59,7K подписчиков

7 откровенно плохих ремейков классических фильмов ужасов, на которые не стоит тратить время

234 прочитали

Ребуты, ремейки и запоздавшие сиквелы — в Голливуде в этом жанре хватает ужасного в прямом и переносном смысле.

Со стороны индустрия фильмов ужасов кажется вполне живой и здоровой. Лишних денег тут явно не тратят: если фильм выстрелил, его прибыльность в десятки раз превышает бюджет, а люди над проектами работают обычно простые и увлеченные. Однако если начать разбираться конкретно с ремейками классики ужасов, то тут все напоминает тяжелую атмосферу кладбища домашних животных. Когда-то великие хоррор-франшизы вроде «Омена», «Полтергейста» или «Кошмара на улице Вязов» были всеми любимы, но после очередной новой версии с модернизированными спецэффектами и молодыми и жадными до славы актерами о них стараются забыть как о страшном сне.

Главное в переделке мистических триллеров и боди-хорроров — избежать формализма. Для успешного ремейка классического фильма повторения пройденного не хватает. Хороший хоррор-ремейк должен привлечь старшее поколение, которое помнит оригинальные фильмы и времена, когда трава была зеленее, а также молодых зрителей — они потребляют контент в промышленном масштабе и обязательно откроют для себя что-то новое.

Режиссеры новых версий обычно способны добавить один или несколько компонентов (например, внедрить Джессику Бил в мокрой грязной майке и сделать фильм ужасов интересным еще и аудитории мужских журналов), но при переделке хитового ужастика обычно важны абсолютно все факторы, которые делали классным оригинальную ленту. Это называется общим термином «эстетика фильма». В нее входят: операторская работа, монтаж, спецэффекты, которые наводят ужас. При правильном соблюдении баланса фильм пугает благодаря деталям и отдельным сценам, а не сюжету или определенному жуткому персонажу.

В новых версиях обычно стараются улучшить историю, сделать ее более прозрачной. Из-за этого исчезает магия, уходит сюрреалистический эффект. Во многом здесь стоит винить продюсеров, которые постоянно вмешиваются в процесс. Так уходит единый контроль, который был в руках режиссеров в былые романтичные времена.

Лучшие примеры ремейков как раз и состоялись благодаря железной авторской воле. Именно поэтому так здорово получились «У холмов есть глаза» Александра Ажа и «Хэллоуин» Роба Зомби, которые снимали свои инфернальные триллеры как концептуальные проекты и старались внедрить что-то новое и от души. Зомби, например, с головой углубился в историю появления на свет маньяка Майкла Майерса, а Ажа добавил европейского брутализма, легкой дикости и приятной беспринципности.

Но мы сегодня говорим все-таки об отрицательных примерах, которые в конечном итоге заставляют думать об оригинальных фильмах хуже, чем они на самом деле были. Если концепт оригинала не сработал в новых условиях — это еще не значит, что картина устарела и ее привлекательные стороны в XXI веке не работают. Просто в процесс включили эффективных менеджеров, и благодаря их вредительскому участию из проекта улетучилась магия — та самая эстетика, которая доводила до дрожи.

«Кошмар на улице Вязов», 2010 год

   Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»

Классика молодежных ужасов в переложении клипмейкера Сэмюэля Бейера — неплохая идея студии, с которой все вроде бы органично складывалось. Напомним, что в фильме речь идет о маньяке Фредди Крюгере, который является во сне подросткам, как только они засыпают. Половина успеха оригинального фильма была в исполнителе главной роли Фредди — Роберте Энглунде. В версии 2010 года его заменил Джеки Эрл Хейли — актер в принципе неплохой, но в кровожадной роли совершенно не обаятельный. Если с главным источником зла в хорроре проблема, то поклонники оригинала обычно с этого и начинают посылать проклятия в адрес кино.

