Из Москвы в Казань прокладывают «дорогу века», которую в СМИ окрестили стройкой «всех времён и народов». И вдруг стройка остановилась! Это произошло 28 июля 2022 года в Вадском районе Нижегородской области.
Дело в том, что строителям уже три месяца не платят зарплату. 12 мая они приступили к работе под обещание получать по 50-55 тысяч за вахту. Но бригада из Пензы, нанятая государственной компанией «Автодор», вынуждена была уехать без денег, оставив стройку. Оставшихся строителей слишком мало, чтобы продолжать работу, и им остаётся лишь охранять то, что они построили и за что не получили зарплату.
Люди в Вадском районе Нижегородской области доведены безработицей до крайности, до такого состояния, что соглашаются на любые условия. Например, Александр Цыплёнков, не удостоверившись в заключении с ним трудового договора, поверив на слово субподрядчикам из ООО «Универсал», пришёл на строительство трассы. Хотя приказ о приёме его на работу был составлен и напечатан, никто его не подписал. Получается трагикомичная ситуация: трудящиеся не жалеют сил, чтобы попасть на работу, даже на такую, где их ждёт обман. Но мало усилий прилагают, чтобы бороться за право на достойную оплату своего труда. Право на свободный труд без эксплуатации было завоёвано в борьбе в 1917 году и утрачено в результате временного поражения социализма в 1991 году.
А на строительстве злополучной трассы М-12 «Москва-Казань» ситуация сложилась так, что рабочим не только не заплатили за труд, но ещё и сделали их должниками. Они приостановили работу из-за невыплаты зарплаты. А подрядчики объявили, что не платят, поскольку эти строители якобы к работе не приступили. Хотя и приступили, и порученные объекты достроили. Под этим предлогом рабочих лишили честно заработанных денег. Долг подрядчика «Моспроект-3» превысил 40 миллионов рублей. Некоторые работники сбежали со стройки, а оставшиеся перекрыли дорогу в надежде, что рабочим выплатят долги. Подрядчик же пообещал, что всё заплатит. Поверив этому, рабочие прекратили перекрытие трассы. Однако «Моспроект-3» нагло обманул их, так и не заплатив ни копейки. Наоборот, он сначала, заблокировал машины работников, поставленные на стоянку, а затем им самим направил «квитанции о возмещении ущерба» больше, чем на 50 миллионов рублей.
Вот таково уважение к людям труда в буржуазной России! В Советском Союзе не знали задержек зарплаты, поскольку должностные лица сурово наказывались за такое. А самое главное, не было смысла её задерживать. Был смысл, наоборот, создать работникам максимально благоприятные условия для выполнения планового задания. Тогда целью производственной деятельности являлось развитие всего общества. Сегодня зарплату задерживают ради извлечения максимальной прибыли. Такова цель капитализма.
Так почему же строители трассы М-12 не смогли выбить себе честно заработанные деньги, а наоборот, остались должны капиталисту?
Во-первых, потому что подрядчик формально не является работодателем по отношению к рабочим данного участка. Похожие на эту ситуации разыгрываются далеко не только на этом предприятии. Например, один из способов грабежа строителей применялся в 2018 году при прокладке метро в Нижнем Новгороде, где таким же образом использовался труд вахтовых рабочих. Тогда при строительстве станции метро «Стрелка» было много случаев невыплаты заработной платы, как и случаев кражи инструментов у работников. А сейчас начинается строительство новых станций метро в Нижнем Новгороде, где будет использоваться труд сотен, даже тысяч таких же вахтовых рабочих и где, скорее всего, применят такие же варианты грабежа.
Во-вторых, строителям нужно было дождаться, пока подрядчик перечислит требуемые суммы на зарплату, и лишь затем прекратить перекрытие трассы.
Сбегая с таких строек, многие думают, что, раз им здесь не повезло, то они смогут найти вариант получше, устроиться на другую работу с хорошими условиями. Но нужно понимать, что капиталистам не важны рабочие, им нужна лишь прибыль, и поэтому они готовы на всё, чтобы её получить. Большинству трудящихся других профессий капиталисты также задерживают или даже вовсе не выплачивают зарплату. Подавляющее большинство работников, как и эти вахтовики, трудятся в тяжёлых условиях. За улучшение условий трудящимся необходимо бороться. А начинать борьбу правильнее всего через профсоюз.
Многие думают, что профсоюзы бесполезны и лишь отнимают время у рабочего коллектива. Да, есть и «жёлтые» профсоюзы, и такие, которые целиком и полностью служат интересам нанимателей. Однако, существуют ведь и рабочие профсоюзы; они действительно помогают трудящимся отстаивать свои интересы. Например, профсоюз «Курьер» неоднократно помогал курьерам выбивать зарплату у начальства, хотя они, как и вахтовики, не являются стороной трудовых отношений в конфликте с капиталистом.
Другое дело, как вахтовикам создать свой профсоюз и использовать его для защиты трудовых прав? Ведь подрядчик не связан трудовым договором с наёмными рабочими вахтовой бригады. Подрядчик несёт ответственность лишь перед субподрядчиком, а не перед теми, кого нанял последний. Никто сейчас не думает и никто и не знает, как защитить вахтовых строителей. Предстоит организовывать работников целой отрасли, почти не защищённых трудовым законодательством, организовывать их с помощью отраслевого рабочего профсоюза. Это для них и есть важнейшая задача текущего момента.
С. Соловьёв
г. Нижний Новгород