Найти тему
Познавалкин

Празднование Хэллоуина уходит корнями в стародревние кельтские праздники Самайн.

По мере приближения Хэллоуина люди готовятся к празднованию жуткого, страшного и призрачного. Призраки, зомби, скелеты и ведьмы появляются во дворах, витринах, магазинах и общественных местах. Празднества сосредоточены вокруг царства мертвых, а некоторые верят, что в ночь Хэллоуина мертвые могут смешиваться с живыми.

Ученые часто отмечают, что современное празднование Хэллоуина берет свое начало в Самхейне, празднике, отмечавшемся в древних кельтских культурах. На современном ирландском гэльском языке Хэллоуин по-прежнему известен как Oíche Shamhna, или канун Самайна.

Интересно отметить долговечность этого праздника: Празднование мертвых на Хэллоуин - это не недавнее нововведение, а скорее одна из древнейших сохранившихся традиций, которая и сегодня является яркой частью жизни многих народов.

Хэллоуин - ранние свидетельства из археологии.

В ирландской литературе девятого века Самайн упоминается много раз как неотъемлемая часть кельтской культуры. Это был один из четырех сезонных поворотных моментов в кельтском календаре, и, возможно, самый важный. Он означал конец светлой половины года, связанной с жизнью, и начало темной половины, связанной с мертвыми.

Археологические данные свидетельствуют о том, что празднование Самайна можно отнести к эпохе неолита, примерно 6 000 лет назад. В неолитической Ирландии не было городов, но были созданы огромные архитектурные памятники, которые служили местом сезонных собраний и хранили останки элиты общества.

Эти мегалитические памятники, от греческого "мега" и "литос", что означает большой камень, иногда принимали огромное количество людей, которые собирались вместе на короткое время в определенные календарные даты. Археологические записи свидетельствуют о массовых пирах, но практически не содержат свидетельств домашнего использования. Если люди и жили круглый год в этих местах, то это были избранные.

Данные, полученные из костей животных, позволяют определить приблизительные временные периоды пиршеств, а еще больше данных дают сами памятники. Памятники не только расположены в ключевых местах ландшафта, но и тщательно выровнены по небесам, чтобы солнце или луна светили прямо в центр памятника в определенный день.

Эти объекты связывают ландшафт с космосом, создавая живой календарь, запечатленный в камне. Например, памятник Ньюгрейндж, признанный ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия, построен таким образом, что солнечный свет освещает внутреннюю камеру именно в день зимнего солнцестояния.

-2

Менее чем в 30 милях от него находится холм Тара, еще один массивный мегалитический объект. Курган заложников, самое древнее из сохранившихся мегалитических сооружений в Таре, соотносится с Самхейном. Тара известна как традиционная духовная и политическая столица Ирландии, и здесь археологи также обнаружили свидетельства массовых сезонных собраний людей, остатки пиров и больших костров.

Хэллоуин и духи мертвых.

Согласно ранней ирландской литературе, а также традиционному фольклору, собранному в XIX веке, в давние времена Самайн был временем, когда люди собирались вместе под предводительством мира, пировали, рассказывали истории, выдвигали социальные и политические требования, участвовали в важных священных ритуалах и, возможно, самое главное, общались с мертвыми.

Традиционное, дохристианское царство мертвых называлось потусторонним миром. Потусторонний мир был не где-то далеко, а скорее пересекался с миром живых. Ирландские верования о потустороннем мире были подробными и сложными. Он полон магии, колдовства, разговоров с мертвыми, а также видения будущего. Традиционно считалось, что мертвые продолжают видеть живых, хотя живые могут видеть их лишь изредка. Наиболее ярким случаем был сам Самайн, когда границы между потусторонним миром мертвых и царством живых были ослаблены.

-3

Существовали не только определенные дни, в которые можно было встретить мертвых, но и определенные места - те самые мегалитические места. Эти места известны на ирландском гэльском языке как "sí", но в ирландском языке есть и другое значение слова sí - это духи курганов. Это слово часто переводят на английский язык как "феи", что теряет большую часть смысла. "Феи" в Ирландии - это духи, глубоко связанные с царством мертвых, курганами и, возможно, особенно с Самайном.

Эта связь прослеживается в фигуре банши - или bean sí, на ирландском языке - важной мифологической фигуры в ирландском фольклоре, которая, как полагают, слышит горестный вой непосредственно перед смертью члена семьи. Поскольку ирландское "бин" означает просто "женщина", банши, таким образом, является женским духом курганов и правительницей царства мертвых.

Духи си - это не только духи мертвых, но и особая аристократия мертвых, которая устраивает пиры, веселье и вечную молодость, часто в вековых мегалитических местах. В ирландских преданиях они могущественны и опасны, способны дарить великие дары или наносить огромный ущерб. Согласно фольклору, когда-то они правили Ирландией, а теперь они правят миром мертвых.

Потусторонний мир существует всегда, но именно в начале темной половины года, в вечер Самхейна, ныне Хэллоуина, мертвые становятся наиболее могущественными и стирают границы между этим и другим миром.

Когда свет лета угасает и начинается сезон тьмы, древний праздник Хэллоуин продолжает праздновать смешение мертвых с миром живых, как это было на протяжении тысячелетий.