Найти в Дзене
О прожитом и узнанном

Юбилей со слезами на глазах…

Сегодня, 22 октября, 100-летний юбилей отмечает Конструкторское бюро «Туполев» — авиационное опытное конструкторское бюро, созданное по решению ВСНХ (Высший совет народного хозяйства РСФСР, позже СССР) 22 октября 1922 года авиаконструктором А. Н. Туполевым в СССР.

Самолёты марки «Ту» знали во всём мире. В советское время КБ А.Н. Туполева разработало около 300 проектов авиационной (и не только) техники, 70 из которых пошли в производство и стали основой нашей гражданской и частично военной авиации.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Представление о сделанном Андреем Николаевичем и его коллегами даёт перечисление лишь трети того, что было поднято на крыло за 70 советских лет:

АНТ-1 — одноместный опытный спортивный самолёт, совершивший первый полёт 21 октября 1923 года; первая разработка ОКБ им. Туполева.

АНТ-10 (Р-7) — разведчик-бомбардировщик, разработанный в ОКБ Туполева в конце 1920-х годов.

АНТ-20 «Максим Горький» — советский агитационный пассажирский 8-моторный самолёт, самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси (автором выделены наиболее известные модели самолётов КБ).

АНТ-29 (ДИП-1 дальний истребитель пушечный) — пушечный опытный двухместный истребитель, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1930-х годов.

МДР-2 (второе название АНТ-8) — морской дальний разведчик, разработанный ОКБ Туполева и совершивший первый полёт в 1931 году. МК-1 (второе название АНТ-22) — самолёт-летающая лодка, совершивший первый полёт в 1934 году.

АНТ-9 или «Крылья Советов» — ближнемагистральный трёхдвигательный самолёт, один из первых советских многоместных пассажирских самолётов, разработан в СССР в конце 1920-х годов.

АНТ- 25 — цельнометаллический свободнонесущий однодвигательный низкоплан с большим удлинением крыла. Первый в мире самолёт, совершивший трансполярный перелёт.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

ТБ-3 (известный как АНТ-6) — советский тяжёлый бомбардировщик, стоявший на вооружении ВВС РККА в 1930-е годы.

Ту-2, — двухмоторный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик / фронтовой бомбардировщик времён Второй мировой войны.

Ту-4 — поршневой советский стратегический бомбардировщик, состоял на вооружении дальней авиации ВВС СССР с 1949 года до начала 1960-х годов.

Ту-16 — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт.

Ту-22 —— советский дальний тяжёлый сверхзвуковой самолёт конструкции. Ту-22М — советский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.

Ту-95 — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с винтовыми двигателями. До настоящего времени — единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Ту-98 — прототип реактивного бомбардировщика со стреловидным крылом, разрабатывавшегося в конструкторском бюро А. Н. Туполева.

Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолёт.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Ту-114 «Россия» — турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный в СССР в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95.

Ту-116 (Ту-114Д) — пассажирский вариант серийного бомбардировщика Ту-95М для межконтинентальных полётов представителей высшего руководства СССР.

Ту-123 «Ястреб» — советский сверхзвуковой дальний беспилотный разведчик, производства КБ Туполева.

Ту-124 — советский пассажирский самолёт для авиалиний малой протяжённости, вмещающий до 56 пассажиров.

Ту-126 — первый советский самолёт-носитель радиоэлектронных средств дальнего радиолокационного обнаружения воздушных и морских целей (самолёт ДРЛО).

Ту-134 — советский пассажирский самолёт на 76-80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении.

Ту-134УБЛ — учебно-тренировочный самолёт, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1980-х годов на базе пассажирского лайнера Ту-134. Принят на вооружение ВВС СССР в 1982 году. Продолжает использоваться в ВВС России для обучения курсантов полётам на Ту-22М3 и Ту-160.

Ту-142 — советский и российский дальний противолодочный самолёт (ДПЛС).

Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы.

Ту-154 — советский трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152—180 пассажиров. Производился серийно с 1970 по 1998 годы. Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который до конца 2000-х годов оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности. Ту-154 — один из самых быстрых в мире серийных пассажирских лайнеров.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х годах. Главный конструктор — В. И. Близнюк. Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Это также самый скоростной бомбардировщик из находящихся на вооружении. Среди лётчиков получил прозвище «Белый лебедь». На самолёте установлено 46 мировых рекордов.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

А потом пришло иное время. Время, когда авиационный парк гражданских самолётов заполонили самолёты иностранного производства.

Когда стали сворачиваться и проектирование, и производство авиационной техники.

Это веяние затронуло и КБ Туполева.

За 30 последних лет в актив КБ - за исключением разработанных в советскую пору и отменённых проектов - можно отнести:

Ту-204 — советский и российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х. Производится с 1990 года на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, а также с 1996 года на КАПО имени С. П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214).

Ту-214ОН («Открытое небо») — самолёт авиационного наблюдения, разработанный в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214.

Ту-230 — проект советского дальнего гиперзвукового ударного самолёта. Разрабатывался в ОКБ Туполева под общим руководством А.А.Туполева и А.Л.Пухова.

Ту-244 — отменённый советско-российский проект перспективного дальнемагистрального сверхзвукового пассажирского самолёта второго поколения ОКБ Туполева.

Ту-334 — российский ближнемагистральный пассажирский самолёт. Серийное производство самолёта организовано не было.

Ту-444 — отменённый проект российского сверхзвукового пассажирского самолёта деловой авиации разработки ОАО «Туполев».

ПАК ДА - Перспективный авиационный комплекс дальней авиации — проект российского стратегического бомбардировщика-ракетносца нового поколения, разрабатываемый компанией ПАО «Туполев». Проект представляет собой принципиально новый летательный аппарат. Работы по проработке концепции изделия начались в 2009 году, первый полёт предполагается осуществить в 2025, принятие на вооружение — к 2028 году.

Негусто, очень негусто в сравнении с прежними успехами.

Выходит нынешний российский капитализм крупно проигрывает советскому социализму с его «галошами».

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.