Друзья, сегодня под руководством преподавателя Художник Online — Дарьи Куцаевой — мы будем писать акварелью загадочную незнакомку с красиво развевающимися от ветра волосами. Мастер-класс будет особенно полезен новичкам, потому что мы разберём нюансы построения лица и особенности передачи фактуры волос.
Инструменты:
- Акварельная бумага А3-А4 формата
- Акварельные краски (железоокисная красная, рубиновая, ультрамарин, сиена, сиена жжёная, сепия, серая Пейна)
- Белила темперные
- Карандаш средней мягкости
- Ластик
- Баночка с водой
- Бумажные салфетки
- Палитра для акварели
- Средняя круглая белка, колонок или хорошая имитация белки (5-6 номер), колонок для проработки деталей (2-3 номер), синтетический флейц 40-50 мм, крупная круглая белка (9-10 номер) — по желанию.
Референс:
Результат:
Шаг 1
Начинаем с создания карандашного эскиза. Компонуем портрет достаточно крупно, чтобы грамотно поставить акцент на выразительных глазах.
Намечаем форму головы и строим внутри неё линии глаз, губ и носа. Здесь есть несколько важных нюансов:
- глаза располагаются ровно посередине черепа;
- для того, чтобы найти линию ноздрей, надо разделить пополам пространство от глаз до подбородка;
- линия рта находится посередине между носом и нижней точкой подбородка.
При построении важно соблюдать чёткую симметрию, поэтому сразу намечаем вертикальную линию по центру овала лица.
Стараемся изначально делать черты лица максимально похожими на те, что у модели. В данном случае: брови достаточно широкие, глаза миндалевидной формы, а кончик носа чуть приподнят, поэтому ноздри чётко видны.
Намечаем уши: проводим прямую линию от глаз и отмечаем их начало, а мочки располагаем на уровне ноздрей. Лёгкими штрихами очерчиваем пряди волос, падающие на лицо.
Шаг 2
С помощью ластика убираем вспомогательные линии и осветляем наш эскиз. Берём флейц и увлажняем всю поверхность листа. Вытираем бумажной салфеткой места, где расположены глаза. Это нужно сделать для того, чтобы туда не попала краска с оттенком кожи, потому что белки гораздо светлее по тону.
Для создания основного оттенка кожи подойдёт смесь железоокисной красной с сиеной, а для теней — те же цвета, только с добавлением ультрамарина и рубиновой. Намечаем теневые участки под надбровными дугами. Расставляем свет и тень по всему лицу, чтобы показать освещение. В данном случае, левая сторона находится в тени, поэтому тон правой делаем светлее. Уплотняем левую сторону носа, чтобы показать его падающую тень. Затемняем область ноздрей и нижнюю плоскость носа.
Усиливаем тени: делаем плавные переходы, чтобы формы были гладкими и максимально естественными. Показываем свет, полутон и затем уже собственную тень.
Шаг 3
Переходим к работе тонкой кистью для детальной проработки (идеально подойдёт кисть из ворса колонка под номером 4. Железоокисной красной намечаем тень на раковине правого уха и этим же оттенком пишем тонкую линию по нижней части мочки, чтобы показать объём.
Слегка уплотняем тени в уголках губ. Полупрозрачным слоем ультрамарина и цирулеума (или серой Пейна) пишем теневую часть белка у внутреннего края правого глаза. Полностью покрываем этим оттенком белок левого глаза, чтобы увести его в тень.
Смешиваем сепию с ультрамарином и аккуратно подчёркиваем края верхнего и нижнего века. Намечаем теневые части глазных впадин у переносицы. С помощью серой Пейна подчёркиваем линию роста ресниц — это сделает глаза ярче. Покрываем слезник железоокисной красной, чтобы увести его в тень.
Смешиваем умбру с небольшим количеством цирулеума и пишем радужку глаза, оставляя место для блика. Для большей выразительности края можно подчеркнуть смесью ультрамарина, серой Пейна и умбры — они будут размываться по направлению к зрачку, а на границе с белком — идти чётко.
Сверху на радужке показываем падающую тень от верхнего века, а его покрываем сепией, чтобы показать толщину.
Серой Пейна пишем зрачок в центре радужки и снова выделяем линию роста ресниц.