«Омен», 2006 год

   Кадр из фильма «Омен»
Кадр из фильма «Омен»

Через 40 лет после премьеры «Омена» сюжет с американским дипломатом и властным ребенком-антихристом заиграл новыми красками. Но вот способный и энергичный ирландец Джон Мур, снявший до этого два классных военных фильма «В тылу врага» и «Полет Феникса», с новым проектом не справился. Сборы картине обеспечила гвардия старых поклонников оригинальной ленты Ричарда Доннера, которые отправились в кино получать очевидный ответ: раньше все было куда таинственнее и драматичнее. Особенно актерская игра Грегори Пека, которого Лив Шрайбер из новой версии при всем желании не смог бы заменить.

«Пятница, 13-е», 2009 год

   Кадр из фильма «Пятница, 13-е»
Кадр из фильма «Пятница, 13-е»

Оригинальная «Пятница» была классикой направления «деревенский хоррор». Такие ленты рассказывают о столкновениях с опасными селянами. В первой ленте орудовал деятельный маньяк в хоккейной маске Джейсон Вурхиз, ставший божеством для поклонником фильмов ужасов. Клипмейкер Маркус Ниспел в версии XXI века отправил на свидание с монстром спортивных красавчиков (секс-сцена с Джулианной Гуилл и видеокамерой запоминается больше, чем резня), и сострадания к их проблемам не было.

«Кладбище домашних животных», 2019 год

   Кадр из фильма «Кладбище домашних животных»
Кадр из фильма «Кладбище домашних животных»

Первое «Кладбище» было хитом советских видеосалонов в конце 1980-х, на нем выросло поколение любителей ужасов. В новом фильме герои хоронят кота Черча, который очень скоро возвращается в расположенный на отшибе дом с новыми идеями относительно доминирования. Экранизации книг Стивена Кинга обычно получаются разными по качеству, и первое «Кладбище» Мэри Ламберт как раз привлекало за счет трэшевой готической атмосферы. Рафинированный ремейк 20 лет спустя не спас даже шикарный котомонстр.

«Психо», 1998 год

   Кадр из фильма «Психо»
Кадр из фильма «Психо»

Бережное отношение к оригиналу — хорошо, но когда дело доходит до покадровой пересъемки сцен классики — это уже попахивает чем-то медицинским. Именно так поступил во второй половине 1990-х Гас Ван Сент, сцена за сценой перенесший на экран шедевр Альфреда Хичкока. С той, правда, разницей, что забавные актеры Энтони Перкинс и Джанет Ли были заменены на неприятных Винса Вона и Энн Хеч, которые похожи на пьющего медбрата и злонамеренную медсестру из дурдома соответственно.

«Плетеный человек», 2006 год

   Кадр из фильма «Плетеный человек»
Кадр из фильма «Плетеный человек»

В середине нулевых Николас Кейдж переживал очередной виток турбулентности в творчестве. В погоне за легкими деньгами он согласился на главную роль в ленте Нила Лабута про полицейского, который пытается совладать с островитянами, практикующими кельтские ритуалы. Оригинальный британский фильм 1973 года — нестареющая классика. Ремейк с Кейджем, случившийся 33 года спустя, скорее похож на антирекламу таблеток, используемых глуповатым главным героем.

«Полтергейст», 2015 год

   Кадр из фильма «Полтергейст»
Кадр из фильма «Полтергейст»

Переделанный хит 1982 года про семью, которая переезжает в странный дом. Рационализатор из режиссера Гила Кинана получился не очень, а результат — просто катастрофа. Если добавить в ремейк успешного фильма крутых актеров, это еще не значит, что они сделают работу сами. Да и от их желания придать характерам достоверности общий накал может пострадать. Так и получилось. Дуэль исполнителей «оскаровского» калибра Сэма Рокуэлла и Джареда Харриса в фильме с движущимися стульями, призраком и статическим электричеством — бесстыдная трата ресурса.