425 подписчиков

Город Цветаевой

Памятник Марине Ивановне в г.Таруса
Памятник Марине Ивановне в г.Таруса
«Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы, —
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.»
М. Цветаева

Да, я сегодня о Тарусе. Этот крошечный, но очень уютный городок. Он недалеко от нас, и золотой осенью мы обязательно стараемся там побывать.

Если получается - на Цветаевские чтения, если нет - то когда выйдет. Предлагаю вам прогуляться по Тарусе вместе со мной.

Практически первое, что вы увидите, выйдя из автобуса, это собор Петра и Павла, и практически примыкающее к нему здание картинной галереи.

Собор Петра и Павла и картинная галерея
Собор Петра и Павла и картинная галерея

Идея создать галерею родилась из-за того, студенты-художники много-много лет проходят в Тарусе практику и проводят выставки своих работ. Но, кроме студенческих, в галерее есть и картины именитых живописцев, таких как В. Поленов, И. Айвазовский и другие. Кроме того, в числе экспонатов галереи большая коллекция ключей и замков.

Работы в картинной галерее
Работы в картинной галерее
Коллекция ключей и замков
Коллекция ключей и замков

Но давайте пройдем чуть дальше, к Оке. И нас встретит памятник Марине Ивановне Цветаевой. Именно около него обычно проходит значительная часть Цветаевских чтений.

«Красною кистью рябина зажглась, падали листья, я родилась...
«Красною кистью рябина зажглась, падали листья, я родилась...
...Мне и до ныне хочется грызть красной рябины жаркую кисть!» (М. Цветаева)
...Мне и до ныне хочется грызть красной рябины жаркую кисть!» (М. Цветаева)

Но мне больше нравится другое место. Памятник слишком огромен. Мне кажется, было бы лучше, если бы его сделали обычного роста. Её роста...

Кстати, неподалеку есть еще один памятник: К.Г. Паустовскому. Таруса вообще притягивала и притягивает к себе творческих людей.

Памятник К.Г. Паустовскому
Памятник К.Г. Паустовскому

Но мы пойдем дальше, вдоль Оки. По утоптаной тропинке.

«А на Оке, а над Окой кричит случайный параходик, надрывный, жалостный такой...» (Д.Сухарев)
«А на Оке, а над Окой кричит случайный параходик, надрывный, жалостный такой...» (Д.Сухарев)
«Бежит тропинка с бугорка, как бы под детскими ногами, всё так же сонными лугами лениво движется Ока...» (М.Цветаева)
«Бежит тропинка с бугорка, как бы под детскими ногами, всё так же сонными лугами лениво движется Ока...» (М.Цветаева)

Вот, собственно, по этой тропинке, по которой часто бегали к роднику маленькие Марина и Ася, мы и придем к месту, где, говорят, раньше стояла часовня. Но это не точно. А точно одно: сейчас там лежит камень.

«Идёшь, на меня похожий, глаза устремляя вниз. Я их опускала - тоже! Прохожий, остановись! Прочти, слепоты куриной и маков набрав букет, что звали меня Мариной. И сколько мне было лет...» (М.Цветаева)
«Идёшь, на меня похожий, глаза устремляя вниз. Я их опускала - тоже! Прохожий, остановись! Прочти, слепоты куриной и маков набрав букет, что звали меня Мариной. И сколько мне было лет...» (М.Цветаева)

Кенотав - это памятник, считающийся, но не являющийся надгробным. Своего рода «символисеская могила».

Марина Ивановна Цветаева очень хотела быть похороненой в Тарусе. Об этом говорится в ее литературном завещании:

«Я хотела бы лежать на тарусском хлыстовском кладбище под кустом бузины, где растет самая яркая и крупная в наших местах земляника… Но если это несбыточно… то поставьте мне с тарусской каменоломни камень, на котором было бы написано: «Здесь хотела лежать Марина Цветаева».

Не вышло. Ее похоронили в Елабуге. Камень с этой надписью на берегу Оки установили в 1962 году, но всеоре он был убран. И появился снова только через 26 лет.

Немного дальше камня находится одно из моих любимых мест: родник с чистой и вкусной водой. В нем водятся ручейники. А к дереву, растущему над ним, принято привязывать ленточки, загадывая желания.

Моя ленточка у самой воды
Моя ленточка у самой воды

Вот, наверное, это одно из самых любимых моих мест. Живой, бьющийся пульсом подземной жилы, родник.

