Султан Сулейман долгое время испытывает романтические чувства к принцессе Изабелле. Наконец-то он взламывает католическую оборону своей узницы, перевозит ее в гарем и приказывает подготовить принцессу к хальвету.
Хотелось бы разобрать распространенное в рунете мнение, что после "брачной" ночи султан мечтал избавиться от Изабеллы.
Действительно, первый хальвет принцессы мало чем отличается от первого хальвета Фирузе по накалу страстей. Казалось бы, конфетно-букетный период минимум в четыре месяца должен был распалить желание Сулеймана, но нам показывают иное. Как это объяснить?
Вспомним, как развивались отношения султана с принцессой.
Эволюция отношений Сулеймана и Изабеллы
Влечение возникает с первой встречи, после которой Изабелла впадает в состояние фрустрации и начинает бороться с запретным чувством. Сулейман, напротив, начинает активно ухаживать за принцессой, чего, к слову сказать, не привык делать.
Вспомним ту же лошадь. Хюррем он ее подарит после трех детей, Фирузе никогда. Изабелла получает подарок сразу после озвучивания просьбы о прогулках на свежем воздухе.
Этот первый этап отношений для Сулеймана - совершенно романтическое чувство. Он не предпринимает никаких попыток телесного контакта с принцессой.
После истории с письмом, появления Фридриха и признания Изабеллой чувств к жениху, Сулейман охладевает к принцессе и на три недели прерывает общение.
Во время следующего визита принцесса предлагает Сулейману свое тело. Думаю, даже себя саму она убеждала, что делает это ради Фридриха.
Султан отвергает жертву, но приходит в сильное возбуждение. Нам показывают, как после данной сцены Сулейман скачет на огромной скорости. Его гонит адреналин. Скачки продолжаются до вечера. Сразу по возвращении во дворец султан вызывает Хюррем для снятия напряжения, но и во время хальвета продолжает вспоминать Изабеллу. Ночью, когда приходит Сюмбюль сообщить о пожаре, Сулейман не спит. То есть адреналин не отпускает и после хальвета.
Возникший приступ страсти султан целенаправленно давит в себе, игнорируя Изабеллу следующие три недели. Может и удалось бы, не вмешайся внешние факторы.
Во-первых, возвращается Ибрагим и первым делом напоминает султану о принцессе.
Во-вторых, Хюррем с возвращением Ибрагима впадает в знакомое состояние одержимости местью и совершает роковую ошибку. Про визиря она скажет султану: "Он ставит себя на одну ступень с Вами".
Слова становятся триггером и включают гордыню Сулеймана: "Хюррем, молчи! Думай, что говоришь! Кто со мной соперничать станет? Кто мне ровня? Воеводы мои, гарем, рабы мои может? Кто, говори!".
Сам себе султан отвечает, что ровня ему здесь только Изабелла, к которой тут же и отправляется. Едет Сулейман к принцессе рационально и осознанно - для построения династических отношений с единственной достойной его женщиной. Но на месте настроение меняется.
Изабелла признается, что устроила пожар сама. Сулеймана всегда волновали сильные душевные порывы и его настигает страсть, которую он старательно душил последний месяц. В приступе этой страсти он впервые целует принцессу, но получает отпор.
С этого момента от начинает целенаправленно соблазнять Изабеллу. И мотивацией является как династический рациональный расчет, так и страсть.
Сулейман ведет себя как человек на первом этапе гормонального всплеска. Идет к цели и не видит препятствий, в том числе в виде совести. Он использует Хюррем для провокации ревности Изабеллы, ревнует принцессу к Ибрагиму, стремится к постоянным встречам с предметом интереса.
К Хюррем султан охладевает. С этого момента она инициатор близости.
Сообщающиеся сосуды
Как известно, страсть отличается от любви тем, что ее можно питать к нескольким женщинам. Можно предположить, что в этом случае ситуация будет подобна сообщающимся сосудам - чем полнее один, тем скуднее второй.
Хюррем удается переломить ситуацию во время праздника. На балконе она демонстрирует страстную ревность. В покоях султана после ухода Изабеллы бросает Сулейману: "Любовь моя, смысл моего существования... Где тот Сулейман, что мне это говорил? Врут глаза, он не здесь". Хюррем уходит с гордо поднятой головой. Султан поглаживает бороду, и в этот момент он желает уходящую женщину. Последний штрих - утром фаворитка велит Сюмбюлю выслать принцессе свою лошадь. Эта серия проявлений страсти распаляет чувства Сулеймана к Хюррем и тушит к Изабелле.
Зафиксируем причину спокойного хальвета - Хюррем удается перетянуть на себя часть страсти к принцессе.
Тем не менее, от своих рациональных династических планов Сулейман не отказывается и продолжает соблазнять Изабеллу. На той прогулке, где султан будет с фавориткой и встретит принцессу, он называет султаншу Хюррем хатун. Что отражает иерархические выкладки в голове Сулеймана. Хюррем низвергается до наложницы, а ровня здесь только Изабелла.
Султан дожидается признания принцессы, перевозит в гарем и приглашает на хальвет.
