Найти тему
Zelenograd.ru

Как началось и почему исчезло телевидение Зеленограда

Оглавление
  Журналист телекомпании «Элитекс» берёт интервью у организатора зеленоградских полумарафонов Бориса Прокопьева. 2005 год /Музей Зеленограда
Журналист телекомпании «Элитекс» берёт интервью у организатора зеленоградских полумарафонов Бориса Прокопьева. 2005 год /Музей Зеленограда

"Здравствуйте, дорогие зеленоградцы! В эфире телекомпания „Элитекс"" — так в течение 15 лет приветствовало зрителей "домашнее" кабельное ТВ, созданное супругами Александром и Еленой Авраменко. В маленькой квартире, переоборудованной в студию, делали местные новости, рекламировали городской бизнес и развлекали зрителей в программах "Наше время" и "1000 мелочей", показывали модное заграничное кино и снимали передачи, посвящённые нашему городу. А потом "Элитекс" сменило профессиональное московское ТВ Западного округа и созданное на его базе Зеленоградское телевидение. Рассказываем, как началось, чем радовало и почему исчезло с наших экранов своё — Зеленоградское ТВ.

Соорудили с нуля, по гвоздику

Зеленоградцы Александр и Елена Авраменко до 1991 года работали в Останкино — обеспечивали вещание на главном телецентре страны. Когда повсеместно в Москве стало возникать кабельное телевидение, загорелись идеей создать свою студию. Первые мысли на этот счёт появились у предприимчивой четы "где-то в 89-90 году, когда вообще был бум в создании маленьких студий", как вспоминал Александр Авраменко: "Предполагалось, что это будет хорошим бизнесом. В 91-м году желание обрело реальную форму". Малое предприятие "Элитекс" было зарегистрировано 27 марта 1991 года.

Спустя девять лет, готовясь к очередному эфиру, Александр Авраменко между делом так прокомментировал это событие: "Наверное, в „телеварево" следует окунуться, поднырнуть и тогда, скажем, телецентр Останкино, где я проработал 10 лет, станет ощущаться единым живым организмом. Его бесконечные кабели — кровеносными сосудами. „Элитекс"? Мы же соорудили его с нуля, по гвоздику. Наше произведение".

Для начала Авраменко продали семейный автомобиль и купили пару видеомагнитофонов, компьютер и видеокамеру. Много трудов положили на "создание" эфира, то есть на техническую подготовку вещания. "В Зеленоградском кабельном ТВ Александр Геннадьевич был, можно сказать, технарём-первопроходцем, — пояснил „Зеленоград.ру" Вячеслав Ануфриев, работавший в „Элитексе" в 1990-х годах. — Это сейчас есть „проложенные дорожки", стандартные решения — тогда ничего не было. Нужно было сделать аппаратуру для кабельного ТВ, войти в эту систему, отладить техническую сторону, чтобы была студия и люди, которые могли бы смотреть передачи этой студии".

Начинали Авраменко с видеопроката. Заниматься производством телепрограмм и прочим заполнением эфирного времени супруги не собирались. Идея их бизнеса состояла в том, чтобы организовать эфирное пространство, заполнять которое должны были бы другие телестудии.

"Поначалу, мы не планировали заниматься подготовкой передач, хотели только содержать созданное эфирное пространство, отдавая его в эксплуатацию коллективам журналистов, — рассказывал Авраменко. — Так ведь и бывает… Приходили разные люди, брались готовить передачи, но всякий раз мы видели, что наши усилия по созданию технической базы пропадают зазря: не хватает ребятам мастерства, просто охоты работать…"

Как начиналось городское ТВ: зарубежные фильмы плюс "что-то зеленоградское"

Пришлось супругам Авраменко — инженерам, а не журналистам — взяться за выпуск телепередач самим. Благо, Елена Ивановна приобрела некоторый опыт организационной работы в Останкино, а потом получила и специальное образование в институте повышения квалификации. "Первый наш телевизионный сюжет Саша монтировал дома на простом бытовом видеомагнитофоне", — вспоминала Елена Ивановна. А первое вещание осуществили на крошечный кусочек 8-го микрорайона из квартиры знакомых. Новый кабельный телеканал назвали "Контакт".

  Фото: газета "Зеленоградский Округ", октябрь 1997 года/ zelzritel.ru
Фото: газета "Зеленоградский Округ", октябрь 1997 года/ zelzritel.ru

"Любой человек может выпустить свою газету — одну, — считает Вячеслав Ануфриев, — но когда их нужно выпускать регулярно, для этого нужны другие люди. Заполнить эфирное время — большая проблема. Её собирались решать показом фильмов, перемежаемых рекламными блоками, плюс „что-то зеленоградское"".

С фильмами, из-за которых тогда в основном и смотрели "Контакт", в то время было просто. "Репертуар почти на сто процентов состоял из импортных, как бы их сейчас назвали „пиратских", фильмов и мультфильмов, — делится воспоминаниями бывший сотрудник „Элитекса" Алексей Блажиевский. — Но тогда ещё не было понятия „пираты". Была „Горбушка", были люди, которые оптом закупали на ней фильмы и продавали в розницу. Они на взаимовыгодных условиях помогали телеканалу фильмами, что-то „Элитекс" покупал сам".

