446 подписчиков

Доктор, я не могу смотреть фильмы. Што делать??

Около 2х лет назад у меня был пост о том, почему я не могу смотреть сериалы .

Прошло время, а я себя поймала на мысли, что совсем не могу смотреть фильмы. Но - минутка предыстории.

Недавно я закончила читать "Обломова" (о чем писала
тут и тут). Сам роман меня настолько впечатлил, что страницы книги оказались сплошь изогнутыми и исписанными карандашом, а в мой распорядок дня добавилась пробежка, несмотря на октябрь (чтобы на всякий случай не прирасти попой к дивану).

Как порядочный ботан, я поразмыслила, что мое впечатление от книги будет неполным, если я не зашлифую его просмотром классического советского фильма
"Несколько дней из жизни И.И.Обломова" . Ответственно взялась за дело и посмотрела намедни первую из двух серий фильма.

Несмотря на то, что фильм режиссирован Н. Михалковым, а три главных роли исполняют О. Табаков, Ю. Богатырёв и Е. Соловей, я себя, после минуты десятой фильма, еле удержала, чтобы не нажать "стоп".

Мне понравилась игра, кадр, но, боже мой, полное для меня непопадание в героев. Я понимаю, что это лишь мое сугубо личное впечатление, и сама по себе кинокартина для многих остается шедевром экранизации классики. Все дело только в моем восприятии. Поэтому - поясняю за тему заметки.

Эдуард Джон Мент "Горничная, читающая в библиотеке"
Эдуард Джон Мент "Горничная, читающая в библиотеке"

  • Первое важное различение: фильмы по книгам в принципе не могу переварить. Почему? Потому что все, что хотел сказать автор, я для себя подчерпнула в книге. А режиссерское видение может очень даже не совпадать с авторской позицией, или даже противоречить ей: никогда не забуду, как я обливалась ужасом холодного пота после просмотра экранизации "Ярмарки тщеславия". Все, что можно было переврать - переврали.
  • Читая книгу, у меня складывается видение, образы героев. Если в добавок к этому хорошо развито воображение, то в голове может нарисоваться параллельно чтению собственная кинокартина. И тут, при просмотре экранизации, она рассыпается в прах чужеродными образами с экрана. Единственное чувство, которое возникает у меня - это обида.
  • Второй важный для меня пункт касается кинофильмов в целом. Если книга для меня - это мой личный диалог с автором, пространство слова оставляет больше работы для воображения и интерпретации, то пространство образа, наделенного звуками, движением, фигурой в кинофильме не оставляет поля для работы сознания и составления собственного впечатления. Я не отрицаю красоты кадра (ах, Тарковский), игры актеров и их амплуа (ах, Бельмондо), но в сколько же раз приятнее наслаждаться "выпуклым" диалогом обычного классического романа!
  • Чтение - крайне неравномерный по времени процесс в целом. Какие-то пассажи мы пробегаем глазами, на каких-то - зависаем. Более того, мы часто сами даже не можем осознать свой темп чтения. В противоположность этому сцены кино выверены во времени, и их длительность зависит лишь от режиссерской задумки - это раз. Два - редко, когда при просмотре фильма мы по пять раз нажимаем на "стоп", наслаждаясь кадром. Тогда как возможность пять раз перечитать у нас есть всегда.
  • Еще такой момент: если книга низкосортная, это часто понятно а) по личности писателя, б) по обложке и описанию содержания на книге. Прочитав 10-15 страниц и потратив 5-7 минут мы можем отложить книгу и не тратить на неё время. Тогда как при просмотре фильма нас иногда снедает совесть: "ну вот сейчас, вдруг кааак развернется сюжет, - посмотрю-ка я еще десять минут". Так и проходит полтора часа впустую, если фильм глуп.

Так что, я решила не противиться своему внутреннему чутью и отложить кинофильмы до лучших времен. Пока у меня лежит половина прочитанного романа любимого А. Кронина "Дерево Иуды".

А фильмы - оставлю как десерт. Ими хорошо наслаждаться в кинотеатре ("Авроре" или "Родине", например..) майским вечером на фестивале итальянского кино, например:)

А у вас как обстоят дела с просмотром фильмов? Поделитесь, пожалуйста:)