Сулейман возбужден, но встрече далеко до того накала чувств, который озарял первую встречу султана с Хюррем. Он приятно проводит время с Изабеллой, устраивает романтические посиделки у горящего камина, но ночи страсти не случилось. Нам показывают, как томится принцесса рядом со спокойно спящим султаном.
Неудивительно, что Изабелла не смогла подразжечь подугасшую страсть в ночь дефлорации. В гаремной школе не обучалась, напротив, католическую дрессуру прошла.
Не будем забывать, что последняя ночь с Хюррем прошла только пару дней назад. Хоть Изабелла и нерожавшая женщина, что является важным преимуществом перед матерью четырех детей, но она неопытна. Здесь же приходится конкурировать с огненным темпераментом.
К тому же принцесса влюблена. Как ни странно, этот фактор играет против нее. Влюбленные на начальном этапе стараются вести себя хорошо и демонстрировать лучшие качества. Поэтому Изабелла из дикой амазонки превращается в примерную отличницу, что Сулеймана ни капли не заводит. Он влюблялся во вторую Хюррем, а к хальвету получает вторую Махидевран.
Значит ли это, что Сулейман после хальвета жаждет избавиться от Изабеллы? Ничего подобного.
В общем, пресновато, но планы никто не отменял. Страсть султана хоть и среднего накала, но присутствует. Также можно рассмотреть перспективы.
После первого же приступа ревности Изабеллы к Хюррем, Сулейман гарантированно получил бы экземпляр, который привлек его внимание на начальных стадиях знакомства.
Останься
Какие факторы говорят о том, что Сулейман не собирался избавляться от Изабеллы после хальвета?
Во-первых, все только начинается. Средний внебрачный роман от стадии гормонального взрыва до затухания продолжается семь месяцев. Если считать, что первоначальный гормональный взрыв у Сулеймана случился во время оголения Изабеллы в охотничьем домике, то еще месяцев пять недоиграно.
Во-вторых, султан уделяет новой фаворитке время и внимание. На следующий день Сулейман сопровождает принцессу на верховой прогулке, где чрезвычайно учтив и любезен.
В-третьих, оповещает Ибрагима, что Изабеллу нельзя использовать в политических торгах. Теперь она часть гарема. Лучше способа избавиться после хальвета, чем продать за сто тысяч дукатов, не придумаешь. Сулейман этого не делает. Напротив, накладывает блок для Ибрагима.
В-четвертых, реагирует на жалобу Изабеллы в адрес Хюррем. Не просто реагирует, а высказывает упрек султанше, слово в слово пересказывая претензии Изабеллы. Критичностью и не пахнет, демонстрирует влияние принцессы на султана.
Небольшое отступление. Случай уникальный, я не могу вспомнить другой, когда Сулейман кому-то делал внушение всего лишь за угрозы. Претензии султан высказывал Махидевран после избиения Хюррем, упрекая, что та подняла руку на святое - его гарем.
Для контраста можно вспомнить реакцию на следы удавки на шее Фирузе. Это не просто угрозы, как в случае Изабеллы, а покушение на жизнь. Сулейман не скажет Хюррем ни слова.
В-пятых, после убийства Изабеллы Сулейман очень разгневан на Хюррем. Наказание могло быть действительно суровым. Но Хюррем в состоянии жесткого прессинга умудряется не потерять самообладание и повышает ставки. Вместо выбора вида наказания Сулейману предстоит определиться - Изабелла или Хюррем. Убить или забыть.
Подобным образом Хюррем поднимет ставки в ситуации с Фирузе. Султан не любит объяснять свои чувства. Любимые ответы: "Такова моя воля", "Я так решил".
На прямой вопрос Хюррем, любит ли он Фирузе, Сулейман промолчит. Султанша подвесит наложницу, оставляя яркий след от веревки на ее шее. Это будет провокация для Сулеймана и требование прояснить чувства здесь и сейчас.
Султан накажет Хюррем, оставив за дверью в ночь священного четверга, но Фирузе вышлет к себе сразу после ухода жены. И для Хюррем это будет исчерпывающим ответом о чувствах Сулеймана. После получения подтверждения любви она спокойно займется своими делами, отпустив ситуацию.
Вернемся на балкон. Только обвив пальцы вокруг любимой шеи, Сулейман сможет осознать, что никакие Изабеллы не имеют значения, что гордыня его глупа и бессмысленна. Все тлен, кроме венки, бьющейся под его сжимающейся ладонью, и женщины, от которой он пытался отказаться.
Решением онтологического вопроса на балконе султан закрывает кризис седьмого года в отношениях Хюррем и Сулеймана.
Эпилог
Почему вообще возникло предположение, что султан хотел избавиться от Изабеллы после хальвета?
Очевидно, причина в карикатурном изображении принцессы в гареме. Создатели сериала решали прикладную задачу - им нужно расчеловечить Изабеллу, чтобы зрителю не было ее жалко.
Но на той стадии гормональной бури, на которой находится султан, его взор видит совсем другой образ принцессы. Поэтому расставаться он с ней на тот момент не планировал.
Почему же тогда Сулейман так быстро забывает об Изабелле? Потому что, когда умирает любимый человек, любовь продолжает жить. Страсть не переносит разлуки и умирает вместе с объектом желания.
Сулейман и Изабелла. Гордость и предубеждение