Но пойдем дальше - от родника вверх, по Мусатовскомк косогору. Он назван так потому, что на нем находится могила художника В. Э. Борисова-Мусатова. Еще одного творческого человека, любившего Тарусу.

«Утонувший мальчик», памятник работы скульптора А.Матвеева в память о своём друге, В. Э. Борисове-Мусатове
«Утонувший мальчик», памятник работы скульптора А.Матвеева в память о своём друге, В. Э. Борисове-Мусатове

По рассказам, Борисов-Мусатов в один из летних дней вытащил из реки тонущего мальчика, но не смог вернуть его к жизни. Так случилось, что позже, осенью он, сильно простудившись на лодочной прогулке по Оке, скоропостижно умер. Принято считать, что памятник символизирует: художник до конца оставался в душе ребенком.

В детстве я не знала, что мальчик - утрнувший. Мне говорили, что он спит. И я играла, что он - мой друг. Сережка. И, невидимый, может гулять со мной. Даже чувствовала его ладошку в своей во впемя этих прогулок...

Кстати, на холме растут красивые клены:

«Детство верни нам, верни Все разноцветные бусы, — Маленькой, мирной Тарусы Летние дни.» М. Цветаева  Да, я сегодня о Тарусе. Этот крошечный, но очень уютный городок.-13
«Детство верни нам, верни Все разноцветные бусы, — Маленькой, мирной Тарусы Летние дни.» М. Цветаева  Да, я сегодня о Тарусе. Этот крошечный, но очень уютный городок.-14
«Детство верни нам, верни Все разноцветные бусы, — Маленькой, мирной Тарусы Летние дни.» М. Цветаева  Да, я сегодня о Тарусе. Этот крошечный, но очень уютный городок.-15

Кстати, если бы мы поднялись не у рлдника, а чуть дальше, то попали бы на территорию бывшего санатория, где и по сей день в парке можно увидеть скульптуры советского времени. Кроме того, там созранилась старая танц.площадка:

«Детство верни нам, верни Все разноцветные бусы, — Маленькой, мирной Тарусы Летние дни.» М. Цветаева  Да, я сегодня о Тарусе. Этот крошечный, но очень уютный городок.-16

Интересно в ней то, что она построена на фундаменте старого дома Цветаевых.

Но вернемся к нашей прогулке.

Недалеко от могилы Борисова-Мусатовп расположен храм Воскресения Христова, здесь было то самое хлыстовское кладбище, которое упоминает Цветаева .

Храм Воскресения Христова — самое старое строение Тарусы, является памятником архитектуры 17 века.
Храм Воскресения Христова — самое старое строение Тарусы, является памятником архитектуры 17 века.

От него можно спуститься в Игумнов овраг, на дне которого расположен очень красивый комплекс: часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери и купель.

Часовня кажется старой, но она была построена, как и весь комплекс, в 2007-8гг.
Часовня кажется старой, но она была построена, как и весь комплекс, в 2007-8гг.
Вода в источнике и купальне считается чудотворной
Вода в источнике и купальне считается чудотворной

Теперь поднимемся обратно в город. Тут можно посетить музей-квартиру семьи Цветаевой:

«Детство верни нам, верни Все разноцветные бусы, — Маленькой, мирной Тарусы Летние дни.» М. Цветаева  Да, я сегодня о Тарусе. Этот крошечный, но очень уютный городок.-20

А после, если будет желание, и частный музей Сергей Жарова:

В музее можно увидеть авторские скульптуры, созданные из буквально чего попало, а так же старинные предметы быта.
В музее можно увидеть авторские скульптуры, созданные из буквально чего попало, а так же старинные предметы быта.

Ну и, на последок, стоит заглянуть в «Город Мастеров», за сувенирами. Кстати, рядом можно и поесть:

«Детство верни нам, верни Все разноцветные бусы, — Маленькой, мирной Тарусы Летние дни.» М. Цветаева  Да, я сегодня о Тарусе. Этот крошечный, но очень уютный городок.-22

Иногда там попадаются интересные вещи. Я вот до сих пор жалею, что не смогла когда-то купить там эту картину:

«Детство верни нам, верни Все разноцветные бусы, — Маленькой, мирной Тарусы Летние дни.» М. Цветаева  Да, я сегодня о Тарусе. Этот крошечный, но очень уютный городок.-23

Конечно, в Тарусе еще много интересных мест. Очень люблю этот город!

Но на сегодня прогулка окончена.

А вы бы хотели побывать здесь? Или, может быть, уже бывали? Понравилось?