В 1995 году власти приняли положение, регулирующее лицензирование и защиту авторских прав производителя, появились первые ярмарки видеопродукции. "Элитекс" стал приобретать лицензионные видеоматериалы у дистрибьюторов, насколько позволяли средства, ведь лицензионная продукция недешева. Сами Авраменко говорили, что "любят смотреть кино хорошее и никогда не потчевали зрителей пошлятиной, ерундой". Они стремились разнообразить репертуар за счёт европейского кино и, по возможности, убрать разные "колотушки". Так и было: в репертуар с самого начала включали лучшие образцы мирового кино — дешёвые боевики и порнуху, составлявшие тогда "афишу" многих видеосалонов, "Элитекс" не показывал.

Кроме фильмов изредка выходили небольшие сюжеты о городских событиях, сделанные на скудном оборудовании и, так сказать, на голом энтузиазме, силами Александра Авраменко, который сам снимал и сам монтировал. Телекомпании как таковой ещё не было — "Элитекс" официально назывался производственно-техническим центром. Да и понятия "местное телевидение" тоже не существовало, как не было и рынка телепрограмм.

Студия вещания находилась в 8 районе в небольшой комнатке общежития, а само вещание велось только на 8 и 9 районы. В 1992-м к этому списку добавился микрорайон 11Б, а в ближайших планах был охват 10 и 12 микрорайонов.

Первая "некиношная" программа

За право смотреть "развлекаловку" абоненты кабельного ТВ вносили плату. Она составляла тогда 20 рублей в месяц. Чтобы понять, много это или мало, вспомним, что после отпуска розничных цен с 1 января 1992 года на 20 рублей можно было купить десяток яиц или литр молока или 700 граммов отечественного сливочного масла.

Читайте также Продовольственный кризис начала 1990-х: карточки, талоны, очереди, рост цен — как это было

Заметим, что кабельным телевидением в Зеленограде в начале 1990-х занималось несколько фирм. Кроме "Контакта" ("Элитекс"), в некоторых районах работал кабельный телеканал "Тевис". Зрители их особо не различали и называли просто кабельным телевидением. Передачи кабельного ТВ начинались вечером в 18:40 и состояли из двух блоков. Первый блок — реклама, мультик, фильм. Второй блок, с 21:40 — реклама, фильм для взрослых.

Чтобы развиваться дальше, нужно было привлекать новых зрителей и увеличивать охват вещания — лучше всего в новостройках, поскольку в других местах встречались зоны неуверенного приёма. "Некиношные" программы и стали таким инструментом конкурентной борьбы.

"Первая программа собственного производства появилась, как только в руках оказалась камера, которую мы брали у друзей, — вспоминал Александр Авраменко. — Это было шоу „Элитекс-приз". Некоторое время мы работали в кодированном режиме, и в то время у нас существовала абонентская плата. И для того, чтобы её стимулировать, мы стали регулярно разыгрывать призы для наших абонентов". Редактором телевикторины "Элитекс-приз" была Елена Авраменко: она подбирала фильмы, составляла вопросы, писала тексты. Эта телеигра имела большой успех среди зеленоградцев.

  Фото: zelzritel.ru
Фото: zelzritel.ru

За счёт абонентской платы стала возможна покупка профессионального оборудования, техники, на которой в то время работали многие региональные студии. Помимо фильмов, которые долго оставались "основным блюдом" кабельного ТВ, в программу вещания постепенно входили сначала чисто информационные сюжеты, затем добавились сюжетные видеофильмы, репортажи, очерки — некоторые из них потом показывали и на московских, и общероссийских каналах. Мало-помалу вокруг супругов Авраменко собралась команда тележурналистов, операторов, режиссёров.

"Десять мозгов, десять силёнок…"

"Телевидение делает команда, — говорил Александр Авраменко. — Десять мозгов, нервных систем, десять силёнок. Поднатужились — сделали — на седьмом небе до следующего раза".

Кто же входил в эту команду, кем и как делалось первое зеленоградское телевидение? Об этом подробно рассказывает в своих воспоминаниях один из первых сотрудников телекомпании Алексей Блажиевский, который пришёл работать в "Элитекс" в первые дни 1993 года по приглашению своего одноклассника Андрея Никитеева, уже работавшего на студии. "Элитексу" требовался человек в эфирную аппаратную. Поскольку вещание начиналось вечером, Алексей, работавший в одном из конструкторских бюро инженером, успевал после основной работы поработать и на телевидении.

Офис помещался в двухкомнатной квартире, которую делил с советом ветеранов района. Кабинет директор "Элитекса" располагался на кухне, а сотрудники сидели в соседнем помещении. "Комната оказалась площадью метров десять, и кроме Андрея в ней находилось ещё три стола тумбочка и телевизор, — рассказывает Блажиевский. — За одним из столов сидела улыбчивая молодая женщина в белом пушистом свитере. Как я потом узнал, это была заместитель директора Елена Ивановна Авраменко. Из комнаты выбегала куда-то ещё одна женщина энергичная и в меру деловая. Это была диспетчер Инна Александровна Китаевская, по совместительству — душа компании и бесценная помощница. Так состоялось моё первое знакомство с теми немногими, с кем предстояло работать в ближайшие несколько лет".

