида

Ломаная пирамида – это памятник настоящему инженерному поиску. На этой пирамиде отрабатывали технологию строительства больших пирамид, что оказалось совсем не тривиальной задачей. Данное сооружение строилось около XXVI в. до н. э. и изначально планировалось, что угол наклона всей пирамиды будет 54°31' и тогда пирамида должна была быть очень высокой, но, из-за несовершенства технологии строительства, в середине процесса возведения угол пришлось поменять на 43°21', что отразилось и на высоте, которая стала 104,7 м (сейчас – 101,1 м). Внутри пирамида неоднократно перестраивалась, виден инженерный поиск. Есть несколько версий относительно её «ломаности», зачем это было сделано. Я придерживаюсь «инженерной концепции» - чем пирамида была больше, тем менее она становилась устойчивой. Закончилось это тем, что срочно пришлось её переделывать. Что примечательно, в ней не обнаружено даже следа саркофага. Пирамида также приписывается фараону Снофру. А в игре можно ей полюбоваться, она прекрасна!

Пирамида в Медуме

Пирамида в Медуме (около 2680 г. до н. э.) – очень интересная пирамида, если рассматривать, опять же, эволюцию и инженерный поиск. Строилась она для фараона Хуни – отца Снофру, и являла собой развитие идей ступенчатой пирамиды. По Геродоту она состояла из семи ступеней общей высотой 93,5 м, из которых сейчас видно только три, поэтому и высота, соответственно – 65 м. Что примечательно, при фараоне Снофру эту пирамиду достраивали и «шлифовали». Возможно, данное сооружение и натолкнуло зодчих к мысли о более идеальной форме, такой как правильная четырёхугольная пирамида. В игре, как не странно, эту пирамиду решили не реставрировать, как другие. Оставили развалины как они есть сейчас, что странно! Но, можно полюбоваться ей тоже!

Промежуточный итог

В этот раз мы достаточно поверхностно охватили комплекс самых известных памятников Древнего Египта, да ещё успели поговорить про Александрийский маяк. Примечательно, что в игре собрали все основные пирамиды, по которым можно проследить эволюцию идеи самого культового сооружения: мастаба – ступенчатая пирамида (сначала Джосера, затем пирамида в Медуме) – Ломаная пирамида (опытная) – Розовая пирамида (первая получившаяся настоящая пирамида) – пирамида Хеопса (самая большая и дорогая) – пирамида Хафра (попытка создать более эффектную пирамиду, но за те же «деньги») – пирамида Менкаура (завершение поиска, отход от гигантизма, упор на внешнюю эстетику, нахождение «канона»). Готовя эту статью было приятно ещё раз вспомнить все эти замечательные подробности, но, чем больше я вспоминал, тем критичнее был мой взор направлен в сторону игры! И была обнаружена самая большая ошибка: пирамиды не соответствовали друг другу в сравнении размеров (не говоря уже о расстояниях)! Дело в том, что в игре пирамида Джосера больше Розовой и Ломаной, хотя в реальности наоборот, притом разница достигает сорока метров! Есть проблемы, но на это можно прикрыть глаза, хотя бы потому, что это в первую очередь игра, а не «цифровой музей», хотя очень бы хотелось!

Общий вид на все пирамиды. Не видно только пирамиду Менкаура, а вдалеке светит Фаросский маяк. Очень уж здесь расстояния маленькие ☺ (Скриншоты из игры делал сам)
Общий вид на все пирамиды. Не видно только пирамиду Менкаура, а вдалеке светит Фаросский маяк. Очень уж здесь расстояния маленькие ☺ (Скриншоты из игры делал сам)

В следующий раз мы рассмотрим другие интересные памятники, о которых, наверное, знают уже меньшее число народу, но которые также прекрасны по своей сути. И как бы кто не был против, я уточню – всё это памятники нашим человеческим возможностям и этим можно только восхищаться! А на сегодня всё! Если было интересно, подписывайтесь на канал, пишите комментарии и ставьте пальцы вверх. До новых встреч!

Следующая статья: Assassin's Creed Origins – Достопримечательности!