468 подписчиков

Отечественная война 1812 г. в музыке

К событиям 1812 г. в наших краях относятся не как к чему-то абстрактному. Может, потому, что живем мы неподалеку от мест двух сражений той войны: и от Тарутино, и от Малоярославца (кстати, сегодня годовщина второго - малоярославецкого сражения). Эти важные для России события здесь - действительно местная история. Памятники, знакомые с детства, диорама "Сражение при Малоярославце", реконструкция сражения в октябре на Ивановом лугу над речкой Лужей (название, наверное, заставило вас улыбнуться, но она задержала Наполеона!).

Памятник в Малоярославце. Фото автора
Памятник в Малоярославце. Фото автора

В детстве все это воспринималось скорее эстетически - гусары и уланы в ярких мундирах, дамы в туалетах "ампир", герои "Гусарской баллады" и "Войны и мира". И только много позже через истории конкретных судеб, растоптанных и оборванных жизней стала проступать реальная война, которая не может быть красивой, ибо она всегда - смерть, разрушения, слезы.
Конечно, такое трагическое и героическое событие не могло не остаться в культуре вообще и в музыкальной в частности. И конечно, в первую очередь вспоминаются марши.
К 1812 г. музыканты были в штате каждого полка. В пехоте барабанщики, в кавалерии трубачи, а в гренадерских полках еще и "флейтщики" подавали сигналы, которыми руководствовались на ученьях, на парадах, в походах и в бою. Например, в Бородинском сражении принимали участие около 3000 военных музыкантов. Будучи в бою рядом с командирами и полковыми знаменами, военные музыканты играли большую роль, воодушевляя солдат. Нередко они брали на себя командные функции, заменяли выбывших из строя офицеров. В наградном списке на Бородинское сражение особо отмечены барабанщики 5-го егерского полка, трубачи Лейб-гвардии Конного полка, спасшие жизнь своих командиров, трубачи Лейб-кирасирского Его величества полка, увлекшие в контратаку своих товарищей.
Большинство полковых маршей появилось после 1812 г., но тем не менее они являются своего рода визитной карточкой боевых частей русской армии, отличившихся в кампании 1812 года и в зарубежных походах 1813–1814 годов. Многие из этих произведений и по сей день входят в репертуар оркестров.
Вот марш Лейб-гвардии Преображенского полка в исполнении Российского рогового оркестра. Это один из самых старинных полковых маршей. Исследователи считают, что он был написан первой четверти XVIII века, то есть вскоре после выхода указа о штатах полковых оркестров (1711). Он был также маршем 10-го Новоингерманландского пехотного полка, 147-го Самарского пехотного полка и Выборгского гарнизонного пехотного батальона. И даже настолько полюбился британскому адмиралу лорду Маунтбеттену, что в 1964 г. был утвержден маршем Королевской морской пехоты.

В 1812 г. Преображенский полк был включен в состав Пятого пехотного корпуса. При Бородине бригада, состоявшая из Лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков, была последним резервом русской армии, которому пришлось бы противостоять Старой гвардии Наполеона, если бы она была введена в бой. После сражения при Красном именно Преображенский полк склонил перед Кутузовым трофейные французские знамена.

Еще один старинный марш, наверняка звучавший во время Отечественной войны 1812 г. - марш Лейб-гвардии Измайловского полка.

При Бородино полк потерял половину состава. Получил Георгиевские знамена за 1812 год и серебряные трубы за отличие в сражении при Кульме в 1813 году.

Марш Санкт-Петербургского гренадерского полка сочинил прусский король Фридрих-Вильгельм III, который в 1813 году как союзник России был назначен шефом полка.

Марш Лейб-кирасирского Его величества полка (на записи вы видите заглавие "Лейб-гвардии кирасирского..." - это название полк получил в 1831 г. после слияния с Лейб-гвардии Подольским кирасирским полком).

Гвардейская конная артиллерия была сформирована в 1796 г. В 1812 году состояла из двух батарей, по восемь орудий в каждой. При Бородине Лейб-гвардии Конная артиллерия вводилась в дело в критические моменты сражения. Первая батарея капитана Захарова спасла Багратионовские флеши от выходивших к ним в тыл войск корпуса генерала Жюно. Вторая батарея капитана Рааля у батареи Раевского поддержала пехоту Четвертого пехотного корпуса генерал-лейтенанта А. И. Остерман-Толстого. Гвардейские конные артиллеристы в 1812 году участвовали в бояхпод Смоленском, Витебском, Малоярославцем, Вязьмой и Красным. За отличие награждены серебряными трубами.

Ну и, конечно, нельзя не вспомнить солдатские песни. Песенники были в каждом полку, в каждом батальоне и эскадроне. Они сохраняли солдатский песенный фольклор, впоследствии практически утраченный. Некоторые песни вошли в общенародный фольклор и дошли до нас в качестве народных в репертуаре фольклорных ансамблей. Некоторым повезло быть записанными на грампластинках. К столетию Отечественной войны 1812 г. были организован, как сказали бы сейчас, масштабный проект: многочисленные записи маршей, романсов, военных сигналов русской и французской армий и - среди прочего - солдатских песен в исполнении хоров и профессиональных певцов. Активное участие в этих записях принял певец Александр Брагин.
Вот песня, посвященная Лейб-гвардии
Финляндскому полку.

Или тоже в исполнении Брагина солдатская песня "Ты помнишь ли, товарищ неизменный"

#история #музыка #историческиефакты #историямузыки #война1812