Из аппаратуры был VHS-ный магнитофон, отечественный компьютер, с которого выдавали рекламные объявления и заставки типа "Мультфильмы" или "Художественный фильм", кассетный магнитофон "Электроника", транскодер PAL-SECAM и шифратор. По современным меркам — умилительно просто, но в начале 1990-х видеомагнитофоны и компьютеры были недешевой редкостью.

"Первый рабочий день (а вернее, вечер) у меня был 2 января 1993 года, — делится воспоминаниями Блажиевский. — Очень переживал — ведь я управлял эфиром. Результат моей работы был на экранах нескольких сотен телезрителей".

"Кадр" из "Весёлых ребят" и первая видеореклама

Главным рабочим инструментом "Элитекса" в те годы была видеокамера Panasonic NV-M9000, самое ходовое оборудование тогдашних кабельных студий. Ею и снимались городские сюжеты и телеигра "Элитекс-Приз".

  Фото: fotocccp.ru
Фото: fotocccp.ru

"Кто понимает в телепроизводстве, тот представляет, как тяжело снимать одной камерой подобную телеигру, — рассказывает Алексей Блажиевский. — В том же году я познакомился с человеком, у которого была видеокамера Panasonic NV-MS4 (сестра-близнец NV-M9000). Звали его Андрей Оськин".

"Для меня сфера телевидения не была чуждой, — рассказал „Зеленоград.ру" Андрей Оськин. — В 1980-х я успел активно поработать с Андреем Кнышевым в знаменитой программе „Весёлые ребята", к тому же у нас с Авраменками были общие знакомые на ТВ. В то время я одним из первых в Москве стал заниматься видеосъёмкой — надо было зарабатывать".

  Фото: clubcccp.ucoz.ru
Фото: clubcccp.ucoz.ru

Возможность снимать двумя камерами заинтересовала Александра и Елену Авраменко, они предложили молодому человеку взаимовыгодное сотрудничество, которое помогло сделать существенный шаг вперед в развитии зеленоградского телевидения — в местном эфире появились первые рекламные видеоролики.

С самого начала реклама на канале "Контакт" представляла собой черно-белый текст без видеоряда: белые буквы ползли по черному фону снизу вверх, как титры в фильмах. Транслировалась она с примитивного по нынешним временам компьютера и сопровождалась музыкой с кассетного магнитофона.

Первый в истории "Элитекса" рекламный видеоролик заказал магазин "Коммерсант". Снимать его отправились трое сотрудников: Андрей Никитеев, ведавший рекламой, Алексей Блажиевский в качестве осветителя и инженера и оператор Андрей Оськин. Последний показал себя профессионалом: своей камерой он не только снял, но и тут же смонтировал ролик, а затем сразу озвучил его: текст начитал сам директор магазина. С того времени на экранах зеленоградцев стала появляться местная видеореклама.

"1000 мелочей", или Форсмажор — двигатель прогресса

В 1993 году "Элитекс" наладил сотрудничество с кабельным телевидением других районов Москвы, например, с московской студией "Гром". "Москвичи" были побогаче и уже успели обзавестись 386-м компьютером, что позволяло им выдавать свою рекламу в цвете и с простенькими рисунками. "Элитекс" решил заказывать производство рекламных блоков на этой студии. так зрители телеканала "Контакт" стали видеть рекламу в цвете. Ради этого кому-то из сотрудников приходилось регулярно ездить в Москву.

Но однажды кассету с рекламными блоками почему-то не привезли. Что делать? Обязательства перед рекламодателями надо выполнять! Придумали срочно создать рекламную передачу с диктором. Новый рекламно-развлекательный формат назвали "1000 мелочей". Первый авральный выпуск сделали при помощи камеры и магнитофонов. Читать рекламные объявления должен был диктор — его ещё предстояло найти, а так же оформить студию и чем-то разнообразить программу.

Диктора — девушку Олю, уже имевшую опыт съёмок в рекламных роликах — удалось найти быстро. Для оформления задника студии Андрей Оськин купил синий материал (покупка была "с дальним прицелом" — на таком заднике в будущем можно было снимать кадры под хромакей, а пока о такой аппаратуре только мечтали). Саму студию устроили в квартире Дмитрия Серебрякова, будущего продюсера "Элитекса".

  Фото: zelzritel.ru
Фото: zelzritel.ru

Интерьер студии собрали "с бору по сосенке" — лампу, вазу, искусственные цветы принёс Андрей Никитеев. А разбавить рекламные объявления решили клипами зарубежных исполнителей, позаимствованными у знакомых. Получилась первая рекламно-музыкальная программа. Позже специально для "1000 мелочей" заказали заставку в профессиональной студии компьютерной графики — редкость по тем временам.

  Фото: zelzritel.ru
Фото: zelzritel.ru

Усовершенствовать передачу помог богатый телевизионный опыт Андрея Оськина и молодой задор её создателей. Постоянной ведущей программы стала очаровательная девушка Ирина Фирстова, имевшая опыт работы диктором и съёмок в клипах группы "На-На".

