Когда грозный генерал Ермолов только принял командование над Кавказом, ему представился случай показать на деле свой характер, вселив уважение в союзников и страх во врагов. Тогда, в 1816 году, майор Грузинского гренадерского полка Павел Швецов был похищен рейдовой группой чеченцев. Произошло это событие на лояльных российскому государству землях, по которым чеченские бандиты проехали как к себе домой. Гнев генерала Ермолова был настолько силен, что шаг, который он предпринял, прочно вошел во все учебники военной дипломатии.
И так, февраль 1816 года. Майор Павел Швецов и девятнадцать его спутников, преимущественно кумыков, держат путь из Дербента до Кизилюрта, где несет службу один из братьев майора. И вот, когда до Кизляра остается всего несколько километров, из придорожных кустов с громкими криками вырывается с десяток с конных чеченцев. Стреляя из ружей и размахивая саблями, они врываются в ряды опешивших спутников. Начинается кровавая рубка. Спустя пару минут из двух десятков человек на ногах остаются лишь шестеро, при этом трое, забыв обо всем, убегают в Кизляр за помощью. Швецов и оба его денщика попадают в плен, оказав достойный, но безуспешный отпор. В это время сбежавшие достигают Кизлярской крепости, там уже слышны пушечные выстрелы, оповещающие всех о нападении. Чеченцы без промедления скрываются, прихватив Швецова и награбленное имущество. Чтобы сбить след, они устремляются не в родную Чечню, а в противоположную сторону - к берегам Каспийского моря.
Чтобы понимать весь масштаб произошедшего, необходимо уточнить, кем был майор Швецов. Он считался одним из лучших офицеров Кавказского корпуса, любимый ученик генерала Котляревского, прошедший с ним через множество сражений и покоривший Закавказье. За такого пленника чеченцы могли запросить воистину огромный выкуп.
Брат Швецова, как только узнал о похищении, тут же собрал большой конный отряд и ринулся в погоню за похитителями. Они скакали всю ночь, преследуя чеченцев и находя следы лучше любой ищейки. И наконец, достигли их уже самых гор. Тогда чеченцы остановились и, приставив кинжал к горлу пленного майора, выдвинули преследователям ультиматум. Либо их пропускают дальше, либо они примут бой, но тогда Павел Швецов станет их первой жертвой. Пленник сам обратился с мольбой к брату пропустить чеченцев дальше. Со слезами на глазах брат провожал брата. Каждому казалось, что видит он его в последний раз.
Спустя несколько дней горного похода чеченцы остановились в родном селении Большие Атаги. Здесь они бурно отметили успешный набег и тут же стали хвастаться своей добычей. Все жители селения, от мала до велика, столпились вокруг Швецова, словно он был диковинным зверем. Над ним смеялись, в него плевали и бросали камни, выкрикивая при этом проклятия. Затем его приковали цепями к стене в небольшом доме, служившим чем-то вроде тюрьмы. Стоит отдать должное: ни один горец не покусился на мундир и ордена пленного майора.
Два месяца провел Швецов в цепях. Он терпеливо ждал своего освобождения и не делал попыток к бегству. В это время похитители запросили выкуп - 100 килограмм серебряных монет. Однако родные Швецова, видимо, не располагали подобными средствами, поэтому они попытались освободить майора силой. Каким-то образом чеченцы узнали о готовящейся операции и заточили Швецова в глубокую яму - надежное, но суровое узилище. Верх ямы был заделан крепкими досками, лишая майора даже солнечного света. Здесь Павел Швецов провел полтора года.
Пока Швецов томился в плену, слух о его похищении облетел всю Россию. Чтобы помочь несчастному майору освободиться, многие солдаты и офицеры жертвовали часть своего жалованья в общую кассу, надеясь собрать столь баснословную сумму. Возможно, у них бы это получилось, если бы не генерал Ермолов, который в этот момент вернулся из долгой дипломатической миссии в Персии. Его сразу же ввели в курс событий, произошедших за время отсутствия Ермолова на Кавказе. Прознав о похищении Швецова, генерал впал в ярость. Нет, он не двинул батальоны на приступ чеченского селения. Вместо этого он поступил гораздо жестче.
По его поручению в Кизляре были собраны все князья и старейшины, через земли которых проезжал чеченский отряд, пленивший Швецова. Их всех заточили в крепость и объявили, что если через 10 дней не будут собраны необходимые для освобождения пленника средства, то все они будут повешены вдоль дороги как последние собаки. Князьям, конечно, не удалось собрать столь значительную сумму, зато им удалось убедить чеченцев снизить выкуп до десяти тысяч рублей, которые Ермолов самолично выплатил аварскому хану, выступившему посредников при освобождении Швецова.
Несчастный пленник, проведя полтора года в подземном заточенье, уже совсем отчаялся выйти на свободу. И когда его вытащили из ямы, завязали глаза и погрузили на лошадь, майор Павел Швецов полагал, что его везут на казнь. Каким же было его удивление, когда вскоре он услышал родную и полузабытую русскую речь. Чья-то рука сорвала повязку с глаз, и майор увидел бегущих к нему со всех сторон сторон людей, вовсе не желающих его убить, а наоборот, приветствующих его как давнего друга. После освобождения генерал Ермолов назначил Павла Швецова командовать Куринском полком, расположенным в Дербенте. Но долгое заточение в яме сломило здоровье майора, и через пару лет он скоропостижно скончался.
Друзья! Если вам понравился выпуск, не забывайте подписываться на канал и читать другие мои публикации:
- История
- Культура
- Античность
- Средневековье