«Омерзительная восьмерка» – это один из самых переоцененных фильмов десятилетия. И самый переоцененный фильм Тарантино. Кинематограф знавал не так много случаев, когда бы столь посредственную ленту возносили на пьедестал шедевральности, невзирая на все ее косяки и слабости.
Этот фильм ждали долго и нетерпеливо. Трейлеры были засмотрены до дыр, имена главных актеров заучены на зубок. Поэтому, когда лента вышла, это уже мало на что влияло. Многие зрители все и так для себя решили. Тарантино, вестерн, все дела!
Будь фильм в два или три раза хуже, – это бы ничего не изменило. Говорить об этом можно смело и твердо, ведь «Омерзительная восьмерка» – очень средний фильм (даже не по тарантиновским меркам, а просто в вакууме). А какие рейтинги и по сей день!
Но приступим к разбору разрубке. Сразу оговоримся, это не полный обзор фильма. Главная задача данной критической статьи – обнажить, вынуть и явить миру потроха проблемы фильма.
Поэтому здесь мы не будем обсуждать плюсы «Омерзительной восьмерки», которые, разумеется, имеют место быть, и не в малом количестве (это фильм Тарантино, как ни крути).
Мы не будем описывать то, что и до этой статьи и так было описано много тысяч раз. Мы сделаем то, чего до нас не делали.
Главная проблема «Омерзительной восьмерки» – сюжет. Не весь целиком. Но главная его часть. Итак, освежим память и вспомним как все было.
Соблюдайте осторожность! Вы входите на минное поле спойлеров!
По сюжету картины, крутой охотник за головами (Курт Расселл) везет опасную преступницу в городок Ред-Рок, дабы сдать ее местным властям и получить за нее кругленькую сумму.
По дороге в город он останавливается в придорожном заведении, чтобы переждать сумасшедший буран. В этом заведении его поджидают четверо (!!!) пособников этой самой преступницы, цель которых – убить охотника и даровать ей свободу.
Прочитав эту завязку, сразу представляешь, что должно произойти дальше. Перестрелка на месте или хитрое (но быстрое и надежное) убийство охотника исподтишка.
Но нет. Тарантино решает нарушить все законы логики, психологии и Дикого Запада и устроить нелепую игру в кошки-мышки.
Задавая завязку «Четверо отъявленных головорезов ждут одного ничего не подозревающего мужика в огромном доме», Тарантино на корню рубит все наиболее очевидные и вероятные развития событий и пускает сюжет фильма по самой странной, неправдоподобной и дурацкой рельсе.
Головорезы эти, видите ли, дожидаются самого удобного момента перед нанесением удара. Что в их понимании «удобный момент» не вполне ясно, учитывая, что они упускают эти удобные моменты вагонами и маленькими тележками.
Охотник за головами столько раз поворачивался к четверым негодяем спиной, что они могли не только пристрелить его, но и зарезать, задушить и просто забить ногами/ремнями/шляпами без риска для собственного здоровья.
Безусловно, у негодяев не все шло по плану. Ведь вслед за охотником является чернокожий майор (Сэмюэл Л. Джексон) и новый шериф Ред-Рока (Уолтон Гоггинс).
Но, во-первых, они являются только через десять минут после появления охотника (с ним за это время можно было сделать все, что душа пожелает).
И, во-вторых, они точно так же, как и охотник, вваливаются в здание замерзшими (= медленными и уставшими) и начинают заколачивать входную дверь гвоздями, повернувшись при этом к душегубам спиной.
И ладно еще, если бы охотник был зверским параноиком и влетел бы в здание с двумя пушками наперевес. Или если бы он решительно все время держал бы свою пленницу на мушке.
В таком случае негодяи переживали бы за ее здоровье или за свои жизни, и не начинали бы рисковую перестрелку. Но ничего такого охотник не делает. Он двигается на расслабоне и почти не ждет подвоха со стороны посетителей заведения. Первые минуты своего пребывания в доме – уж точно.
Ладно, ну не прибили плохиши троицу прибывших героев, и черт с ними. Простим, забудем, выкинем из головы. Дальше ведь они будут действовать-злодействовать, правда?
Нет.
Они будут делать все, что угодно, кроме того, зачем они сюда пришли.
Вот герои согрелись, перезнакомились и расселись по разным углам. Кто-то выпивает в баре, кто-то греется у камина.
Убейте вы их сейчас! Они все еще не ждут подвоха.
Плохиши продолжают щелкать клювами, выжидая.
А знаете чего они так ждут? А ждут они унижений и уничтожения их шансов на победу.
Ведь когда охотник и майор достаточно отогреваются, они (как наиболее здоровые и соображающие герои этой кинокартины) обезоруживают всех присутствующих для большего своего комфорта.
И вот плохиши уже безоружны… они почти без возражений расстаются со своим оружием и становятся беззащитными.
Закрепим и зазерним.
Бездействующие и аморфные злодеи фильма променивают свое железное преимущество на проигрышное положение. Вот так просто. А ведь это почти равносильно самоубийству.
Плохиши, однако, используют другую хитрость (совершенно глупую и неуместную). Они добавляют яд в кофе, который свирепо пьет охотник за головами. И делают они это при том, что майор (который является вторым их главным противником) тихонько выпивает бренди, находится на своей волне и вообще не думает о том, чтобы употребить этот самый отравленный кофе.