  Фото: zelzritel.ru
Фото: zelzritel.ru

"Ближе всего по духу мне была передача „1000 мелочей" — поделился с „Зеленоград.ру" Андрей Оськин. — Мы делали её с Алексеем Блажиевским, от души хулиганили там".

  Фото: zelzritel.ru
Фото: zelzritel.ru

Была в этой передаче рубрика "Пользуясь случаем…". "Тогда невероятной популярностью пользовалась телеигра „Поле чудес" , — объясняет Блажиевский, — и фраза „Пользуясь случаем…" была у всех на устах. Под разными предлогами после очередного объявления неожиданно появлялись всякие персонажи и произносили фразы, обязательно начинавшиеся словами „Пользуясь случаем…". В качестве персонажей снимались мы все, кроме ведущей, конечно".

  Фото: zelzritel.ru
Фото: zelzritel.ru

Теле-лирика

По словам Андрея Оськина, для супругов Авраменко телевидение было прагматическим инструментом для достижения коммерческой цели: "Мы занимаемся проводами", — часто повторяли они и делали всё, чтобы "раскрутить" сети, вызвать у зрителей интерес к их коммуникациям: придумывали шоу, раздавали награды, привлекали зрителей новостями, конкурсами, рекламой и тематическими праздничными программами.

Одной из них стала программа "О тебе" с участием художественного руководителя "Ведогонь-театра" Павла Курочкина, подготовленная в подарок телезрительницам канала в канун 8 марта.

Снимали в небольшой комнатке-студии, реквизит подобрал сам артист. Съёмку вёл директор "Элитекса" Александр Авраменко. Павел Викторович читал в кадре стихи Пушкина, Фета, Блока, Гумилева, Кузьмина, и его исполнение заворожило всех сотрудников. "До такой степени, — вспоминал Алексей Блажиевский, — что когда Павел читал отрывок из Пушкинского "Графа Нулина" и произнёс фразу: "Ах! Я забыл ей имя дать…" , — все успели слегка вздрогнуть, подумав, что Паша пропустил кусок текста, а он продолжил: "…муж просто звал её Наташа, но мы…".

В итоге получился поэтический фильм-моноспектакль, он прошёл с большим успехом и позже неоднократно повторялся.

  Фото: zelzritel.ru
Фото: zelzritel.ru

Усилия по привлечению зрителей приносили плоды — зона вещания увеличивалась, вместо одной эфирной аппаратной их стало три: одна вещала на 8, 9 и 10 районы, другая — на 11 и 12-й, а когда конкуренты из "Тевиса" прекратили своё существование, появилась третья аппаратная, вещающая на 14-й район. "Элитекс" развивался, совершенствовалась техническая база. Со временем новое оборудование позволило создать единую студию, которая вещала на все районы "по воздуху". К началу 1997 года сфера телевизионной деятельности "Элитекса" охватывала почти весь город, за исключением 7, 18-го микрорайонов и части Крюкова. Работать в телекомпанию приходили новые люди.

"Люди как люди"

Одним из новых сотрудников "Элитекса" стал зеленоградец Андрей Рожков, почти 20 лет проработавший на центральном телевидении электромехаником, инженером, режиссёром монтажа. В городскую телекомпанию его привело желание сделать для Зеленограда что-то хорошее.

  Фото: газета "41" от 23 декабря 1995 года/ zelzritel.ru
Фото: газета "41" от 23 декабря 1995 года/ zelzritel.ru

В то время на "творческой кухне" "Элитекса" созрел план цикла передач под названием "Люди как люди" — о зеленоградских врачах скорой помощи, милиции, пожарных… Первый одноимённый фильм из этого (так и не реализованного из-за нехватки средств) цикла снял Андрей Рожков. Фильм был о заключённых зеленоградской колонии — первая творческая телепередача производства "Элитекса". Рожков выступил сценаристом, оператором и монтажёром, его соавтором стал Олег Ларичев. Снимали "на натуре" целый день, честно показывая все нюансы жизни за колючей проволокой: тюремный двор, сбор на обед, сам обед, молельню, выкрашенный унылой зелёной краской тюремный коридор, людей в арестантских робах — люди как люди…

К съёмочной группе подходили заключённые, жаловались на судьбу, рассказывали свои истории. Конечно, одним днем съёмки не ограничились. Отдельно снимали на улицах города, отдельно — интервью с работниками тюрьмы, на которое выезжали и супруги Авраменко, Александр Геннадьевич взял на себя функцию оператора.

Фильм получился сильный, достойный любого канала, но увидеть его смогли только жители Зеленограда.

  Фото: zelzritel.ru
Фото: zelzritel.ru

"Золотой юбилей" Победы

В 1995 году Россия отмечала пятидесятилетие Победы, и этот юбилей благодаря своей значимости сильно повлиял на развитие Зеленоградского телевидения — сотрудникам "Элитекса" тоже хотелось внести свой вклад в это событие.

