Как рассказал автор, материалы для книги он собирал давно, а вышла она, по издательским меркам, молниеносно. В начале июня 2022 года на книжном фестивале «Красная площадь» Некрасов случайно встретился с одним издателем, который поинтересовался, есть ли в директорском «портфеле» что‑нибудь о Пушкине. Такой случай Сергей Некрасов решил не упускать. #INJECT_1# По его словам, эта книга о том, как жил музей все эти десятилетия, о людях, в том числе потомках Пушкина, которые сохраняют память о поэте, помогают добывать для музея экспонаты по всему свету. А также о документальных фильмах о поэте, его эпохе и его предшественниках, которые сняты по сценариям Некрасова на основе музейных коллекций. Книга, в названии которой использована строчка поэта Давида Самойлова, состоит из пяти разделов, включающих в общей сложности 24 главы. Некрасов пишет о самых интересных экспонатах музея. Как туда от Максима Горького попал портрет няни поэта Арины Родионовны, вырезанный художником Яковом Серяковым из моржовой кости. Как в 1962 году балерина Галина Уланова, находившаяся на гастролях Большого театра в США, получила от хореографа Брониславы Нежинской портрет Авдотьи Истоминой, которая была воспета Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Уланова, вернувшись с гастролей, подарила портрет музею. В 1990 году, когда Некрасов показывал последнюю квартиру Пушкина на Мойке, 12, Евгению Евтушенко, поэт заметил сырость в помещениях. Он тут же написал письмо Борису Ельцину, тогда председателю Верховного Совета РСФСР, с просьбой выделить средства на гидроизоляцию музейного здания. Через две недели из Министерства культуры Некрасов получил письмо: готовьте проектную документацию. Денег тогда не нашли, но проект гидроизоляции пригодился ближе к 1999 году, когда по случаю празднования 200‑летия Пушкина ее сделали. Другое письмо было написано в 1991 году академиком Дмитрием Лихачевым и адресовано мэру Петербурга Анатолию Собчаку. Оно содержало просьбу выделить «пушкинцам» здание на набережной Фонтанки, 118, где располагалась усадьба Гавриила Державина. Там музей был открыт в 2003 году, к 300‑летию Петербурга. Некрасов вспоминает, как по скудным, отрывочным сведениям музейщики воссоздавали интерьеры рубежа XVIII – XIX веков: кабинет Державина, гостиную «Диванчик», зал «Беседы любителей русского слова». А также, уже в последующие годы, — интерьеры кухонь в Восточном корпусе и усадебный парк, который Державин создал на доходы от успешных продаж своего сборника «Анакреотические песни». Одна из глав книги Некрасова посвящена рассказу о том, как с помощью меценатов музей приобрел акварельный портрет Александры Муравьевой, жены декабриста, родственницы Пушкина; миниатюрный портрет Александра I, вид кабинета Егора Энгельгардта, директора Лицея. В главе «Уважены за имя» автор пишет, как потомки Пушкина стараются быть достойными знаменитого предка. Скромная Наталья Шепелева, правнучка Пушкина, долго отказывалась от съемок в документальном фильме о потомках поэта. После продолжительных уговоров согласилась. И рассказала Сергею Некрасову о своем деде — Александре Александровиче Пушкине, старшем сыне поэта. Так директор музея оказался от самого Пушкина всего в двух рукопожатиях…
В библиотеке Маяковского представили книгу «Пока в России Пушкин длится…»
24 октября 202224 окт 2022
9
2 мин