Для отца Джеймса Мартина служение означает идти туда, где есть люди

Католическая церковь в Америке переживает большие перемены – с глубоким потенциалом и болью расплаты и ответственности.

Католическая церковь в Америке переживает большие перемены – с глубоким потенциалом и болью расплаты и ответственности. Тринадцать процентов американцев, по данным Pew Research, являются бывшими католиками, в то время как приходские мессы наполняются все большим количеством иммигрантов из Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки.

Женщины поднимаются на новые руководящие посты в качестве директоров религиозного образования и помощников пасторов, несмотря на то, что высшие руководящие роли остаются за мужчинами-священниками. Кроме того, Папа Франциск официально поддержал служение ЛГБТК и поощряет их принятие в католических семьях, что создает новые возможности для работы с ними.

Это время больших перемен дает католическому духовенству возможность адаптироваться к новым потребностям и служить людям новыми способами. Даже если некоторые могут чувствовать себя скованными обетами послушания, обязывающими руководство следовать папским директивам, другие находят поддержку в новых областях служения и работы с малообеспеченными и маргинализированными группами.

Немногие добились этого с таким успехом, как преподобный Джеймс Мартин, S.J., который занимает должность главного редактора журнала “Америка” и является публичным богословом, ободряющим и служащим миллионам людей онлайн, в печати и лично. Мартин приносит чувство католической принадлежности многим, кто был разочарован или невоцерковлен, особенно представителям ЛГБТК.

Католическая церковь в Америке переживает большие перемены – с глубоким потенциалом и болью расплаты и ответственности.-2

Имея более 645 000 подписчиков на Facebook, 309 000 на Twitter и 81 000 на Instagram, Мартин служит людям, где бы они ни находились – через социальные сети, книги-бестселлеры и частые выступления на телевидении. Мартин также возглавляет небольшие личные поездки на Святую землю вместе с руководителями журнала “Америка”.

Благодаря такому многогранному подходу отец Мартин выводит свое служение за пределы традиционных институциональных рамок, чтобы напрямую обратиться к людям, которым он стремится служить. Его работа представляет собой новую модель лидерства духовенства в Католической церкви, созданную по примеру Иисуса.

В то время, когда большинство учителей ждали, пока ученики сами придут к ним, сказал Мартин, Иисус вышел в общину Назарета, чтобы призвать своих первых учеников. Подобный подход работает и сегодня.

“Может быть, они живут не в Верхнем Вест-Сайде Манхэттена, тогда вы идете в другое место”, – сказал он. “Они на Facebook, они в Instagram, они в Twitter. Вот куда я иду”.

Но это только первый шаг.

“Когда вы идете туда, вы говорите на их языке, – сказал Мартин, добавив, что Иисус использовал тот же подход. Когда он встретил Петра, Андрея и Иакова, которые были рыбаками, он использовал термины, понятные им, а не язык плотника.

“Он не говорит: “Давайте заложим основы Божьего царствования” или “Давайте построим Божье царствование”, – сказал Мартин. “Он не говорит: “Давайте построим дом милосердия”. Вместо этого Иисус говорит: “Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами людей””.

Католическая церковь в Америке переживает большие перемены – с глубоким потенциалом и болью расплаты и ответственности.-3

Иисус хотел помочь людям понять Бога, говорит Мартин, а для этого нужно было использовать образы из еврейской и аграрной культуры первого века.

Работа отца Мартина подражает этим двум ключевым шагам: “Идти туда, где находятся люди, и говорить на их языке”.

И если это не ниже Иисуса, то это не должно быть ниже нас”, – сказал он.

Мартин обнаружил, что во время пандемии COVID-19 большая часть жизни общины переместилась в интернет. Хотя онлайн-служение не может заменить личного опыта посещения мессы и встречи с Христом в Евхаристии и общинном поклонении, другие собрания, такие как книжные клубы, дают возможность собираться онлайн и строить общину.

Мартин сейчас каждую пятницу проводит библейские занятия в Facebook, которые собирают около 500 человек. “Это своего рода сообщество”, – утверждает он. Помимо этого, Мартин говорит, что он взаимодействует с “сообществами людей, которые следят за мной онлайн на Facebook, Instagram или Twitter”, а также с более “неформальными сообществами”.

Католическая церковь в Америке переживает большие перемены – с глубоким потенциалом и болью расплаты и ответственности.-4

В частности, Мартин гордится своим служением сообществу ЛГБТК+ в последние годы после массовой стрельбы в Pulse, ночном гей-клубе, где в 2016 году были убиты 49 человек.

“Я чувствовал, что должен что-то сказать”, – сказал Мартин. “Очень немногие епископы что-то сказали, когда были убиты 49 человек. А вы знаете, при сравнимой стрельбе, стихийном бедствии или трагедии церковь что-то говорит. Меня осенило, что даже в смерти эти люди невидимы. Вот что постоянно приходило мне на ум: Даже в смерти они невидимы для церкви”.

Мартин счел ситуацию и отсутствие официальных ответов со стороны католического сообщества нетерпимыми. Это привело к появлению видеоролика в Facebook, возможности выступать, а затем к написанию в 2017 году книги под названием “Наведение моста: Как католическая церковь и ЛГБТ-сообщество могут вступить в отношения уважения, сострадания и чуткости”.

Эта книга привела к постоянному служению ЛГБТК, к чему, по словам Мартина, его привел Бог. Часть этого служения включает в себя веб-сайт под названием Outreach, который служит ресурсом для ЛГБТК-католиков.

“Не все согласны с этим служением, и я получил много откликов… но меня поддерживает Папа Римский (Франциск), и меня поддерживает мой религиозный орден, иезуиты”, – сказал Мартин. “Я обращаюсь к ЛГБТК не потому, что это так противоречиво, а потому что это то, что Бог задумал для меня, и я счастлив это делать”.