Впервые на канале появился цикл передач — воспоминания ветеранов о войне. Создавали его Алексей Блажиевский — он снимал и монтировал — и редактор Елена Авраменко. Помимо этого Андрей Рожков подготовил большую студийную программу с участием ветеранов, которую снимали во Дворце Творчества. Она состояла из двух частей: в первой ветераны вспоминали день, когда узнали о начале войны, а во второй части они же вспоминали, как они встретили Победу.

Но "гвоздём" праздничных передач стал фильм о том, как прошло торжество в Зеленограде. Съёмки его велись с утра до вечера, но основное действие развернулось вечером у "Штыков" на Ленинградском шоссе. Снимали его с четырёх камер. "На кургане незаметно расположился директор Александр Авраменко. Он снимал самый общий план. Только с этой точки можно было передать весь масштаб (!) этого действа, — вспоминал Алексей Блажиевский. — Володя Скворцов сновал везде, где можно и нельзя. Как говорится „пылесосил" асфальт. Брал средние и крупные планы с разнообразных, в том числе и с нижних точек. Помогала нам и Наталья Кочедыкова. Она не работала в телекомпании, но активно с ней сотрудничала и не раз выручала нас. Только к позднему вечеру все разошлись по домам пытаясь захватить кусочек праздника в своих семьях. Мне, правда, всё равно пришлось ещё раз выйти с камерой на улицу, так как на мне лежала „почётная обязанность" снять праздничный салют".

Кадры из фильма Андрея Рожкова о праздновании 50-летия Победы Фото: zelzritel.ru Кадры из фильма Андрея Рожкова о праздновании 50-летия Победы Фото: zelzritel.ru

  Фото: zelzritel.ru
Фото: zelzritel.ru

ТВ в соседнем подъезде

Зеленоградское телевидение было во многом "домашним" проектом — и в смысле содержания программ, и в смысле качества продукции и "картинки", которое зависело от кабельных распределительных сетей. "Наш зритель иногда бывает недоволен качеством, содержанием программ „Элитекса", сравнивая их с продукцией Центрального телевидения. Забывая о том, что на ЦТ работает целая армия режиссёров, сценаристов, редакторов, технического персонала, обеспеченная высококлассной техникой. Забывая о том, что ЦТ, чтобы стать таким, какое оно сегодня, понадобилось более 30 лет", — отвечая на критику, говорил Александр Авраменко.

Тем не менее, строя свою программу, в "Элитексе" исходили из того, что интересно и полезно именно зеленоградцам, и в то же время приносит доход. Помимо рекламы такой сферой стала работа с городскими властями. Так появился цикл передач, посвящённых жизни отдельных районов города, которые заключили со студией договоры о сотрудничестве. В эфир регулярно выходили передачи "В рабочем порядке" — сюжеты о работе супрефектов, о встречах властей с горожанами и решении острых вопросов. Правда, финансового благоденствия это не приносило — затраты на видеосюжеты "съедали" прибыль, а что оставалось, вкладывалось в развитие.

Авраменко считали, что горожанам интересно смотреть передачи о самих себе, своих соседях, городских происшествиях — о забастовке продавцов на Крюковском рынке, об уборке снега во дворах, о новой выпечке хлебозавода. "Это и есть особенность региональной, маленькой телекомпании — определенная местечковость, — объяснял Александр Геннадьевич. — У Центрального телевидения зритель очень абстрактный, живущий где-то между Камчаткой и Балтией. А у нас зрители живут этажом выше. Поэтому обратная связь — прямее некуда. Если что-то не так — могут в тапочках спуститься и высказать всё, что о нас думают".

В 1997 году городские власти передали "Элитексу", который находился тогда на первом этаже обычного жилого дома, большое помещение в 18 микрорайоне, но там требовался ремонт, а делать его было не на что. Хотя на переезд возлагали большие надежды: улучшится техническое качество вещания, и появится возможность вести передачи в прямом эфире.

Видео: zelzritel/youtube.com

  Фото: газета "41" от 9 января 1997 года/ zelzritel.ru
Фото: газета "41" от 9 января 1997 года/ zelzritel.ru

Любимые передачи зеленоградских зрителей

Как сообщала в ноябре 1998 года газета "41", самой популярной местной передачей были городские видеозарисовки под музыку — улицы родного города, пейзажи и прочие милые сердцу и глазу картинки. Впервые такая видеозарисовка вышла на экран в 1993 году, и на многие годы прописалась в местной телепрограмме.

  Фото: youtube.com
Фото: youtube.com

Надо сказать, не все зрители в эти минуты впадали в умиление перед экраном, находились и критики: "Для чего на „Элитексе" крутят зеленоградские „открытки", понятно: знакомые деревья или пруд, на которые в обычной жизни зеленоградец обращает мало внимания, увиденные по ящику, рефлекторно возбуждают любопытство и радость узнавания. „Ой, Мань, гляди, наш пруд показывают. А вон дядя Вася пошел…". В общем, нормальный ход для мелкой региональной студии на заре своего становления". И действительно, каждый мог увидеть на экране не только соседа, но и себя самого, что тоже работало на зрительский интерес.

Кроме того, высокий рейтинг был у информационной программы "Зеленоград": новости и сюжеты из городской жизни, короткие интервью и репортажи.