К чему приводит гениальный план горе-стратегов? Они успешно травят охотника! Но порадоваться этому не успевают.
Потому как майор, сразу понявший отчего умер охотник (а не понять этого в тех условиях было нельзя), ставит всех присутствующих к стенке и чихвостит их по полной программе.
Но даже тогда злодеи не используют свой последний шанс переломить ситуацию в свою пользу. Их трое, а майор (пусть и вооруженный двумя револьверами) стоит в одном метре от них.
Шериф также обезоружен майором и не способен всерьез им помешать. Накинься они на майора всем скопом, он при всем желании не успел бы пристрелить всех троих.
Но они ждут дальше. Ждут до тех пор, пока майор не начинает расстреливать их в упор после своих десятиминутных монологов.
Дальше – еще веселее глупее. Выясняется, что в погребе дома сидит главарь банды, который точно также все это время бездействовал (и когда было удобно убить героев, и когда было очень удобно их убить, и когда убивали его подельников).
Он стреляет в майора через пол. Один раз. Попадает, но не убивает. Больше он почему-то не стреляет… хотя майор лежит на полу (весь в его власти) и кричит во всю глотку. И ведь еще есть шериф, стоящий неподалеку. Но и в него главарь банды стрелять не собирается.
Вместо этого он делает то, что по мнению Тарантино любят делать все бандиты. Ждет своей смерти. И она приходит к нему через пару минут. Сразу после того как он обезоруживает себя и вылезает из погреба с поднятыми руками…
В этом месте уровень абсурда и бессмыслицы вырывается за пределы допустимого и мозг окончательно капитулирует. Смотреть дальнейшее не хочется. Как и рассуждать об уже отсмотренном. Ибо это такой фарс и сюр, что «Форсаж 7» позавидует.
И в вычислении всех этих очевидных (но лишь в финале) ляпов есть одна проблема. До самого конца фильма зритель не знает, кто есть кто, и каковы истинные мотивы каждого персонажа.
Видимо, именно поэтому зрители забивают на все, что происходило ранее и не предъявляют «Омерзительной восьмерке» претензий, которых она заслуживает.
Вывод простой: Тарантино придумал идею, но нисколечко ее не продумал. Матерые и разыскиваемые преступники в его фильме – балбесы, каких свет не видывал.
Они идут на поводу у глупой сюжетной задумки, а не следуют законам здравого смысла. Они начисто лишены инстинктов самосохранения. Это не банда преступников, а клуб самоубийц. И все они, в итоге, умирают не потому что их раскусили/перехитрили/опередили, а потому что они сделали все возможное, чтобы умереть.
То, на чем должен держаться весь фильм – на деле, сломанная зубочистка, не способная удержать на себе даже маленькую оливку. Не говоря уже про сюжет трехчасового фильма.
Безусловно, за событиями фильма интересно наблюдать (снимал ведь Тарантино). Но только потому, что ты пока еще не знаешь, насколько глупа и неправдоподобна вся эта ситуация.
Тарантино не дает всей информации, и ты, веря его мастерству и былым заслугам, сидишь с развешенными ушами и ждешь смачной концовки, внезапной развязки. А получаешь ахинею по прошествии 2 часов 30 минут.
«Омерзительная восьмерка» все время водит зрителя за нос. Не потому что не раскрывает всех сюжетных карт (так делают все хорошие фильмы с наличием интриги), а потому что фильм пытается убедить нас в том, что тут ведется игра в преферанс с профессионалами, а на деле выясняется, что это партия в «дурака». Среди круглых дураков.
«Омерзительная восьмерка» хитрит и пускает пыль в глаза. Это фильм-снежная вьюга, за которой нет ничего, кроме дурости, подменяющей смысл. «Вау» эффект, которого так ждешь ближе к развязке существует. Но, к сожалению, это совсем не тот «вау» эффект.
Это не «Ух ты, как лихо!». Это «Ох ты, как тупо…».
Очень многие не заметили этого потому что не прокручивали весь сюжет фильма целиком у себя в голове. Не анализировали увиденное уже после ключевой информации, полученной в конце. И это не удивительно, ведь фильм отвлекает внимание большим количеством плюшек в виде сочных характеров, фирменных тарантиновских диалогов и прочего.
И это самое худшее в фильме. Ты не можешь забросить просмотр и раскусить неладное, потому что у тебя есть все причины ждать крутой концовки. Ведь Тарантино – потрясающий режиссер и классный рассказчик. Ведь так? Да. Но не в случае с «Омерзительной восьмеркой».
Снимай этот фильм не Тарантино, – на него никто бы и внимания не обратил. А если бы и обратили, реакция была бы противоположной. Зрители бы скучали, находили проблемные места в сюжете, не досматривали бы фильм до конца и тд.
Но изначальный настрой, слепая вера и святые предрассудки сделали свое дело.
Несомненно, «Омерзительную восьмерку» частенько оценивали следующим образом:
«Так это Тарантино снял? Ну тогда 10 из 10!».
«Ну это же Тарантино! Он плохого не делает! Высший балл!».
И тому подобное…
Просто обдумайте!
Оценка КиноРубщика: 5,5 из 10.
Хвалите только хорошее кино, друзья! И без пощады рубите плохое!
Оригинал данного опуса можно найти в группе VK ЗДЕСЬ.
Подписывайтесь на канал! Вас ждёт ещё много и много интересного!
Ваш КиноРубщик.