Показываем толщину нижнего века с помощью коричневых оттенков, делая его слегка размытым, действуем очень деликатно.
Таким же образом пишем второй глаз.
Шаг 4
Смешиваем железоокисную красную с ультрамарином и прописываем складки верхнего века. Уплотняем теневую часть рядом с внешним краем левого глаза.
Пишем тень по бокам крыльев носа. Обращаем внимание на то, что ноздри имеют каплевидную форму, а не круглую. Ближе к кончику носа их силуэт имеет более чёткие очертания, а по направлению к верхней губе — размывается, плавно уходя в полутон.
Переходим к проработке бровей. Смешиваем сепию и пишем волоски тонкими мазками в начале (рядом с переносицей) и более широкими — ближе ко внешнему краю. Верхнюю и нижнюю границы делаем неровными, выделяя отдельные волоски и слегка выходя за края.
Точно так же пишем вторую бровь, стараясь добиться максимальной симметрии.
Смешиваем сепию с серой Пейна и начинаем писать ресницы. Важно показать, что у корня они более толстые и сужаются к концу. Направление ресниц разнится в зависимости от точки роста: в центре глаза они идут ровно, рядом со слезником — более короткие и направлены в сторону переносицы, а у внешнего уголка — более длинные и направлены в сторону внешнего края брови. Прописываем нижние ресницы и помним о том, что глазное яблоко — это шар, поэтому ресницы кладём соответствующим образом, меняя направление их роста точно так же, как и у верхних.
Мягко выделяем кончик носа. Нижнюю плоскость носа уводим в тень. Затемняем область между носом и верхней губой. С помощью салфетки аккуратно промакиваем области носогубных складок, чтобы показать, что они находятся в свету.
Смешиваем рубиновую и железоокисную красную и переходим к проработке губ. В теневых участках тон будет более холодным, поэтому добавляем немного ультрамарина. Центр нижней губы находится в свету — чтобы показать это, необходимо размыть его плоской синтетической кистью.
Уводим верхнюю губу в полутень. Тонкими мазками показываем складочки на губах, чтобы передать их фактуру. Работаем мягко и по форме: в центре делаем прямые мазки, а ближе к краям — округлые.
В завершении, затемняем линию рта и уголки.
Шаг 5
Переходим к заключительному этапу — пишем волосы, шею и фон.
Если у вас нет титановых белил, можете оставить пространство для шеи пустым. Дарья решила сначала закрасить эту область, а затем положить на неё титановые белила.
Смешиваем серую Пейна с чёрной и переходим к проработке волос. Их контур будет иметь чёткие очертания на границе с лицом и размываться по направлению к фону. Покрываем все пустые участки фона.
Переходим к самому интересному: пишем линии прядей волос на лице — это задаст ключевое настроение всей работе. Основную прядь пишем толстой кистью, второстепенные — более тонкой. Уточняем силуэт лица и выделяем отдельные волоски. Пишем их немного хаотично, чтобы показать как ветер развевает волосы.
Если у вас есть пульверизатор и спирт, побрызгайте им на волосы и получите интересную фактуру.
Глаза — главный акцент нашей работы, поэтому на них не прописываем пряди волос.
Ещё сильнее уводим в тень левую часть лица и уплотняем линию рта.
Затем с помощью флейца и чистой воды промываем область шеи, чтобы уменьшить количество чёрной краски (в том случае, если вы, как и Дарья, закрасили её).
Смешиваем белила с железоокисной красной и пишем шею и ключицы.
Местами добавляем больше белил, а где-то наоборот — железоокисной красной. Для создания естественного эффекта, добавляем отдельные волоски, падающие на шею и ключицы. Но сначала надо подождать, пока краска подсохнет, чтобы линии получились чёткими и графичными.
Уплотняем фон по углам работы, а затем с помощью белил делаем блики на радужке и белках глаз. Если у вас нет белил, воспользуйтесь белой гелевой ручкой.
Подробный видео-урок по рисованию этого портрета вы можете посмотреть присоединившись к нашему Клубу Художник Онлайн. Надеемся, что вы получили большое удовольствие от этой работы.
Желаем творческих успехов!
#акварель #акварельнаяживопись #портретпофото #урокирисования #акварельныйрисунок #рисованиедляначинающих #поэтапноерисование