Делать такую программу было сложно и дорого, ведь новостной поток — это динамика, насыщенность, наглядность, поданная в собранном виде. "Представьте, например, на 10-минутный выпуск „Вестей" РТР одновременно работает 300 человек", — проводил параллель Авраменко. Конечно возможности Зеленоградского ТВ были несравнимо скромнее, однако, согласно независимому опросу, передачи "Телекомпании Элитекс" регулярно смотрели 35% зеленоградцев — это очень много для маленького телевидения. Для сравнения, передачи НТВ интересовали в то время лишь 19% горожан. Иными словами, у "Элитекса" была своя преданная аудитория, которая могла бы быть ещё больше, если бы не проблемы с кабельными сетями у части жителей 18-го и 7-го микрорайонов и старой части Крюкова.

Работу зеленоградских телевизионщиков положительно оценивали не только зрители, но и жюри фестиваля подмосковных телекомпаний "Братина", где "Элитекс" не раз получал высокие награды.

Видео: zelzritel/youtube.com

  Фото: zelzritel.ru
Фото: zelzritel.ru

За что ругали "Элитекс"

Зрителей, недовольных качеством местного телевидения, тоже было немало. В статье, написанной В. Стекловым в 2000 году, высказывался целый ряд претензий: "Смотреть зеленоградское телевидение опасно для здоровья — зевая от скуки, можно вывихнуть челюсть. Сетка программ составлена незатейливо: какой-нибудь фильм, вагон рекламы, виды Зеленограда и в добавление интервью с очередным начальником или репортаж о каком-нибудь событии в позитивно-пропагандистском ракурсе".

  Фото: газета "41" от 19 ноября 1998 года/ zelzritel.ru
Фото: газета "41" от 19 ноября 1998 года/ zelzritel.ru

"Самым провальным и убогим на „Элитексе" выглядит жанр журналистского репортажа. Жизнь города по большей части представлена бесконечными отчётами о проделанной работе с оптимистическим комментарием. Живой зеленоградец с его взглядами, с реальными проблемами и переживаемыми событиями отсутствует в кадре напрочь. Зеленоградцы на местном телевидении представлены безымянной толпой, бесцельно слоняющейся из угла в угол телевизионного экрана на панорамных заставках. Что по-настоящему волнует зеленоградца, чем он дышит — неизвестно. Редкие интервьюируемые отвечают дежурными фразами с деревянными улыбками".

В комментариях к статье многие критику поддержали.

"Помню, однажды, совершенно случайно переключили на зеленоградский канал, а там шёл репортаж о том, как замечательно работают наши коммунальщики (трактор убирает снег на Крюковской площади и ездит туда-сюда, туда-сюда) и всё это под милую музыку 60-х годов (при этом без комментария, только музыка), — поделилась впечатлением зрительница Инна Иванова. — Смотрели мы это дело минут пять, больше не выдержали, переключили. Про их рекламу я вообще молчу, халтура страшная. Примитивная самодеятельность".

Для улучшения местного ТВ зрители предлагали создать свою игровую программу, своё ток-шоу, вести уголовную хронику, нанять репортёров, не боящихся показывать разные стороны жизни. Острая критика, которой не раз подвергался "Элитекс", свидетельствовала не только о недочётах в работе, но и об интересе зеленоградцев к своему телевидению.

Как "Элитекс" вырос из коротких штанишек и обзавёлся "Соседями"

В начале 2000-х годов в сетке вещания "Элитекса" появились новые передачи, которые до сих пор с теплотой вспоминают многие горожане — информационная программа "События" (она выходила по договору с префектурой), пятиминутная информационно-развлекательная программа для детей и взрослых "Маленькие события" и проект "Соседи".

"Маленькие события" - незначительные для мира, обыденные сцены и эпизоды из повседневной жизни школы, класса или друзей — на экране выглядели "полезным уроком для ребят, и забавным зрелищем для их родителей". В программе были постоянные рубрики: "школьные новости", "вести из раздевалки", "маленькое кино", "маленький юбилей", "маленькие советы". Вели передачу два обаятельных подростка — Витя и Гриша.

  Фото: youtube.com
Фото: youtube.com

Видео: zelzritel/youtube.ru Видео: zelzritel/youtube.ru

В 2004 году "Маленькие события" разрослись до 26-минутного эфира. А в 2006-м эта программа и её проект "Маленькое кино" стала лауреатом фестиваля телепрограмм для детей и подростков и получила "Приз зрительских симпатий" — её выбрали среди 168 работ.

Другой любимый зрителями телепроект назывался "Соседи" и объединял жителей Зеленограда в возрасте от 3 до 80 лет. Это был цикл передач о соседях по дому, о том, как они вместе обустраивают дворы и подъезды. Целью проекта была пропаганда нового образа мышления зеленоградцев. В городе нашлось много тех, кто благоустраивал свой район изо дня в день не ради показухи, но для красоты и гармонии жизни.

Начался проект в 2002-м году с новогоднего конкурса "Самый нарядный подъезд — 2002", и сразу стал популярным у жителей. Скоро к нему добавился телеконкурс "Самый нарядный палисадник", которому в 2003 году присвоили имя дендролога Эдисона Дашкова — автора проектов озеленения Зеленограда с 1959 по 1986 годы.

Конкурс проводили в два этапа. На первом этапе жюри в августе по графику объезжало палисадники-участники конкурса. На втором — подводили итоги и выбирали пять лучших палисадников, которые представляли в программе "События". В конкурсные дни по местному телевидению показали несколько десятков телесюжетов о том, как комиссия осматривает палисадники, а награды победителям вручали в День города на одной из центральных площадей Зеленограда.

Читайте также Человек, который сделал Зеленоград зелёным. История дендролога Эдиссона Дашкова

  Фото из газеты «Крюковские ведомости» от 14 августа 2004 года
Фото из газеты «Крюковские ведомости» от 14 августа 2004 года

"Успехи в основном творческие, разбогатеть не удалось"

В марте 2006 года зеленоградская телекомпания "Элитекс" отметила свой 15-й день рождения. К тому времени в её штате работало 22 человека, а офис занимал 150 кв. метров. На этой площади располагались: студия, монтажные, эфирная, аппаратная, редакция, собственно офис — словом, "негде развернуться". Архивный материал, накопленный за это время, насчитывал 600 часов — ровно 25 суток. Но руководитель "Элитекса" Александр Авраменко не считал эти "говорящие" цифры солидным достижением, и в юбилейном интервью газете "41" отметил, что создать высококлассное техническое обеспечение и достигнуть высокого уровня профессионализма сотрудников пока не удалось.

Вечная нехватка средств не позволяла обновить техническое оснащение студии и решить кадровую проблему — зеленоградские телевизионные профи высокого класса предпочитали работать в Москве за весьма приличные деньги, а "Элитекс", увы, не мог предложить им достойный заработок.

К слову, это была единственная из окружных телестудий, которая практически не финансировалась из городского бюджета — ей платили только за оказание услуг. Зарабатывать на зарплату сотрудникам, техперсоналу, на аренду кабельных сетей (они были частными) приходилось самим. "Нам оплачивалось лишь 30% информационной программы „События", — пояснял Александр Геннадьевич. — Всё остальное, а это было в начале 12 часов эфира, потом осталось семь, мы финансировали из собственных заработанных средств. Поначалу с нами заключали договоры управы города на прямые эфиры, но в последние три года они практически перестали с нами сотрудничать. Из-за слабого рекламного рынка Зеленограда и сравнительной дороговизны телевизионных роликов у нас стали снижаться рекламные объёмы. Тем не менее „Элитекс" никогда ни у кого не просил помощи, мы жили за счёт производства собственной продукции".

Несмотря на финансовые трудности "Элитекс" продолжал делать общественное местное телевидение — информировать, просвещать, развлекать, показывать людей, живущих по соседству и поддерживать крепкие связи со своими зрителями, помогая им узнавать жизнь округа. Это было ново для России, и Зеленоградское ТВ стало один из пионеров в своей сфере. Оно отличалось от центральных и городских каналов тем, что зрителями были не абстрактные россияне, а знакомые, конкретные люди. По словам Авраменко, у телевизионщиков была "большая ответственность за сказанное перед человеком, так как завтра ты можешь увидеть его глаза".

  Фото: газета "41" от 19 ноября 1998 года/ zelzritel.ru
Фото: газета "41" от 19 ноября 1998 года/ zelzritel.ru

Прощай, "Элитекс"!

15 декабря 2006 года зеленоградская телекомпания "Элитекс" вышла в эфир в последний раз — юбилейный год неожиданно стал для неё последним. Уступить "эфир" пришлось по итогам тендера на право вещания кабельного телевидения на канале "Столица". Права на трансляцию перешли к "Телевидению Западного округа".

ТВ Западного округа было создано в 1995 году, там работало около ста человек: журналистов, операторов, ведущих, редакторов и представителей технических служб. Канал вёл вещание 12 часов в сутки для миллионной аудитории Западного округа Москвы: для районов Крылатское, Внуково, Кунцево, Филевский парк, Солнцево и других. Теперь к ним присоединился и Зеленоград. В программе были новости и тематические передачи, музыкальные и информационные блоки, телефильмы, мультфильмы, и, конечно реклама.

Разумеется, небольшая телестудия со скромными техническими и кадровыми возможностями не могла соперничать с крупной хорошо оснащённой компанией. "Проведение тендера среди творческих команд — это вообще абсурд, ведь каждое творчество уникально, — прокомментировал итоги тендера Александр Авраменко. — Это всё равно, что выяснять, чья картина лучше — Да Винчи или Ван Гога. Поэтому в основном сравнивались технические характеристики: у кого сколько камер, какое оборудование, количество работников. Но ведь не всё упирается в технику. На дешёвом оборудовании наш небольшой коллектив в 20 человек делал качественные программы, о чём свидетельствуют многочисленные награды на фестивалях и медаль „Национальное достояние" Международного благотворительного фонда „Меценаты столетия"".

По словам Авраменко, новость задела и обеспокоила многих горожан. В офисе "Элитекса" не закрывались двери и не умолкал телефон, реакция зеленоградцев — от недоумения до негодования. "Теперь в привычное время мы больше не увидим на экране телевизора знакомую заставку, программы „События" и „Микрофон включён", не слышим жизнерадостных дедков, язвительно комментирующих основные „Новостя"", — сетовала газета "Зеленоград сегодня".

"Я считаю, что в вытеснении „Элитекса" с рынка есть некоторая отрицательная роль супругов Авраменко, — поделился с „Зеленоград.ру" размышлениями Вячеслав Ануфриев, в 90-е годы занимавшийся на „Элитексе" рекламно-информационным блоком — разработкой рекламной компании, съёмкой и продвижением. — Думаю, многое зависело от их позиции. Другого местного ТВ в Зеленограде не было, а они смотрели на свой проект как на частное ТВ и считали, что у них и так всё хорошо — перепадали заказы от муниципалов, и от префектуры, и от крупных организаций. Незачем было расширять охват, аудиторию, сферу влияния — она и так, казалось, была широка. Но когда в мэрии затеяли конкурс, маленький местный теле-бизнес не смог противостоять большому. Масштаб был несопоставим. Если бы весь город, что называется, „встал грудью" за местное ТВ, будучи заинтересован в нём с рекламной, коммерческой точки зрения, возможно, его удалось бы отстоять. Может, ничего и не вышло бы, но, по крайней мере, был шанс".

Уйдя из эфира, "Элитекс" не прекратил существования — телевидение было лишь одним из направлений его деятельности. Компания по-прежнему собиралась создавать рекламные ролики, презентационные фильмы и другую продукцию по заказам рекламодателей.

  Фото: газета "Зеленоград сегодня" от 25 декабря 2006 года/zelzritel.ru
Фото: газета "Зеленоград сегодня" от 25 декабря 2006 года/zelzritel.ru

"В эфире Телевидение Зеленограда"

Новый зеленоградский телеканал, во главе которого стоял Николай Сорокин, известный ранее по работе на телестудии IP-TV компании "Резонанс", предложил зеленоградцам более качественную картинку и новый эфир. Одной из новинок стал новостной выпуск "Зеленоградского калейдоскопа": городские, спортивные, криминальные новости, погода.

С 2007 года ряд программ стали делать в Зеленограде для местной аудитории, в 2008-м стала формироваться собственная сетка вещания — 4,5 часа в сутки. "Четыре с половиной часа эфира — это очень много! — пояснил „Зеленоград.ру" редактор ТВ ЗелАО Михаил Чмелёв. — Это не ролики, смонтированные заранее, это реальный продукт — ежедневный труд на 4,5 часа. Мы каждый день делали новости — у нас было, по-моему, четыре включения по 15-16 минут. И ещё с дюжину разных программ, которые выходили в записи. Была программа „Итоги недели" и ряд передач, посвящённых 50-летию Зеленограда, которое отмечалось в 2008 году. Цикл назывался „Золотой юбилей" и рассказывал об истории Зеленограда. Я делал эту передачу в сотрудничестве с Татьяной Визбул, общался с первостроителями, каждый выпуск содержал историю одного года. Кроме того, регулярно выходил „Час префекта" и „Шире круг" — это был лужковский заказ, программа, нацеленная на информирование населения о деятельности органов исполнительной власти в округе. Мы просто информировали людей без всякой оппозиционной риторики о том, что властями делается в городе и для горожан".

  Фото: youtube.com, zelenograd24.ru, zelao.ru
Фото: youtube.com, zelenograd24.ru, zelao.ru

В зеленоградском корпункте работало около 50 человек: десяток журналистов, четыре редактора, главный редактор Ирина Пономаренко, водители, привозившие аппаратуру и людей из Москвы, когда тут не хватало корреспондентов, техперсонал. Со временем их перевели из ТВ ЗАО в ТВ ЗелАО. В 2010—2011 годах зеленоградские телевизионщики обустроили собственную виртуальную интерактивную студию по последнему слову техники, в которой можно было менять "обои" и поместить ведущего в любое пространство. У других кабельных каналов такой "роскоши" не было.

ТВ ЗелАО просуществовало до апреля 2012 года. Времена менялись, становилось ясно, что кабельному ТВ приходит конец — на смену ему идёт эфирное телевидение. С 1 апреля 2012 года окружная телевизионная студия прекратила вещание, перейдя в ведение ТВ-канала "Москва 24".

По словам Михаила Чмелёва, одной из причин прекращения работы окружных студий стало отсутствие заказа на информирование населения о работе городской исполнительной власти из первых рук — новый мэр Сергей Собянин ставил другие задачи, и окружное телевидение, существовавшее за счёт городского бюджета, в них не вписывалось.

Была надежда, что Зеленоградская телестудия может лечь в основу организации корпункта телеканала "Москва 24", созданного по инициативе Собянина для оперативного информирования москвичей о ситуации в столице, от городских событий до пробок на дорогах и прогнозов погоды. Но эта надежда не оправдалась.

Видео: zelenogradnews/youtube.com Видео: zelenogradnews/youtube.com

"Зеленоград.ру" благодарит Алексея Блажиевского, Андрея Оськина, Вячеслава Ануфриева и Михаила Чмелёва за помощь в подготовке этой статьи.

Читайте также Другие статьи об истории нашего города и его окрестностей